Елена Геннадьевна Степанова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
коррекционно - образовательные: Учить детей давать акустико –артикулляционную характеристику звуков С,Ш с опорой на различные виды контроля.
коррекционно – развивающие: Упражнять в дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте. Развивать фонематический слух и восприятие. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов. Развивать умение анализировать состав предложений. Развивать интонационную выразительность речи.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, Дифференциация звуков [С]-[Ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Коррекционно – воспитательная: Воспитывать усидчивость, активность на занятии.
Оборудование: сигнальные карточки для игры «Светофор», картинки (шуба, собака, плоскостные куклы, сигнальные карточки для определения места звука в слове, пеналы для составления звуковых схем, разрезные азбуки, конверты с полосками для анализа предложения, Незнайка.
Ход занятия:
I.Организационный момент
«Сядет тот, кто скажет:
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
-Какие звуки мы называем гласными? (если воздушная струя не встречает преграды, то это гласные звуки)
-Назовите гласные звуки.
-Какие звуки мы называем согласными? (если воздушная струя встречает преграду, то это согласные звуки)
-Назовите согласные звуки.
-Согласные звуки бывают какие? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
-Назовите твердый согласный звук. Мягкий. Глухой. Звонкий.
«Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы, а сейчас мы поиграем в игру «Светофор». Я буду называть звуки, а вы должны будете включать правильные сигналы светофора».
(Логопед называет звуки, а дети поднимают карточку с определенным цветом).
А, М, О, Ть, К, И, Нь, Ш, Ль, Б, У, Г и т. д.
II.Объявление темы.
Игра «Четвертый лишний»
Туфли, сапоги, тапочки, шуба
Волк, заяц, медведь, собака
-С какого звука начинается слово «шуба»?
-С какого звука начинается слово «собака»?
-Вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать? (С и Ш)
III.Сравнительная характеристика звуков
«Ребята, мы с вами уже с этими звуками и буквами знакомились.
Давайте вспомним, какие эти звуки? (Согласные, твердые, глухие)
-Почему они согласные? (Воздух, который выходит из горлышка встречает
преграду) (хором)
-Почему они глухие? (Когда мы их произносим горлышко молчит)
-А чем они отличаются? Что можно сказать про губы? Про язык?
-Каким цветом мы обозначаем звуки С и Ш?»
IV. Развитие фонематического слуха.
Игра «Повтори как я»
Ша-ша-са Сы-сы-ши
Шу-су-су Со-со-шо
Са-шо-са са-су-ша
V. Игра «Измени звук»
«Ребята, я буду называть слоги, а вы замените в них звук С на звук Ш и наоборот».
са - (ша) ша - (са)
со - (шо) шо - (со)
су - (шу) шу - (су)
сы - (ши) ши - (сы)
-А сейчас я назову звуки, а вы их соедините и назовите получившееся слово.
У, с, ы С, ы, н
Ш, у, м Ш, у, б, а
С, у, п
VI. Игра «Подарим подарки Соне и Шуре».
«Сегодня к нам в гости пришли Соня и Шура.
- Это кукла Соня.
- С какого звука начинается ее имя? (Со звука С)
- Найди и поставь букву С рядом.
-Это кукла Шура.
-С какого звука начинается его имя? (Со звука Ш)
-Найди и поставь букву Ш рядом.
«Давайте нашим гостям Соне и Шуре сделаем приятное – подарим подарки. У вас на столах лежат картинки с предметами, в названии которых есть звуки С или Ш.
-Как вы думаете, картинки в названии которых есть звук С кому подарим? (Соне)
-А картинки в названии которых есть звук Ш? (Шуре)
-А сейчас возьмите картинку, определите какой звук есть в названии вашего подарка, выйдите и подарите Соне или Шуре.
(Дети ставят картинки рядом с куклами)
- Правильно вы подарили подарки?
-Назовите хором подарки для Сони.
-А теперь для Шуры.
«А сейчас возьмите сигнальные карточки и определите место звука в названии картинок, которые я вам покажу».
Физ. минутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
V. Ребята, скажите из каких звуков состоит слово САНИ.
-Назовите первый звук. Второй. Третий. Четвертый.
Из каких звуков состоит слово ШУБА.
-Назовите первый звук. Второй. Третий. Четвертый.
Откройте кассу и выложите из букв слова ШУБА и САНИ.
А сейчас под словом ШУБА выложите его звуковую схему.
Почему звук Ш вы обозначили синим цветом?
Почему звук У вы обозначили красным цветом?
Почему звук Б вы обозначили синим цветом?
Почему звук А вы обозначили красным цветом?
VI. В гости к детям приходит Незнайка.
«Ребята, я тоже собираюсь в школу и сам составил предложение. Вот послушайте, что у меня получилось:
Машиной, малыши, с, играют.
-Правильно Незнайка составил предложение? Давайте ему поможем.
Малыши играют с машиной.
-Назовите первое слово. Второе. Третье. Четвертое.
Выложите схему этого предложения.
-Что поставили в конце предложения? (точку)
-Почему? (мы сообщили)
-Произнесите это предложение вот с такой интонацией.)
-Что вы сделали? (спросили)
-Почему? (это знак вопроса)
-А сейчас произнесите предложение вот с такой интонацией.)
-Что вы сделали? (воскликнули)
-Почему? (восклицательный знак)
VII. Игра «Звонко, громко повтори!»
Са-са-са - у меня коса.
Су-су-су - наточу косу.
Шу-шу-шу – я траву кошу.
VIII. Итог занятия.
-Какие звуки мы учились сегодня различать?
-Назовите слова со звуком С (Ш).