Получи документы

Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» для воспитанников старшей группы по теме «Волшебное электричество»

Алена
Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» для воспитанников старшей группы по теме «Волшебное электричество»

Программные задачи.

– формировать представления детей об электричестве, о том, где “живёт” электричество и как оно помогает человеку;

– формировать элементарные представления об истории возникновения электрической лампочки;

– закрепить представления о назначении бытовых приборов, о правилах безопасного обращения с ними;

– расширять словарный запас по теме, стимулировать развитие диалогической и грамматически правильной речи;

Публикация «Занятие по образовательной области „Ребёнок и общество“ для воспитанников старшей группы по теме „Волшебное электричество“» размещена в разделах

– развивать внимание, память, мыслительную активность, умение анализировать и делать выводы;

воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства осторожности в обращении с электроприборами;

воспитывать потребность в экономном использовании электричества.

Предварительная работа.

– рассматривание иллюстраций бытовой техники, отгадывание загадок об электроприборах;

– чтение произведения С. Маршака, “Вчера и сегодня”, М. Монаковой, “Розетки мне неинтересны”;

– дидактические игры “Вчера и сегодня”, “Для чего это нужно?”, “Сложи картинку”; "Четвертый лишний?".

– заучивание стихов, текста к физкультминутке.

Оборудование.

электронное письмо от Незнайки;

– картинки предшественников лампочки (солнце, костёр, факел, лучина, керосиновая лампа, свеча);

– провод;

– верёвка с узелками;

– иллюстрации электростанций;

– схема игры “Лабиринт”;

– картинки “Азбука безопасности”;

– рисунки об экономии электроэнергии дома;

– голосовое сообщение от Незнайки;

– ноутбук и проектор.

–лампочка в коробке.

Ход занятия.

– Ребята, мне сегодня пришло электронное письмо. Давайте прочитаем.

“Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам Незнайка. Мне нужна ваша помощь. Я купил пылесос, телевизор, стиральную машину и много других полезных вещей. Но я не знаю, как правильно с ними обращаться, чтобы не испортить. Пожалуйста, расскажите мне об этом, а ещё лучше – пришлите видеозапись. Я и мои друзья в Солнечном городе будут вам очень благодарны. ”

С уважением – Незнайка

– Ребята, мы сможем помочь Незнайке? Уверена, что для себя мы тоже узнаем что–нибудь новое и интересное. Становитесь в круг, поиграем в игру “Закончи предложение”. Я буду начинать предложение, а вы его повторите и добавите последнее слово.

Бельё гладят… (утюгом)

Крем взбивают… (миксером)

Волосы сушат… (феном)

Книгу освещают… (лампой)

Ковёр чистят… (пылесосом)

Воздух охлаждают… (вентилятором)

Продукты хранят… (в холодильнике)

Еду разогревают… (в микроволновой печи)

– А теперь скажите, для чего нужны эти предметы? (Телефон, швейная ма-шина, стиральная машина, телевизор, кофемолка,часы, обогреватель, электро-

чайник).

– А как назвать все эти предметы одним словом? (электроприборы). А нужны ли нам электроприборы? Да, они наши лучшие помощники и делают нашу жизнь удобной и разнообразной.

– А что нужно сделать, чтобы электрические приборы работали? Куда их включают? (в розетку). Да, нужно вилку от электроприбора вставить в розетку.

Что за зверь сидит в розетке? Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился? И в розетке очутился? (Электрический ток)

– А вы знаете, как электрический ток попадает в наш дом? (По проводам)

– Да, электрический ток идет по проводам, спрятанным глубоко под землей или очень высоко над землей. Электрический провод (показываю) – это дорожка. Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней – пучок медных проволочек. По этим проволочкам ток попадает к нам в дома, на заводы, в больницы, в розетки и выключатели. Электрический ток совершает длинное путешествие. Он похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы – электроны. Представьте, что вы -"электрончики", бегущие по проводам.

Игра «Ток бежит по проводам»

Дети становятся вокруг верёвки и кладут обе руки на узелки. Двигаясь по кругу и перебирая руками, произносят слова.

Ток бежит по проводам

Свет несёт в квартиру к нам

Чтоб работали приборы

Холодильник, мониторы

Кофемолка, пылесос

Ток энергию принёс.

– Ребята, посмотрите, что за коробка у нас на столе. Отгадайте загадку.

Дом – стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк,

Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.

(Электрическая лампочка)

– Знаете, ребята, у электрической лампочки очень интересная история.

Хотите послушать? Только я бы хотела, чтобы вы думали, высказывали своё мнение и делали выводы.

Выставляю картинку «Солнце». Много лет назад электричества не было и единственным источником света для древних людей было солнце. – А что могло произойти ночью, когда не было солнца? Когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.

Костёр. Затем люди научились добывать огонь и сохранять его. –Чем был хорош костер? Костёр стал для них и светом, и теплом. Он горел в пещере и служил защитой от хищников. Но костёр надо было постоянно поддерживать, подкладывать дрова, от него нельзя было отойти надолго.

Факел. Время шло, и люди догадались, что из костра можно достать горящую палку. С ней можно было ходить, она освещала путь. Так появился факел. – А удобно ли пользоваться факелом? Не всегда, им можно было обжечься, его приходилось держать в руках. Нельзя было ходить с факелом в сырую погоду.

Лучина. Потом люди придумали лучину. Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берё зы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. Лучину ставили на специальную подставку, а под ней – ведро с водой. –Почему? Дома были деревянные, и если упадёт искра, может случиться пожар. – Удобна ли лучина для освещения? От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар.

Свеча. Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Его зажигали, и свеча освещала помещение. Это очень удобное изобретение используют и сегодня. – А что удобнее – лучина или свеча? Безусловно, свеча. Она горела дольше, пламя от свечи ровнее. Но свеча тоже могла вызвать пожар и ею можно обжечься, она коптит, даёт мало света.

Керосиновая лампа. Когда люди научились добывать уголь и нефть, тогда появились керосиновые лампы. В лампу заливали керосин, надевали стекло. Пламя можно было делать больше или меньше. Это было экономно. Она горела ярче и была безопасна. – Но была ли керосиновая лампа достаточно удобной? Не совсем. Со временем стекло покрывалось гарью, и плохо проходил свет. Керосиновая лампа недостаточно освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если лампу случайно опрокинуть, керосин разольется, и может вспыхнуть огонь.

Электрическая лампочка. Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.)

Энергосберегающая лампочка. Не так давно люди придумали энергосберегающую лампочку. Эта лампочка горит дольше обычной лампочки и экономит электроэнергию.

– А сейчас пришла пора отдохнуть нам, детвора!

Физкультминутка «А часы идут, идут…»

Стрелки движутся по кругу (ходьба по кругу)

Не касаются друг друга (руки поднять вверх)

Повернёмся мы с тобой (повороты в разные стороны)

Против стрелки часовой

А часы идут-идут, (ходьба на месте всё

Иногда вдруг отстают. медленнее и остановка)

Станут, станут, постоят.

А бывает, что спешат, (бег на месте с ускорением)

Словно убежать хотят.

– И продолжим беседу об электричестве. Внимание на экран.

(рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями на проекторе)

Электрический ток вырабатывается на больших и мощных электростанциях с помощью специальных машин – генераторов. Генераторы приводятся в движение от огромных турбин. С электростанции ток уходит по линиям электропередач в города, сёла, дома и квартиры.

Для получения электроэнергии используют силу тепла, воды, солнца или ветра. В зависимости от этого бывают разные электростанции.

Тепловая электростанция. Там сжигают уголь, газ или нефть. Тепловая энергия перерабатывается в электрическую. Такие электростанции называют сокращённо ТЭЦ, она есть и в нашем городе.

Гидроэлектростанция. Их строят на реках с быстрым течением. Сначала строят плотину, с которой вода мощным потоком падает вниз. Так вырабатывается электрический ток.

Солнечная электростанция. Она работает от солнечного света. Эти пластины накапливают солнечный свет и превращают его в электрическую энергию.

Ветряная электростанция. Их строят на возвышенностях, где есть ветер. От мощного ветра лопасти вращаются и вырабатывается электрическая энергия.

Атомные электростанции работают на ядерном топливе. Они очень мощные и дают много электроэнергии. Но об этом вы узнаете в школе на уроках физики и химии.

– А теперь посмотрим на карту Беларуси, какие у нас есть электростанции. Как видите у нас больше гидро- и теплоэлектростанций. А возле города Островец строится атомная. Когда она будет построена, у нас электричества будет ещё больше.

– А как вы считаете, электричество это хорошо или плохо? (Хорошо, потому что мы можем смотреть телевизор, слушать музыку, разогревать еду, стирать в стиральной машине и т. д. А плохо, что электрические приборы могут ударить током, может случиться пожар)

– А когда может случиться беда? (Если неправильно обращаться с электроприборами). – Да, чтобы этого не произошло, нужно соблюдать правила безопасности.

– Послушаем Улю и Родиона.

Уля. В гости к нам пришла соседка, мы резвились с ней полдня,

Спицу вставили в розетку – из розетки столб огня.

Мы с соседкой еле-еле прыгнуть в сторону успели.

Папа мой – большой знаток, нам сказал…

Родион. …в розетке ток.

Вам розетку эту я трогать не советую.

Утюги и провода не хватайте никогда.

Ток невидимый без рук вас ударить может вдруг.

– Ребята, чему учит это стихотворение? (не трогать розетки, не засовывать в них металлические предметы, потому что ударит током).

– А что ещё нельзя делать?

• нельзя прикасаться к включённым электроприборам мокрыми руками (да, вода – это проводник тока);

• нельзя оставлять включёнными электроприборы без присмотра, они могут стать причиной пожара;

• нельзя тянуть за провод, нужно сначала нажать на кнопку и выключить прибор;

• нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых.

Обратите внимание на эту схему (игра «Лабиринт»). Всё ли здесь правильно? (Нет, здесь одновременно включено много электроприборов)

– А что может произойти? (перегорят лампочки, будет болеть голова от шума, много придётся платить за электричество)

– Значит, давайте оставим самые необходимые, без которых нельзя обойтись, а остальные отключим. Какой приборы нежелательно выключать? (Холодильник и телефон).

Дети подходят к схеме, проводят линию, зачёркивают розетку и объясняют свой выбор.

– Молодцы, вы всё сделали правильно и хорошо знаете правила безопасного обращения с электроприборами.

Ты помни правила всегда, чтоб не случилась вдруг беда.

Но надо их не только знать, а постоянно выполнять,

Тогда электричество будет вашим другом.

– Ребята, на выработку электроэнергии тратится много денег, поэтому её нужно экономить и расходовать бережно. Возьмите свои плакаты, которые вы рисовали с родителями и расскажите, как вы дома бережёте электроэнергию (дети берут плакаты, и комментируют содержание).

– А ещё мы знаем стихи об энергосбережении.

1. Плохо будет нам без света, каждый взрослый знает это.

И малыш об этом знает, а наш стих напоминает:

Свет зазря не нужно жечь, очень важно свет беречь.

2. Берегите энергию люди, не ленитесь на кнопку нажать,

А не станете свет экономить, денег будете много терять.

3. Давайте к свету относиться экономно

Зря не использовать, а если тратить – скромно.

Ведь в наших силах этот мир сберечь

Давайте же не будем свет понапрасну жечь.

– Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли оно вам? Что понравилось? Что не понравилось? Если понравилось – поднимите солнышки, если нет – тучку.

– А вы знаете, где ещё живёт электричество? Оно живёт не только в розетках и выключателях, но и в других необычных местах. Об этом будет наше следующее занятие.

– Пока мы с вами разговаривали, мне на телефон пришло голосовое сообщение от Незнайки. (Дорогие ребята, какие же вы молодцы! Вы так здорово рассказали мне об электрических приборах, теперь я знаю, как с ними обращаться. А ещё мне было интересно узнать, как получается электричество и как его нужно беречь. Спасибо вам большое. А для вас у меня есть сюрприз. Вы его найдете, если отгадаете загадку).

Полюбуйся, посмотри, полюс северный внутри

Там сверкает снег и лёд, там весь год зима живёт

Навсегда нам эту зиму привезли из магазина

(Холодильник)

– А где в нашей группе холодильник? Пойдём и найдём наш подарок.

Дети прощаются с гостями и уходят.

Прикреплённые файлы:

istochniki-yenergi_u4ruu.pptx | 6600,08 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект по познавательной деятельности «Волшебное электричество» в старшей группе План-конспект Раздел программы: познавательное развитие Цель: -дать представление детям об электричестве; -познакомить детей со статическим.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе «Будь осторожен с огнем»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе «Будь осторожен с огнем» Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Безопасность жизнедеятельности») по теме «Будь.

«Школа юного пешехода» конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе«Школа юного пешехода» конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Безопасность жизнедеятельности») по теме «Школа.

«Твои помощники — руки». Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе«Твои помощники — руки». Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» (образовательные компоненты «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?» Программное содержание: систематизировать представления детей о семье, родственных отношениях, упражнять в подборе определений к существительному,.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?» Программное содержание: расширить представления детей о школе, школьных принадлежностях и их назначении, развивать речь, саморегуляцию,.

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.

Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей старшей группы по образовательной области «Ребенок и общество». Новый учебный год наступил. Предлагаю очередной перспективный план по образовательной области "Ребенок и общество". Надеюсь, что предложенный.

План-конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе на тему «Путешествие в мир Космоса»План-конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе на тему «Путешествие в мир Космоса» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию план - конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по образовательной области «Ребёнок и общество» для воспитанников старшей группы по теме «Волшебное электричество»
Опубликовано: 4 июня 2020 в 10:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД