МААМ-картинки

Эстетическое воспитание детей на занятиях по тестопластике. Календарно-тематическое планирование в старшей группе

Казанцева Наталья
Эстетическое воспитание детей на занятиях по тестопластике. Календарно-тематическое планирование в старшей группе

Воспитатель МАДОУ "Детский сад № 66"

Казанцева Наталья Викторовна

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии. Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения каждого ребенка. Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Публикация «Эстетическое воспитание детей на занятиях по тестопластике, Календарно-тематическое планирование в старшей группе» размещена в разделах

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач: развитие творческого потенциала ребенка; развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса; развитие самостоятельности и творческой активности; расширение тематики детских работ, поддержка желания изображать знакомые бытовые и природные явления, а также явления природы и яркие события общественной жизни; осмысление взаимосвязей между объектами как темы для изображения; самостоятельный поиск замыслов и сюжетов; выбор способов и средств их воплощение в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности; содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; создание оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка, ее свободного проявления в художественном творчестве.

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает быстрый переход к проектированию образовательного пространства ДОО на основе принципа культуросообразности.

Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС ДО предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В современной эстетико–педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе восприятия и создания художественных образов. Художественный образ лежит на основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связывающим понятием в системе эстетического воспитания. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятия художественных образов и выразительность явлений.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках и лепке своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребё нка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие и чувства, образные представления и воображение (форма, цвет, композиция). Происходит приобщение детей к национально – региональному и мировому художественному наследию. Однако, происходит это не самостоятельно, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребёнка и его возрастные особенности.

Значение лепки для развития ребёнка огромно. Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим и экспрессивным отношением к действительности. Искусство – это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие, их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию, с ними можно играть. А лепные картинки или интерьерные поделки украсят любое помещение. Всё, что видит и о чём мечтает ребенок, может воплотить в лепных образах. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки – самая несложная. Но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий головного мозга. Таким образом, лепка имеет большое значение для развития художественно – творческих способностей, для обучения и воспитания детей.

Лепить можно из глины или пластилина, но самым идеальным материалом для детского творчества является солёное тесто. Тестопластика имеет свои преимущества:

- Это природный, экологически чистый материал;

- Очень эластичный, легко обрабатывать;

- Быстро и легко готовится;

- Приятный на ощупь;

- Легко отмывается;

- Можно лепить как из белого, так и из окрашенного теста;

- Неокрашенную поделку, при желании, можно раскрасить;

- Изделия из солёного теста довольно прочные, долговечные;

- Хорошо сочетается с другими материалами (природным и бросовым).

Работа с тестом комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развития мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из солёного теста, способствует гармоничному развитию ребёнка. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость. Формирует умение планировать работу при реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Дети находят большое удовольствие в этой работе.

Составление лепных композиций из солёного теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей.

Таким образом, целью лепки из цветного солёного теста является : развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.

И ставим следующие задачи:

- Вооружить детей изобразительными и техническими навыками и умениями;

- Развивать познавательный интерес и мотивацию к творческой деятельности;

- Формировать сотрудничество и коммуникативные навыки;

- Воспитывать усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца;

- Развивать способность к творческому самовыражению.

Реализация содержания цикла занятий по тестопластике осуществляется по четырём тематическим блокам.

1-й тематический блок «Наш мир» - которые включают такие темы, как: Образы неба («Красно - солнышко», «Улыбка природы. Яркое солнышко», образы земли («Дорожка из осенних листьев», «Ковёр из осенних листьев», Образы деревьев («Ёлочка, колкая иголочка», «Семья деревьев», «Деревья долгожители. Баобаб, дуб», Образы цветов («Красивый цветок», «Грустный и весёлый цветок») и т. п.

2-ой тематический блок «Мир животных» - которые включают такие темы как: Образы птиц («Птицы большие и маленькие», «Любопытные цыплята», «Как розовые яблоки на ветках снегири…», «Мудрая сова», «Петушок золотой гребешок; Образы насекомых («Заботливые пчелы», «Семья жуков», «Бабочки и стрекозы любуются солнцем», ; Образы подводного мира («Кто на себе дом носит?», «Золотая рыбка», «Рыбы большие и маленькие») и т. д.

3-й тематический блок «Мир человека» - которые включают такие темы как: Автопортрет («Я веселый, улыбчивый человек»); Образ человека («Я художник»); Мои друзья («Портрет друга»); «Моя любимая игрушка»; Я художник-фантазер («Лепка чудо-пряника», «Сказочная птица»); Моя буква («Главная буква «Буква Я») и т. д.

4-й тематический блок «Наш дом –Южный Урал» - которые включают такие темы, как: Слушаем и лепим сказы Бажова («Серебряное копытце»); Художник -стилист («Национальные костюмы Урала»); Художник – архитектор («Жилища народов Урала»); Художник-мастер («Каменный цветок»); Национальный сувенир («Малахитовая шкатулка»);

Согласно ФГOC ДO, одним из принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа обусловлено доступностью для освоения ребёнком дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребёнка -дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, c чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Для детей доминирующей является сказочно-игровая форма подачи материала, следовательно, опосредованный характер сообщаемой информации способствует ее активному усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается.

Современное общество заинтересованно в том, чтобы воспитать ребенка, как гармонично развитую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения и педагог является наставником формирований его творчества.

Календарно-тематическое планирование по тестопластике в старшей группе

Месяц Тема Программные задачи

Сентябрь

«Раз ладошка, два ладошка»

Познакомить родителей и детей со способами приготовления соленого теста. Познакомить детей с новым материалом, дать возможность выполнить разные действия с тестом.

«Овощи-фрукты»

Показать приемы лепки различных овощей и фруктов. Развивать умение лепить из теста, приучать к аккуратной работе за столом. Развивать мелкую моторику. Учить раскрашивать готовые изделия, передавать характерные особенности с помощью красок.

«Традиционные народные жилища на Южном Урале»

Познакомить c традиционными жилищами на Южном Урале, найти отличия русского, башкирского, татарского народных жилищ. Слепить варианты жилищ. Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей. Учить составлять композицию из отдельных элементов. Развивать фантазию и творческие способности.

Октябрь «Осенние листочки» Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать листочки по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой.

«Совушка сова- большая голова» Продолжать учить лепить птиц, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину.

«Народное искусство» Формировать умение исполнять отдельные приемы Уральской росписи: «оживки», «подмалевки», «растяжки» на формах из соленого теста

Ноябрь

«Веточка рябины».

Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать столбики, шарики разного размера. Учить составлять композицию из отдельных элементов. Развивать фантазию и творческие способности.

«Осеннее дерево»

Продолжить использовать в лепке конструктивный метод. На прогулке провести наблюдение за осенним деревом. Спросить, что стало осенью с деревом? Какие произошли изменения в природе осенью?

Лепка фигурок домашних животных по выбору детей Закрепить умение лепить домашних животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину.

Декабрь

«Снежинка»

Продолжать учить создавать фигуры из жгутов путем раскатывания, присоединение детали сглаживанием

«Предметы народного домашнего быта» Познакомить со словом «утварь». Рассказать о различных видах национальной утвари и ее значении. Учить использовать основную заготовку для создания бытовых предметов,посуды, шкатулок.

«Елка-елка-колкая иголка»

Моделирование елок разными способами. Создание фактуры с помощью различных предметов:стека, ножницы. Создание композиции «Снежная деревня»

Январь

«Пингвины на льдине».

Учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность.

Рождественская игрушка «Ангел» Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.

«Уральские сказы П. Бaжoвa» —Знакомство c историей Урала через краеведческую литературу.

Освоение смешанных техник (освоение живописи цветным соленым тестом; работа в технике «мозаика»). Формировать умения иллюстрировать литературное произведение.

Февраль

Декоративная рельефная «Цветы-сердечки».

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким. Познакомить с разными способами лепки сердечек. Воспитывать эстетический вкус.

«Медаль для папы»

Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста

«Украшение тарелочек»

Закреплять умение детей декорировать тарелочки разными способами: жгутами, каплями, завитушками и т. д. Развивать фантазию, творческие способности.

Март

«Цветок для мамы»

Учить создавать красивую форму цветка. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять навыки работы с цветным тестом.

«Веселый светофор!»

Продолжить знакомить детей с сигналами светофора; учить лепить светофор из целого куска пластилина; изображать три цвета сигналов, путём прикладывания; закрепление знаний и умений детей в лепке предмета, состоящего из нескольких частей, используя прямое и круговое раскатывание.

«Филимоновские игрушки-свистульки» Знакомить с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Апрель

«Жаворонок».

Создание образа ритуальных жаворонков – «закличек» путем переплетения туловища косичкой. Украшение бусинами и бисером.

Рельефная «Звезды и кометы»

Продолжать освоение рельефной лепки из цветного теста. Познакомить с разными способами и приемами изображения. Развивать чувство композиции

«Пасхальные куличи»

Создать радостную, праздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц. Взаимодействие детей с родителями по сбору информации о способах украшения куличей.

Май

«Одежда Уральского края» Закреплять умение лепить конструктивным способом. Учить планировать свою работу : задумать образ, делить материал на нужное кол-во частей, лепить последовательно. Показать приемы оформления фигурок дополнительными материалами.

«Улитка».

Учить лепить поделку из длинного жгутика свёрнутого по спирали. Закреплять умение добавлять в поделку детали из природного материала.

Досуг «Весёлая ярмарка».

Закрепление пройденного материала. Рассматривание поделок, сделанных детьми вместе с родителями дома. Учить детей рассказывать о своём творческом замысле, о последовательности выполнения работы.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым.

Для выполнения поставленных задач мной предусмотрено четыре основных вида занятий : лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об искусстве и красоте Родного края. Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей. У детей развивается стойкий интерес к тестопластике. Они ответственно относятся к выполнению работ, стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа. Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца. Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы. Имеют представления о народных промыслах. Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу. Владеют техническими приёмами лепки. Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным. Лепят предметы, передавая их характерные особенности. Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике. Умеют составлять простые композиции. Рассказывают о последовательности выполнения своей работы,отвечая на вопросы педагога. Соблюдают правила по технике безопасности.

Занятия проходят в мастерской тестопластики «Мукасолька». У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. В нашей мастерской на полочках дети всегда могут найти: муку пшеничную, ржаную; крахмал; соль «Экстра», клей ПВА, гуашь в наборе, кисточки в наборе, лак ПФ, растворитель для лака – уайт-спирт, наждачную бумагу, цветную бумагу, картон, ножницы, стеки формы и трафареты изделий и их частей, рамки для работ, различный природный и бросовый материал. Для подведения итогов используем открытое занятие для родителей, выставки, конкурсы, презентации творческих работ.

Список литературы:

1. И. Гусева. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.

2. Поделки и сувениры из соленого теста. Москва. Мой мир. 2006.

3. И. А. Лыков. Лепим с мамой.

4. М. О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский дом МСП. 2006.

5. И. Хаянова. Соленое тесто. Москва. 2007.

6. Г. Чаянова. Соленое тесто для начинающих.

7. Е. Рубцова. Лучшие поделки из соленого теста. Владис. 2009.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование «Час двигательного творчества» для детей 5–7 летКалендарно-тематическое планирование «Час двигательного творчества» для детей 5–7 лет Цель: - формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии Задачи: - организовать.

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Календарно-тематическое планирование по программе «Азбука патриота» для детей с ОВЗ 4 группыКалендарно-тематическое планирование по программе «Азбука патриота» для детей с ОВЗ 4 группы Раздел III - Русские народные праздники - 5 часов. 19 - 20. Тема: Русские народные праздники. Цель: Воспитание гражданско-патриотических.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе 1 1.09 – 15.09 17г. Тема недели: «День знаний» Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Формировать дружеские,.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Космос»Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Космос» Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Космос» День недели: Понедельник I половина дня Совместная деятельность.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Ранняя весна» Календарно-тематическое планирование тематической недели «Ранняя весна» в старшей группе День недели: Понедельник I половина дня Вид деятельности.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Животный мир»Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Животный мир» Понедельник I половина дняПрием детей, беседа, п/и Прием детей, измерение температуры. Беседа с детьми о хищниках леса. Цель: уточнить.

Календарно-тематическое планирование в старшей логопедической группе «Осень» (на неделю) Дата 24 октября день недели понедельник Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Утро.

Календарно-тематическое планирование «Здравствуй, детский сад!» в старшей группе Организация СД педагога с детьми в режиме дня, методы образовательной деятельности, ситуации повседневного общения. Подготовительная работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое воспитание детей на занятиях по тестопластике. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
Опубликовано: 9 мая 2020 в 18:28
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД