Элементы песочной терапии как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Татьяна Лаптева
Элементы песочной терапии как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Проблема эмоционально-личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-личностной сфере ребёнка.

Эмоциивоздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.

Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-личностной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности.

Родители и педагоги нередко обращаются в психологическую службу нашего ДОУ за помощью, сталкиваясь с такими трудностями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Велико число запросов по проблемам гиперактивности, агрессивности, замкнутости, тревожности у дошкольников. Такие проявления у детей иногда приводят к возникновению конфликтов с другими детьми, трудностям в общении с родителями и педагогами. В целом, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития.

Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы очень актуальна и важна.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы мы начали проводить с 2015-2018г. Наблюдая за детьми ДОУ, их общением и поведением, работая с ними, мы поняли, что проблема заключается в том, что дети затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять, описать свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим дошкольники могут испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. К тому же, в дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Так, еще В. С. Мухина, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, отмечала, что дошкольник находится «в плену» эмоций [6, с. 21-23].

Мы пришли к выводу, что развитие и коррекция недостатков эмоционально-личностной сферы, необходимо рассматривать в качестве одного из наиболее важных направлений работы детского психолога. В связи с этим нами была запланирована и проведена работа по развитию и коррекции эмоциональной сферы и профилактике возникновения эмоционального дискомфорта у детей.Велась работа по трем направлениям: с детьми, родителями, педагогами.

Целью нашей работы является – профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в ДОУ.Реализация поставленной цели проводилась по основным направлениям:

• психодиагностика;

коррекционно-развивающая работа;

• психологическое консультирование;

• психопрофилактика.

Психологическую работу со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, родителями дошкольников и педагогами ДОУ)мы строили поэтапно:

• 1 этап – диагностический;

• 2 этап – планово – организационный;

• 3 этап – коррекционный;

• 4 этап – контрольный.

На первом этапе мы выявили уровень развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возрастаиспользуя диагностические методики:

1. Для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка.

2. Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус».

В работе с родителями применили опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВВР) и выявили влияние семьи на развитие ребенка.

Используя анкетирование,определили наличие или отсутствие синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

На планово-организационном и коррекционно-развивающем этапах нами была проведена достаточно эффективная работа с родителями,где решались следующие задачи:

• формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;

• осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности родителей.

Взаимодействие с родителями по интересующим их вопросам проходит в виде индивидуальных консультаций, опросов, тематических выступлений на родительских собраниях, практических занятий, семинаров - тренингов,круглых столов с применением ИКТна темы:«Эмоциональное развитие ребёнка», «Что вас тревожит в собственном ребёнке?» и т. д.

Целью нашей работы с педагогами является: повышение уровня компетентности педагогов по развитию эмоционально -личностной сферы дошкольников.В соответствии с этой целью мы выделили следующие задачи:

• формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;

развивать у воспитателей умение взаимодействовать с данной категорией детей обеспечивая их эмоциональное благополучие.

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов в ДОУ мы ежегодно планируем и проводим: консультации, беседы, круглые столы, практические занятия,семинары-практикумы по проблемам педагогического общения: «Проблема эмоционального выгорания педагогов», «Как помочь эмоциональным детям и т. д.

Для детей старшего дошкольного возраста нами была разработана комплексная система коррекционно-развивающих занятий направленных на развитие эмоциональной сферы личности ребенка через использование метода песочной терапии и игротерапии (игры и упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры, дидактические игры).

При работе с песком, в основе каждого занятия лежит игровой сюжет, занятия построены в виде необычных сказочных путешествий, открывающих для детей нечто новое, меняющих их представление о себе, о мире, о своих отношениях с окружающими людьми

Таким образом комплекс методических приемов с одной стороны обеспечил формирование психологического здоровья, а с другой обеспечил формирование основных новообразований.

Для эффективной психологической поддержки детей использовались как индивидуальные, так и групповые формы работы.

В своей работе мы используем методические разработки, программ, пособия таких авторов как Епачинцева О. Ю., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Алябьевой Г. А. Сакович Н. А., Конаныхина Е. Ю., Хухлаевой О. В., а также адаптированную программу «Тропинка к своему Я» по развитию коммуникативных и эмоционально-личностных качеств детей.

На коррекционно-развивающем этапе мы вводим ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогаем прожить определенное эмоциональное состояние, объясняя им простую истину - человеку нужны и важны все чувства и эмоции для того, чтобы он адекватно оценивал себя и окружающих в различных жизненных ситуациях. Вся индивидуальная коррекционная работа с детьми в ДОУ строится нами в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

В работе с детьми мы решали следующие задачи:

• познакомить детей с эмоциями: радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;

• научить детей различать эмоции по выражению лица людей и схематическим изображениям;

• передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

• переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;

• научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

По завершению цикла развивающих занятий мы провелисравнительный анализ результатов работына выявления уровня развития эмоционально – личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Выявили, что у детей, прошедших весь цикл занятий,отмечается положительная динамика: снижение интенсивности проявления тревожности, нежелательных форм поведения, позитивная оценка себя, непринуждённое их поведение при общении со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, можно точно сказать, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны - существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяют направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Проводимая нами психологическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции эмоционально – личностной сферы получила положительную оценку со стороны родителей и воспитателей. По мнению родителей и педагогов, в результате прохождения курса занятий, дети стали увереннее в себе, активнее участвуют в играх и отвечают на вопросы педагога. У детей повысилась степень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений. Дети стали демонстрировать способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом желаний и потребностей другого ребенка.

Считаем, что дальнейшая работа по развитию эмоциональной сферы, сохранению психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детейдолжна проводиться совместно: «родитель-ребёнок-педагог», так как данная проблема актуальна в настоящее время и требует комплексного подхода к решению задач.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Элементы песочной терапии как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 марта 2021 в 10:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...

18 апреля. День отпечатка пальца на МААМ

18 апреля 1902 года – день рождения дактилоскопии, универсального метода установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Это удивительно, но они сугубо индивидуальны, восстанавливаются при...


Горячие темочки