Лучший педагог года

Занятие по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч» для детей подготовительной к школе группы

Елена Москвина
Занятие по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч» для детей подготовительной к школе группы

Цель:

Закрепить навык произношения звука [ч] в слогах, словах и фразах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; работать над предложениями; познакомить с буквой ч и правописанием гласных: а, у после ч; учить печатанию предложений; развивать фонематический слух, память внимание, мышление.

Задачи:

- Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в

слогах, словах, фразах.

- Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и

из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным

звуком.

- Закреплять умение определять позицию звука в слове.

Публикация «Занятие по обучению грамоте „Звук [Ч] и буква „Ч“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

- Продолжать формировать звуко - слоговой анализ и синтез слов.

- Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

- Познакомить детей с графическим образом буквы Ч.

- Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и

предложения.

- Закреплять умение образовывать существительные с

с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- Тренировать психические процессы.

- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

Материалы и оборудование:

Письмо от Деда Буквоведа, мяч, плоскостное изображение сказочного героя (девочка - Дюймовочка, картинки с изображением животных и их детенышей, цветик - семицветик с предметными картинками на лепестках со звуком [Ч], палочка- выручалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла дед Буквоед, чемоданчик с буквой Ч.

Список литературы:

1. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с. + цв. вкл. 48 с.

2. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. – 128 с. – (Учебно- методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

3. Пишем вместе с логопедом. – М. : Махаон, Азбука-Аттикус, 2013. – 64 с. : ил. – (Академия дошколят).

Методика проведения

(занятие проводится в музыкальном зале.)

1. Орг. момент. Учитель-логопед. Ребята, для с хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы наше настроение стало ещё лучше, мы позовём к себе в гости солнечного лучика.

Гимнастика для глаз “Солнечный лучик”:

Солнечный лучик, прыгни на ладошку.

Солнечный лучик, маленький как крошка.

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза, а лучик наш играет.

Наши щечки нежно согревает!

2. Сообщение темы.

Учитель-логопед. Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо. Дети. Дети читают – письмо от Деда Буквоведа)

Учитель-логопед. Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Дед Буквоед похитил новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Ласковые мамочки” (картинки с изображением животных и их детенышей).

Дети. Волчица - волченочек, ежиха – еженочек, лошадь – жеребеночек, медведица – медвеженочек, львица – лвеночек, овца – ягненочек, белка – бельченочек и т. п.

Учитель-логопед. Какой один и тот же звук слышится во всех словах?

Дети. (ответы детей)

Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала вспомним, что мы знаем о звуке [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

Учитель-логопед. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч]

Учитель-логопед (согласный, всегда мягкий, глухой).

Дети.

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

Учитель-логопед. А теперь вставайте в круг - речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов).

Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи,

ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни;

чта-что-чту-чти и т. п.

Учитель-логопед. А у меня есть палочка-выручалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком [Ч] очень быстро назовет.

Дети. (Дети придумывают слова со звуком [Ч]).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

Учитель-логопед. Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощницу. И к нам спешит на помощь чудная маленькая девочка.

Загадка: Маленькая девочка под землей сидела, на крота смотрела, и тянулась к солнцу. Кто она? (ответы детей)

Учитель-логопед. Правильно это девочка – Дюймовочка.

Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задания.

На доске цветик - семицветик, на лепестках которого – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука [Ч] в названиях картинок.

А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И мы дальше продолжаем путь с девочкой – Дюймовочкой.

7. Составление предложений.

Учитель-логопед. Дюймовочка просит придумать про нее предложения. Она сейчас нам покажет картинки о своем путешествии, а вы подумаете, какие предложения можно будет составить по ним. И если девочке– Дюймовочке понравятся ваши предложения, то она нам даст еще одну подсказку на пути к нашей букве Ч.

Дети. Составление предложений.

Учитель-логопед. Девочке – дюймовочке очень понравились ваши предложения, поэтому она даёт подсказку: «Прочитай слово по первым звукам», и вы тогда угадаете, где дед Буквоед спрятал букву Ч.

Дети. Дети разгадывают слово чемоданчик: часы, Емеля, мама, остров, дача, Антошка, ножницы, человечек, иголка, ключ.

Учитель-логопед. Значит, буква в чемоданчике и нам надо его найти.

Дюймовочка шепнула мне на ушко, где находится чемоданчик.

Я сейчас вам все расскажу. Нам нужно с вами пройти по этой тропинке и попасть на остров, где и находится наш заветный чемоданчик. Но не просто пройти к этому острову, нам нужно будет станцевать танец с насекомыми.

Чок – чок, каблучок! (потопать ногами.)

В танце кружится сверчок. (покружиться.)

А кузнечик без ошибки (движения руками,

Исполняет вальс на скрипке. как при игре на скрипке.)

Крылья бабочки мелькают- (движения руками как крыльями.)

С муравьем она порхает. (покружиться парами на подскоках.)

Приседает в реверансе (девочки делают реверанс.)

И опять кружится в танце. (покружится.)

Под веселый гопачок (танцевальные движения,

Лихо пляшет паучок. как в гопаке.)

Звонко хлопают ладошки! (хлопать в ладоши.)

Все! Устали наши ножки! (сесть на место.)

Вот мы и добрались до нашего острова.

Оглянитесь по сторонам. Где же наш чемоданчик?

Так вот он же! (Дети находят чемоданчик и спрятавшегося деда Буквоеда).

Нашёлся чемоданчик и дед Буквоед здесь!

-Ты зачем букву похитил!

Дед Буквоед: Я хотел, чтобы у меня была такая буква Ч, я тоже хочу буквы изучать!

Учитель-логопед. Но ребятам тоже нужна эта буква, иначе они не смогут читать и писать.

Дед Буквоед: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в чемоданчике (произносит слова) Чемоданчик, чемоданчик, приоткрой нам свой карманчик (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук [Ч] (дети произносят, чемоданчик открывается, дед Буквоед достаёт букву и отдаёт её детям)

Учитель-логопед и дети. Спасибо Дедушка Букваедушка.

Учитель-логопед. Дедушка Букваедушка хочешь у нас на занятии побывать?

Дедушка Букваедушка. Хочу!

Учитель-логопед. Ребята сейчас произойдет чудо! Все приготовились!

Вокруг себя вы повернитесь, и в группе тут же очутитесь….

8. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

Учитель-логопед. Ребята, кто расскажет дедушке, чем отличается звук от буквы.

Дети. (Ответы детей)

Учитель-логопед. Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как «4».

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

Из каких элементов она состоит (из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. Печатание буквы в тетради.

9. Работа в кассах, преобразование слов.

Учитель-логопед. А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слог ЧА. Ребята какой звук слышится после звука [Ч].

Дети. (Ответы детей).

Учитель-логопед. Правильно звук [А]. У нас есть даже правило в русском языке слог ЧА пишется всегда с буквой А. Какую букву нам нужно добавить, чтобы получилось слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

10. Чтение предложений

Учитель-логопед. И последнее задание от девочки - Дюймовочки. Вот конверты. В этих конвертах – слова. Прочитайте слова, а теперь из этих слов составте предложение. Напечатайте это предложение в тетради. (дюймовочка, улетела, с, ласточка.)

11. Итог занятия.

Учитель-логопед. С какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети. (Ответы детей).

Учитель-логопед. Какой звук она обозначает?

Дедушка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была уже одна буква.

Дед Буквоед: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы). Чупа-чупсы в моём чемоданчике, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: Чемоданчик, чемоданчик, приоткрой-ка свой карманчик.

Дедушка Буквоедушка угощает детей и уходит.

Учитель-логопед. Ребята, вы сегодня очень старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б» Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б». Задачи: Развивать у детей умения выделять, различать.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группеКонспект ОД по обучению грамоте «Звук [Б] и буква Б» в подготовительной к школе группе Цель: Знакомство со звуком [Б] и буква Б. Задачи: - закрепить ранее изученные буквы; -закрепить знания детей о согласных буквах и звуках,.

Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект ОД в подготовительной к школе группе по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква «Ч» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 08:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД