Лучший педагог года

Задания по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Малашенко Елена Владимировна
Задания по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) отр. сль, сокр. щать, р. скошный

2) предв. рительно, ск. кать, избирательная к. мпания

3) благосл. вить, безотл. гательный, ди. гональ

4) предпол. жительно, прор. стать, п. норама

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1) д. монстрация, зам. реть, ж. лтизна

2) выч. тать, д. сант, ч. рстветь

3) д. алог, зап. рать, выл. ли

Публикация «Задания по теме „Правописание чередующихся гласных в корне слова“» размещена в разделах

4) бл. снуть, д. серт, нагр. вающий

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) инт. нация, м. ссажер, предл. жение

2) б. гаж, к. мбинат, накл. ниться

3) г. лодание, соприк. сновение, ох. рактеризовать

4) погл. тить, в. лейбол, прил. жение

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) неприм. римый, кам. ра, ном. р

2) прим. рять туфли, отм. рать, комм. рсант

3) нам. реваться, изм. рять, м. рцание

4) зам. рли, зам. рающий, сум. рки

5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к. лонна, водор. сли, б. калея

2) раздр. жать, нагр. дной, ав. нгард

3) сл. гаемое, оз. рять, дор. сти

4) усл. жнять, в. робьиный, прил. скать

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ,

Вариант 1

Задание 1. Выпишите слова, в которых пишется буква А.

Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить празднование. Возл…гать надежды.

Предл…жить блины. Безотл…гательное дело. К…снуться чуда. Радостное предпол…жение. К…саться рукой. Точки соприк…сновения. Не к…саются влаги.

Распол. житься у костра.

Задание 2. Выпишите слова c чередованием гласных О-А в корне.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн. шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г. ристый, заг. р, г. рец, уг. рный.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова (смотрите слова для справок)

Наш замечательный город ___ на берегу реки Ишим.

Осенью мы ___ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко___ недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой.

Мы аккуратно___ рюкзаки и отправились по ___ маршруту.

Быстро ___ на берегу палатки.

Девочки ___ в тени, а мальчики ___ костёр.

Справа от нашей стоянки ___ молодые берёзки, а слева ребята увидели___ шиповник.

Мы углубились в ___, чтобы собрать___ для гербария.

Свои мысли о слёте мы ___ в сочинениях.

Слова для справок : выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Задание 4. Выписать номера предложений с чередующейся гласной А в корне слова в один столбик, слова с чередующейся О - в другой столбик

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Задание 5. Запишите слова в два столбика :1) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от наличия суффикса А после корня.

К…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жение, ог. рок, прил…гать, пол…житься, г. рючее, прик…сновение, пол…жу, уг. рный, пол…гание, прик…снувшись, предл…жение, кас…тельная, предпол…гать, выг. рать, предпол…жжение, заг. рают, отг. рел,, сг. рать.

Вариант 2

Задание 1. Списать. Определите в каждой группе слов лишнее и подчеркнуть его:

Р. стущий, прор. стающий, пр. стейший, р. сточек.

Р. скошный, р. сти, возр. стной, подр. стать.

Сл. жение, пол. жение, пол. гается, сла. кий.

Заг. раться, уг. рный, приг. рок, приг. рел

Задание 2. Выпишите слова c чередованием гласных О-А в корне.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн. шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г. ристый, заг. р, г. рец,уг. рный.

Задание 3.

Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова (смотрите слова для справок) и запишите их. Предложения не списывать.

Наш замечательный город ___ на берегу реки Ишим.

Осенью мы ___ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко___ недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой.

Мы аккуратно___ рюкзаки и отправились по ___ маршруту.

Быстро ___ на берегу палатки.

Девочки ___ в тени, а мальчики ___ костёр.

Справа от нашей стоянки ___ молодые берёзки, а слева ребята увидели___ шиповник.

Мы углубились в ___, чтобы собрать___ для гербария.

Свои мысли о слёте мы ___ в сочинениях.

Слова для справок : выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Задание 4. Продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Р…стислав Романович Р…стовцев решил р…стить репу. Работал раз Р…тислав Романович, р…ссаживал р…ссаду и р… ссуждал: «Р…сти, р…сти, репка. Р…спарю, ребятам раздам, р…справимся с радостью».

Слова для справок : молодая пор…сль, р…сла быстро, маленькие р…стки, развитие р…стений, трудно р…сти, выр…сла р…скошная, густая р…стительность, препол…гали угостить, разл…жили на кучки, р…стительная пища.

Задание 5. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.

Добавление к чему-нибудь, например, к журналу.

Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений.

То, что предложено, предлагается.

Частый кустарник, которым заросло какое-либо место.

Догадка, предварительная мысль.

Устроиться где-нибудь на отдых.

Несколько вырасти, стать старше.

Сообщать свои мысли.

Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян.

Становиться гуще, ветвистее.

Отдельная область деятельности науки, производства.

1) Распределить корни между «кармашиками»

от согласных от суффикса А от ударения от лексического значения корня

-Лаг-лож, пир-пер, кас-кос, зар-зор, мак-мок, мир-мер, гор-гар, раст-ращ-рос, стил- стел, равн-ровн, клан- клон, бир-бер

2)Работа с текстом. Списать, вставить пропущенные буквы графически выделить орфограммы.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

Тема-

Идея-

Составить 2 тонких вопроса и 1 толстый

3)Распределите слова в 2 столбика

с гласной А с гласной О

Графически объясните выбор написания.

Из. лагать, прик. снуться, з. ря,, соприк. саться, предпол. жить, прил. гательное, выр. сли, пол. гать, отр. сль промышленности, г. реть, отл. жить, р. сток, наг. ревший.

4)Распределите слова в 2 столбика

проверяемые безударные гласные в корне слова чередующиеся гласные в корне слова.

Расст. лается, зап. рать, соб. рательный, к. сой взгляд, пок. сившаяся избушка, прик. снуться, зам. рать от восхищения, разг. реться, г___ристая местность, изв. нить, выр. щенный, р…систое утро, прим. рить друзей, к. сательная, к. са

1. Выборочно-распределительный диктант

Выпишите в один столбик слова с вариантом -лаг-, в другой — с с вариантом -лож-.

Изложение, излагать, прилагательное, возложить, полагается, приложение, предположение, слагаемое, сложение, положение, низложить.

Прилагать усилия, сложить вещи, отложить поездку, возлагать цветы, предложить помощь, безотлагательное дело, заложить фундамент, приложение к журналу «Огонек», высказать предположение.

___

2. Диктант «Проверяю себя»

Укажите, какая буква — а или о — пропущена в корне слова.

1) Пушкин всегда был скуп на прил. гательные. (С. Маршак.) 2) Для Бунина характерно обилие прил. гательных. (К. Паустовский.) 3) Кто ясно мыслит, то ясно изл. гает. (Буало.) 4) Где мысль ясна, там ясно изл. женье, там нужные слова придут без затрудненья. (Буало.) 5) Ум заключается не только в знании, но и в умении прил. гать знание на деле. (Аристотель.) 6) Я представить не могу пол. жения, чтобы когда-нибудь было нечего делать. (Достоевский.) 7) Желая проверить свои предпол. жения, Левинсон пришел на собрание заблаговременно. (Фадеев.) 8) Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил. жу. (Пословица.) 9) Если сл. жить все ошибки умного, получится гора. (Пословица.) 10) Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол. жения. (Пословица.) 11) Надобно удивляться древнему искусству, которое умело вл. гать душу в мрамор, и прекрасную душу. (Карамзин.) 12) Отработав, что пол. гается, съешь, что причитается. (Пословица.) 13) Не сиди сл. жа руки — так и не будет скуки. (Пословица)

___

3. Диктант на замену

Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичным выражениями. Используйте фразеологические словари русского языка.

Образец. Наложить вето – запретить.

Сложить оружие —. , положить зубы на полку —. , сидеть сложа руки —., положить на обе лопатки —. , вложить в уста —. , ложиться на плечи —., положа руку на сердце —., заложить основы —. , войти в положение —. , ума не приложу —.

Составьте на основе данных фразеологизмов 5—6 предложений.

Выпишите из периодической печати, фольклорных и литературных источников 5—6 предложений, в которых есть слова с корнем -лаг- — -лож-.

___

4. Выборочно-распределительный диктант

Выпишите в один столбик словосочетания, включающие слова пропущенной буквой а, в другой — с буквой о.

Р. стовская область, подр. стающее поколение, классификация р. стений, произр. стать на юге, выр. щенный урожай, зар. сли тростника, комедия Д. И. Фонвизина «Недор. сль», жители Р. стова, морские водор. сли, новая отр. сль промышленности, преклонный возр. ст, просьба Р. стислава, р. стительное масло, молодая пор. сль, р. сточек сливы, повзр. слевший сын.

___

5. Предупредительный диктант

Объясните написание выделенных букв.

1) Люди, нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. (Сухомлинский.) 2) День ото дня всё шире и шире движенье за мир разрастается в мире. (Сурков.) 3) Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна. (Цицерон.) 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа. (Пушкин.) 5) Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано. (Некрасов.) 6) Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Пушкин.) 7) Не я увижу твой могучий поздний возраст, когда перерастешь моих знакомцев и старую главу их заслонишь от глаз прохожего. (Пушкин)

___

6. Диктант «Проверяю себя»

Объясните написание выделенных букв. Раскройте смысл данных пословиц.

1) Не беречь поросли — не видать и дерева. 2) Сломать дерево — секунда, а вырастить — годы. 3) Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. 4) Где выросла сосна, там она и красна. 5) На одном месте и камень мохом обрастает. 6) Человек — не грибок: в день не вырастет. 7) Сначала дерево пускает корни, а потом уж растет ввысь. 8) Водоросли выплывают в время наводнения. 9) Сорная трава быстрее растет. 10) Ум — не в возрасте, а в голове. 11) Где водоросли хороши, рыбы собираются, а вокруг хорошего человека — люди.

___

7. Диктант на замену

Назови одним словом!

1) Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений. (Растениеводство.) 2) Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (Заросли.) 3) Отдельная область деятельности, науки, производства. (Отрасль.) 4) Водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (Водоросль.) 5) Крупный, высокого роста. (Рослый.) 6) Стебель растения в самом начале развития из семени. (Росток.) 7) Тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты. (Ростовщик.) 8) Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. (Подросток.)

___

8. Восстановленный диктант

Выпишите слова с корнем -раст-(-ращ-) рос-. Восстановите по этим опорным словам текст.

Папирус — это болотное растение. Ещё в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. Когда папирус вырастет, достигнув 3—5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке.

Такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.

Путешественники, побывавшие в тропиках Африки, утверждают, что видели папирус, который произрастает на озере Чад.

___

9. Игра «Четвертый лишний»

1) Дикор. стущие деревья.

2) Вечнозеленые р. стения.

3) Выр. сший клен.

4) Известный р. стениевод. 1) Молодая пор. сль.

2) Морские водор. сли.

3) Юношеский возр. ст.

4) Непроходимые зар. сли.

Составьте предложения, используя словосочетания из вышеприведенных материалов для игры «Четвертый лишний».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Дидактическая игра «Десяточка» по теме «Обобщающие слова»Дидактическая игра «Десяточка» по теме «Обобщающие слова» Дидактическая игра «Десяточка» Цель игры Учить понимать обобщающие слова и использовать их в речи. Обогащать и активизировать в речи слова.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Развивающие игры и задания по теме «Творчество А. С. Пушкина» для детей старшей группыРазвивающие игры и задания по теме «Творчество А. С. Пушкина» для детей старшей группы 10 февраля 2017 года день памяти А. С. Пушкина. В этот день 180 лет назад великий русский поэт скончался от ранения, полученного на дуэли.

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задания по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Опубликовано: 30 января 2021 в 23:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД