МААМ-картинки

Занятие по познавательному развитию на тему «Мир насекомых» в средней группе детского сада

Инна Белова
Занятие по познавательному развитию на тему «Мир насекомых» в средней группе детского сада

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада на тему «НАСЕКОМЫЕ».

Белова И. В. - воспитатель ГБДОУ детский сад № 88 Калининского района СПб

Цель: - закреплять и расширять первоначальные представления у детей о насекомых, развивая интерес и эмоционально положительное отношение к окружающему миру.

Задачи:

Публикация «Занятие по познавательному развитию на тему „Мир насекомых“ в средней группе детского сада» размещена в разделах

Образовательные: расширять и уточнять знания о насекомых, их существенных признаках; о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни; уточнять знания о пользе и вреде насекомых; закрепить правила безопасного поведения-обращения с насекомыми (ОБЖ).

Развивающие : развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг другом, способствовать развитию наблюдательности, внимания, слуховой, зрительной и тактильной памяти, мышления; активизировать и расширять словарный запас, развивать речь.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к природе, животному миру.

Оборудование и материалы: оформленный под лужайку зал (ширмы с цветами, деревья, заготовки бабочек, вырезанных из бумаги, цветы и т. п.); экран, слайды и иллюстрации с изображением насекомых; волшебная коробочка; муляжи насекомых; набор развивающей игры «Палочки Кьюзенера»; аудиозаписи звуков насекомых и песни «Злая оса»; атрибуты к подвижной игре «комарик», «паучья сеть и мушки»; книжка с наклейками «найди, покажи, наклей».

Предварительная работа:

- беседы о насекомых,

- рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих насекомых;

- рассматривание книжных иллюстраций произведений ДХЛ по теме «Насекомые»,

- наблюдение за насекомыми на прогулке;

- рисование насекомых в свободной деятельности;

- слушание «голосов» насекомых;

- чтение стихов и загадок о насекомых,

- знакомство с литературными произведениями: В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук», К. Чуковский «Муха – Цокотуха», «Тараканище».

- пальчиковая гимнастика «Насекомые. Пчела. Бабочка».

- подвижная игра «Поймай комарика», «Мушки в паутине».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Передача гостями детям персонажа – Мишки. Мишка жалобно рассказывает деткам о своём злоключении (звучит фрагмент песни «Очень злая оса»).

Воспитатель: Дааа, история неприятная. Мишка, ты, наверное, правил безопасности не соблюдал? Руками размахивал. Оса же тебя предупреждала: «я- опасная!».

Мишка: «Как это -предупреждала?».

Воспитатель, обращаясь к детям: «Расскажем Мишке, как оса предупреждала?». ( дети: жужжала, яркая окраска)

Воспитатель: «Верно. Яркая окраска предупреждает об опасности».

Слышен «голос» осы. Мишка, пугаясь и показывая на муляж осы на клумбе: «Ой, вот она…боюсь».

Воспитатель: «Что нельзя делать, чтобы не пострадать от укуса?» (ответы детей)

Воспитатель: «Ничего то, Мишка, ты не знаешь. Ребята, давайте расскажем Мишке о насекомых

Воспитатель: «Чьи это тени?». Слайд «Чья тень?»

Дети рассматривают на экране «тени насекомых», угадывают, перечисляют.

Воспитатель: «А, куда же они попрятались?».

Педагог предлагает детям поискать игрушечных насекомых на «полянке».

Затем дети выставляют муляжи в ряд на столе возле соответствующей картинки. Даём общую описательную характеристику представителям класса насекомые.

Далее воспитатель, загадывает загадку о каком- либо насекомом. Дети называют его.

Воспитатель ведёт диалог с детьми о каждом насекомом. Делает описание вместе с детьми, при помощи наводящих вопросов (Какого цвета? Сколько лапок? Есть усики). Далее рассказывает о том, какую пользу это насекомое несёт природе. Проводит пальчиковую, словесную или подвижную игру.

1. Пчела.

Звук пчелы.

Воспитатель: «Пчела-это родная сестра осы. Но они отличаются».

Сравнение осы и пчелы. Рассматриваем муляжи. (Либо на слайде).

Воспитатель: «Ребятки, поиграйте с Мишкой, чтобы он не боялся»

Проводится пальчиковая игра «Прилетела к нам пчела…»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк,

(на каждое название насекомого дети загибают один палец)

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза.

Как фонарики глаза. (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали. (машут ладошками)

От усталости упали. (роняют ладошки на стол)

2. Божья коровка.

Загадка

Какая коровка, скажите, пока

Никогда никому не дала молока.

(божья коровка)

Воспитатель: «Какая она?» (дети - красная, яркая)

Воспитатель: «Значит и мы и птицы могут ее заметить. Как же она защищается от врагов?» (дети - выделяет горькую, желтую жидкость)

Воспитатель: «Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. Знаете, что означает красный цвет божьи коровки?»

Яркий, красный цвет в природе –сигнал опасности. Это значит «не прикасайтесь ко мне!».

Воспитатель: «Божья коровка – какую пользу приносит природе?» (дети – полезное насекомое, уничтожает тлю)

Воспитатель: - Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов. (Слайд)

3. Муравьи.

Воспитатель обращается к детям, к Мишке: «А, знаете у какого насекомого есть – «домашний скот»(нет). Загадку отгадаете, узнаете.

Загадка

Чей домишко из иголок

На земле, у старых ёлок?

Мы- лесные жители,

Мудрые строители. (Муравьи).

Мишка задаё т вопрос детям: «А, они тоже летают?» (нет, они ползают).

Воспитатель: верно. Они живут семьями, это великие труженики.

Воспитатель предлагает детям игру- построить муравейник из «палочек Кьюзенера» (либо- из счётных палочек).

4. Муха. Комар. Таракан.

Дети слушают звук мухи (аудиозапись). Дети угадывают «голос» насекомых. Воспитатель читает загадку.

Целый день везде летает,

Очень всем надоедает. (Муха)

Вопрос детям: «Мухи могут вредить человеку?» (кусают, могут заразить).

Воспитатель: «Муха, как и комар, и таракан могут быть разносчиками заразных болезней. От них нужно защищать себя, своё жилище, свою пищу. Вот, Мишка, сядет муха на твоё варенье и будет у тебя потом животик болеть. Но мухи тоже нужны природе. Польза от мух заключается в способности их личинок разлагать ткани. Личинки являются санитарами природы. Если бы не было этих существ, повсюду бы были разлагающиеся трупы животных, птиц, гниющие растения, фрукты и овощи. А комарами и тараканами питаются … кто? (дети- птички и лягушки).

Звук комара.

Динамическая пуза. Подвижная игра «Поймай комарика»

Слышен «звук комарика». Воспитатель предлагает детям поиграть.

Дети, стоя в кругу вокруг воспитателя и мишки, который крутит на леске над головами детей «комарика», подпрыгивают и пытаются хлопнуть по нему.

5. Паук.

Воспитатель: «А, кто главный враг мух, знаете? Отгадайте загадку».

Восемь рук, как восемь ног.

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк. (Паук)

Воспитатель: «Паук – хищник. Он не совсем насекомое. У него есть голова и брюшко, и не 6ть, а аж 8мь ног».

Воспитатель предлагает детям игру «Паук и мушки». Дети, прицеливаясь, бросают «мушек» в «паутину» (обруч).

6. Бабочка.

Загадка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(дети — Бабочка)

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Воспитатель: «Расскажите Мишке, какая бабочка?»

(дети - красивая, яркая, легкая, разноцветная)

Воспитатель: «Что умеет делать бабочка?» (дети – порхать)

Воспитатель: «Чем питается бабочка?» (дети - соком растений, нектаром)

Воспитатель: «С помощью чего она пьет нектар?» (дети - хоботка)

Воспитатель: «Можно ли ловить бабочек?» (дети - нет, мы можем поранить бабочку)

Воспитатель предлагает детям найти среди многих двух одинаковых бабочек.

Игра на внимание «Найди двух одинаковых бабочек».

7. Кузнечик.

С ветки на тропинку,

С травинки на травинку

Прыгает пружинка -

Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

Воспитатель: «Кузнечика мы заметим в траве? Почему?»

(дети - в траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)

Воспитатель: «А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?»

(дети - мы услышим, как он поет)

Звук кузнечика (аудиозапись). Дети слушают.

Воспитатель: «Чем он издаёт такие звуки?» (дети -крыльями)

Воспитатель: «Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а стрекочет. Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми».

8. Жук.

Звук жука (аудиозапись). Дети угадывают «Чей звук?». Воспитатель говорит загадку.

Я лечу, лечу, лечу

Очень громко я жужжу. (жук).

Воспитатель: - Я хочу вместе с вами рассмотреть жука. Какого он цвета? Сколько у него лапок? А, есть ли усики?

Воспитатель: - А теперь мы с вами на минутку превратимся в веселых жуков и поиграем в игру «Веселый жук»

Дети встают в круг.

Хором: Я веселый майский жук (дети хлопают в ладоши)

Знаю все сады вокруг. (Разводят руки в стороны)

Над лужайками кружу (кружатся)

И Жужжу, жужжу, жужжу. (Жужжат)

Не кусай, комарик злой (грозят пальчиком)

Я уже лечу домой. (Бег по кругу, с взмахами рук).

Итоги занятия. Рефлексия.

На экране слайд с насекомыми.

Воспитатель: Ребятки, нам тоже пора домой. Мишка, посмотри- вот какие разные бывают насекомые. У них есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Одни насекомые – радуют глаз, опыляют растения, делают мёд, другие служат пищей для птиц, лягушек. И, чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу.

Воспитатель задаё т вопрос детям: - Каких полезных насекомых мы знаем? Какую пользу они приносят?

(дети - божья коровка, муравей, стрекоза — уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мёд, бабочка - опыляет растения.)

Воспитатель: - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

(дети - комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

Воспитатель: - Молодцы! Все верно рассказали. А, какое насекомое вам больше всего понравилось? Почему? Дети отвечают.

Воспитатель, обращаясь к персонажу, говорит: Теперь, Мишка, ты знаешь, что насекомые бывают разные. Но все они несут пользу нашему миру. Нужно быть другом всему живому и правильно вести себя на природе. Теперь я спокойна за тебя и наших ребяток. А тебя мы полечим и всё заживёт. Так, ребята? Попрощаемся с нашими гостями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Встреча с грустной бабочкой в стране насекомых». Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию«Встреча с грустной бабочкой в стране насекомых». Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Фотоотчет о занятии по развитию речевого дыхания с использованием тренажера «Парящий шарик» в средней группе детского садаФотоотчет о занятии по развитию речевого дыхания с использованием тренажера «Парящий шарик» в средней группе детского сада Детский сад 72 г. Краснодар Средняя группа. Воспитатель :Атмурзаева Зара Казбековна Интегрированное занятие по развитию речевого дыхания,.

Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию «Путешествие с Красной Шапочкой» Итоговое занятие в средней группе по познавательному развитию: «Путешествие с Красной Шапочкой»Программные задачи: 1. Обобщить полученные.

Комплексное занятие на тему «Горох» в средней группе детского садаКомплексное занятие на тему «Горох» в средней группе детского сада Комплексное занятие на тему «ГОРОХ» в средней группе детского сада. Интеграция в следующих образовательных областях: • Познавательное.

Комплексное занятие в средней группе детского сада на тему: «Алые паруса»Комплексное занятие в средней группе детского сада на тему: «Алые паруса» Комплексное занятие в средней группе детского сада на тему: «Алые паруса» Интеграция в образовательных областях: «Коммуникация», «Познание»,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Весна. Весенние приметы»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Весна. Весенние приметы» .

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе детского сада «Цветные человечки» Цели: 1. Закрепить знание желтого цвета, познакомить детей с оранжевым цветом. 2. Способствовать сплочению детского коллектива. 3. Развивать.

Конспект ООД по познавательному развитию «Покормим птиц зимой» в старшей группе детского садаКонспект ООД по познавательному развитию «Покормим птиц зимой» в старшей группе детского сада Цель: Формировать экологическую культуру у детей, обобщенное представление о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: - уточнить и расширить.

ООД по познавательному развитию с применением игровой квест-технологии на тему «Домашние животные» в средней группеООД по познавательному развитию с применением игровой квест-технологии на тему «Домашние животные» в средней группе Цель: Сплочение коллектива группы и расширение представлений детей о домашних животных. Задачи: Образовательные: Способствовать расширению.

Викторина «Путешествие по сказкам». ООД по развитию речи в средней группе детского сада Викторина «Путешествие по сказкам». (ООД по развитию речи в средней группе детского сада) Цель: Развитие связной речи детей посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по познавательному развитию на тему «Мир насекомых» в средней группе детского сада
Опубликовано: 17 мая 2023 в 14:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД