Дина Шрейдер
Занятие по формированию целостной картины мира, расширению кругозора с детьми 5–6 лет в группе ЗПР «Кто в лесу живёт?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по формированию целостной картины мира, расширению кругозора и развитию речи с детьми 5 – 6 лет (2 год обучения) в группе компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития "Кто в лесу живёт?"
Лексическая тема: "Дикие животные и их детёныши"
Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира, расширению кругозора с детьми 5–6 лет в группе ЗПР „Кто в лесу живёт?“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Цель: уточнение и расширение знаний детей о диких животных: волке, лисе, зайце, медведе, белке и их детенышах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить и расширить знания детей о местах обитания, жилище и повадках диких животных, о жизни диких животных зимой; закрепить обобщающее понятие «дикие животные», уточнить смысл понятия;
- уточнить знание основных признаков и последовательности времён года;
- закреплять навыки счёта в пределах 5;
- развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление;
- корригировать и развивать навыки классификации предметов по родовому признаку;
- развивать соматогнозис
Речевые задачи:
- упражнять в словообразовании; учить согласовывать существительное с числительным; употреблять существительные в творительном падеже;
Воспитательные задачи:
- вызвать интерес и любопытство к окружающей природе.
Перед началом занятия (10 - 12 мин.):
- Какое сейчас время года? Зима. Какие приметы зимы вы знаете? Давайте посмотрим в окно. Похожа погода за окном на зимнюю? Пасмурно, вместо снега идёт дождь. Мы поедем на поезде в лес, зиму догонять.
Комплекс антистрессовой гимнастики для дошкольников «Паровозик из Ромашково»*.
1. - Из чего состоит поезд? Паровоз - это голова поезда. А ну-ка, давайте проверим, готова ли наша голова к поездке. Положите одну руку на лоб, а другую - на затылок, закройте глаза и прислушайтесь. Голова думает, мыслит, помнит очень многое. Как хорошо! Вспомните своих близких: маму, папу, бабушку и дедушку, своих друзей. Они вас очень любят. Как хорошо, что они есть! Хорошо, что есть природа, солнышко, весь этот удивительный мир. Пусть он будет добрым и светлым. Откройте глаза.
- Вагончики – это тело поезда. А наше тело готово ли к поездке? Давайте проверим. Поставьте руки на пояс, как на танцах, но большие пальцы поверните вперед, а ладошки - назад. Закройте глаза и прислушайтесь к тому, что происходит внутри вашего организма. Что происходит во всем вашем теле, как оно работает? Сердце стучит? И т. д.
Спасибо нашему телу за хорошу работу, пусть оно не болеет, а мы будем его беречь и укреплять!
2. Техники на принципе резонанса, вибрации.
- Я буду паровозом, а вы - вагончиками. Сначала надо построить паровозик и вагончики! Возьмите в руки молоточки, стройте каждый свой вагончик. (Дети постукивают себя пальцами и кулаками по голове, плечам, рукам, туловищу, ногам.) Хорошо!
Помогите своему соседу построить вагончик (Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальцами и кулачками по спине соседа, стоящего впереди).
Хорошо! А теперь помогите соседу с другой стороны
- Новые вагончики надо покрыть краской, чтобы они были красивые. Закройте глаза, постарайтесь увидеть тот цвет, в который вы хотите покрасить свой вагончик. Какой цвет увидели? Красим! (Педагог проводит руками по телу с головы до пяток, дети повторяют движение.)
- А теперь посушим краску. Давайте подвигаемся, чтобы краска быстрее высохла. Сначала посушим верхнюю часть вагона. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)
А теперь - все остальное. (Дети трясут руками, часто топают ногами, подпрыгивают; хлопают себя по ногам.) Хорошо! Повернитесь лицом в круг, посмотрите друг на друга. Вы построили очень красивые новенькие вагончики. Теперь можно отправляться в путь.
(Дети встают в затылок друг другу, кладут руки на плечи впереди стоящему.)
- Наш поезд отправляется с третьего пути! Просим пассажиров занять свои места!
Чух-чух, чух-чух, наш паровоз тронулся! Поехали! (Педагог ведёт колонну «змейкой», все продвигаются, часто топая ступнями.)
У-У-У-У! (Дети выполняют звуковибрационное упражнение со звуком \ у \, поколачивая по груди кулачками.)
- Давайте превратимся в пассажиров и сядем в вагончики! (Дети садятся на пол, руки в упоре сзади.)
- Наш поезд едет по кочкам, по кочкам.
(Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро подпрыгивают вверх - вниз, опираясь на руки.)
-А теперь едем по ровненькой дорожке.
(Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро двигаются вперед - назад.)
Затрясло вагончики на повороте.
(Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро покачиваются вправо-влево.)
(Упражнение повторяется 3 раза.)
- Паровоз остановился на лесной поляне.
Вводная часть.
(Слайд 3) Мы догнали зиму? Какое время года в лесу? Лето. Как вы догадались?
Едем дальше, зиму догонять. (слайд 4) Прошло лето, и наступила – осень. Что изменилось в нашем лесу? Вот и осень пролетела, и в лес пришла - (слайд 5) зима! Догнали зиму!
Что изменилось в лесу зимой? Приглашаю вас погулять по зимнему лесу.
Основная часть.
Если не шуметь и быть внимательными, можно увидеть, кто в лесу живёт.
Гимнастика для глаз.
(Слайды 6 - 9) Кто это? Белка. Как вы её узнали? А где у белки дом?
Белка живёт на дереве в дупле. Кто сделал дупло для белки - человек? Сама белка? Дятел своим крепким клювом выдолбил. Давайте осторожно заглянем в дупло. Кого вы видите? Сосчитайте, сколько у белки бельчат? Один бельчонок, два бельчонка.
Спит ли белка зимой? Нет, она по деревьям скачет. А что ест зимой белка?
(осенью белка делает припасы, а зимой отыскивает их и съедает).
Слышите? Белки расшалились. Давайте осторожно посмотрим, что происходит?
Динамическая пауза – игра с шишками.
(Слайды 11, 12, 13, 14) Идём дальше. Кто ещё живёт в лесу? Лиса. Назовём её ласково – лисичка. Где лиса живёт? В норе. Кто же сделал норку для лисы? Лиса сама лапками вырыла для себя и своей семьи. Семья большая: мама – лисица, папа – лис, дети – лисята.
(Рассматриваем лису и лисят, сравниваем, пересчитываем лисят). А лиса зимой спит? Нет, не спит, по лесу бегает, еду для себя и детей ищет.
Идём дальше. Мы видели белку и лису. Кто ещё живёт в лесу? (Слайды 16, 17, 18) Медведь, медведица и дети – медвежата. Что медведь зимой делает? А где он спит? Кто медведю берлогу делает? Никто, он сам лапами роет. Давайте посмотрим, как медведь в берлоге спит. Только тише, не шумите, мишку вы не разбудите!
Мы идём, неблизок путь. Нам пора и отдохнуть.
Физкультминутка.
- Про кого можно сказать: воет … (Волк, переваливается … (Медведь, хитрит … (Лиса, пугается … (Заяц, прыгает … (Белка).
- Давайте и мы с вами на минутку превратимся в зверят, хорошо?
Я как белка в колесе прыгаю на месте,
Чтобы было веселей, поскакали вместе.
Раз, два, три, четыре, пять–
Начал заинька скакать.
Прыгать серенький горазд,
Он подпрыгнул ещё раз.
Кто-то смотрит из-за ёлки. Вы узнали? Это -. волки! (Слайды 20 - 23) Рассказ о волчьей семье, жилище и повадках. Волки дружно живут, вместе охотятся, вместе и поют. Давайте споём вместе с волками (игра «Тихо – громко; далеко - близко»).
Нам пора идти домой. Ой, кто там скачет под горой? (слайды 25 - 27)
Летом серый, зимой – белый. И зачем заяц шубку меняет? И далее – по слайдам.
Заключительная часть.
Погуляли мы в лесу. Кого встретили? (Слайд 28)
На животных поглядите, одним словом назовите.
(Слайд 29) Мы зимой в лесу гуляли. Кого только не встречали!
Путешествию конец. А кто был с нами – молодец!
Под тихую мелодию подводим итоги занятия и «уезжаем» в группу. Можно по возможности побаловать детей подарком от белочки – орехами или сухофруктами.
___
* Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). / О. И Артюкова, Т. В. Теличко. - Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
***
Игры для уточнения и закрепления материала в группе и дома.
«Отгадайте загадки и найдите на картинках отгадки».
— Я хитра и плутовата, я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса).
— Быстрый маленький зверек, по деревьям скок да скок. (Белка).
— Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке беленькой зимой, а в шкурке серой – летом. (Заяц).
— Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (Волк).
– Летом он в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь).
Д/игра «Кто где живёт».
Надо назвать жилища животных.
На правильные ответы детей выставляются картинки, на которых нарисованы жилища животных (логово, берлога, дупло, нора, куст).
- Как называется жилище медведя? (Берлога). Волка? (Логово). Кто живет в дупле? (Белка) В норе? (Лиса). А где живет заяц? (Под кустом).
Д/игра «Угостим зверей». (употребление творительного падежа)
- Скажите, чем можно угостить зверей? (Волка угостим мясом, лису – курочкой, зайца – морковкой, белку – орехами, медведя – медом).
Д/игра «У кого кто?» (упражнение в словообразовании)
- У лисы кто? (лисёнок) У медведя? (медвежонок) А кто мама у зайчат? (зайчиха). У бельчат? (белка) У волчат? (волчица). Дети находят животных и их детенышей на картинках.
- Давайте посчитаем детенышей.
Д/игра: «1, 2, 5». (согласование числительных с существительными).
Один зайчонок, 2 зайчонка, 3 зайчонка, 4 зайчонка, 5 зайчат, и т. д.