МААМ-картинки

Консультация «Задержка речевого развития»

Надежда Данилова
Консультация «Задержка речевого развития»

Авторы в понятие «задержка речевого развития» (ЗРР) вкладывают различный смысл.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. определяют задержку речевого развития как «задержку темпов формирования речи» при позднем ее начале. Авторы отмечают, что дети с задержкой речевого развития способны к усвоению грамматических норм языка, овладению языковыми обобщениями. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. используют понятие «задержка речевого развития» применительно к детям младшего дошкольного возраста.

Публикация «Консультация „Задержка речевого развития“» размещена в разделах

Садовникова Л. Г. понимает задержку речевого развития как отставание в развитии речи и выделяет следующие ее виды у детей раннего возраста: задержка на стадии называния; задержка на стадии эмоционального общения; задержка в результате отсутствия интереса ребенка к сотрудничеству со взрослыми.

Громова О. Е. рассматривает 2 варианта недоразвития речи у детей раннего возраста: выраженные дизонтогенетические отклонения по типу общего недоразвития речи и задержку речевого развития, которая носит темповый характер.

Чиркина Г. В. отмечает, что индивидуальные речевые проблемы в развитии детской речи проявляются в форме неосложненной задержки речевого развития, задержки речевого развития при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной и т. п., грубой задержки речевого развития при парциальных нарушениях в других сферах (речевая активность ребенка крайне низкая при достаточном развитии пассивного словаря, часты проявления речевого негативизма, задержки речевого развития в структуре сложного дефекта (например, РДА). Автор рассматривает задержку речевого развития как обратимое состояние.

Разенкова Ю. А. отмечает, что задержанное развитие включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития. Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе. Задержка развития предполагает, что у ребенка качественно ухудшается формирование психических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов. По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку.

Таким образом, многие авторы понимают задержку речевого развития как задержку темпа формирования речевой функции и применяют данный термин для обозначения недоразвития речи детей раннего возраста.

Проводимое нами экспериментальное изучение развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития в ходе деятельности инновационной (экспериментальной) площадки позволило сделать следующий вывод: дети раннего возраста с задержкой речевого развития имеют различный уровень и специфические особенности, как речевой функции, так и других психических процессов.

Особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития

Недоразвитие речи в раннем возрасте может быть разной степени выраженности: от полного отсутствия активной речи и несформированности понимания отдельных слов и фраз до невозможности правильного грамматического (в пределах возраста) оформления речевого высказывания и недифференцированности понимания значения морфем.

В то же время существуют определенные закономерности формирования и развития речевой функции при задержке речевого развития.

Особенности накопления словарного запаса

Нарушение формирования лексической стороны речи у детей с задержкой речевого развития проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, многозначности слов, трудностях актуализации словаря, в запаздывании появления первых слов. Часто дети с задержкой речевого развития пользуются жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и многозначными звукокомплексами и звукоподражаниями.

По словам О. Е. Громовой, яркой особенностью выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, но упорно отказывается от слов, которых нет в активном лексиконе.

Особенности формирования грамматического строя и фразовой речи

Грамматический строй у детей с задержкой речевого развития оказывается несформированным: попытки словоизменения чаще всего не удачны; имеются грубые ошибки в выборе грамматических форм (смешение падежных форм, употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве и т. п.). О. Е. Громова отмечает, что время появления первых слов у детей с нарушением развития речи может не иметь резкого расхождения с нормой, однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. В возрасте 2-3 лет может иметь место полное отсутствие фразовой речи.

Для задержки речевого развития нередко характерно расширение номинативного словаря до 50 единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций или использование в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов – корней.

Особенности понимания речи

У одних детей с задержкой речевого развития импрессивная речь включает в себя довольно большой запас слов, что проявляется в дифференцированном понимании их значений. Такие дети хорошо ориентируются в знакомой и новой обстановке, понимают значение многих обиходных слов, правильно выполняют одно- и двухступенчатые инструкции с предлогами (на, в, под, ориентируются в некоторых грамматических значениях слов.

Другие дети с трудом понимают обращенную к ним речь: плохо ориентируются в новой обстановке, не понимают значения многих слов, понимают и правильно выполняют только одноступенчатые инструкции без предлогов с помощью жестов, не ориентируются в грамматических значениях слов.

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой речевого развития

Категория детей с задержкой речевого развития по проявлениям познавательных процессов неоднородна. У части детей познавательное развитие протекает в рамках возрастных особенностей: в обычные сроки развивается интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру. У других детей с задержкой речевого развития развитие познавательных интересов отстает от нормального возраста.

Зрительное восприятие характеризуется более низким уровнем развития по сравнению с возрастной нормой. Часто оказывается нарушенным слуховое восприятие: дети испытывают трудности при дифференциации как речевых, так и неречевых звуков. У части детей выявляются нарушения тактильного восприятия: затруднен процесс опознавания свойств предметов на ощупь, сенсорный опыт долго не выражается словом.

Внимание характеризуется неустойчивостью. Наблюдаются трудности привлечения и концентрации внимания даже при использовании ярких дидактических материалов. Дети долго не приобретают умение удерживать внимание на словах, поэтому не всегда правильно выполняют даже простые инструкции взрослого.

Память у детей с задержкой речевого развития ограничена в объеме (дети 3-х лет не могут 2-3 объекта, даже при узнавании характерна неточность воспроизведения информации.

У детей раннего возраста в норме преобладает наглядно-действенное мышление, параллельно развиваются элементы наглядно-образного мышления. При задержке речевого развития у детей часто возникают трудности соотнесения предметов по форме, по цвету, по размеру; медленно формируется целостный образ предмета (дети с задержкой речевого развития затрудняются при складывании разрезных картинок); очень долго не формируется представление о способах действий, т. е. не формируются элементы наглядно-образного мышления.

Таким образом, дети раннего возраста с задержкой речевого развития представляют неоднородную группу: они имеют различный уровень и специфические особенности развития, как речевых функций, так и познавательных процессов.

Публикации по теме:

Консультация «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» "Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться.

Консультация «Задержка речевого развития» В своей практике я столкнулась с такой проблемой, как задержка речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Родители по разному.

Консультация для родителей «Задержка психического развития» Не секрет, что на многих родителей такая аббревиатура, как ЗПР, наводит страх, они изо всех сил сопротивляются таким диагнозам, упорно доказывая,.

Консультация для родителей «Нормы речевого развития ребенка 4 лет» Дошкольный период (3 — 7 лет) является одним из главных в речевом развитии ребенка. Но первые значительные изменения, родители замечают.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» В марте 2019 года в нашей группе было проведено родительское собрание посвящённое вопросам дефектологии речи младших дошкольников,с участием.

Консультация «Задержка речевого развития у детей раннего возраста» Задержка речевого развития у детей раннего возраста Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что.

Консультация для родителей «Задержка психического развития. Что это такое?» с презентацией Выступление на родительском собрании «Задержка психического развития. Что это такое?» с презентацией Слайд № 1 "Задержка психического развития.

Консультация «Задержка речевого развития. От 0 до 3 лет» Задержка речевого развития. Практически каждый взрослый слышал такой диагноз, как задержка речевого развития. Давайте разберём, что же это.

Консультация «Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста» ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Примеры речевого развития у детей раннего возраста. «Задержка языкового развития (по другой терминологии —.

Консультация «Задержка речевого развития ребенка — возможные причины» Задержка речевого развития у ребенка. В наш стремительный век бурных информационных технологий,в век когда легко можно стать даже "космическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Задержка речевого развития»
Опубликовано: 28 октября 2019 в 19:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД