Журко Наталья
Занятие по развитию речи «В гости к сказке» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи «В гости к сказке» в подготовительной группе.
Цель: прививать любовь к сказкам.
Задачи:
Развивающие :
-развивать у детей желание вести беседу, участвовать в диалоге с воспитателем и персонажем;
-учить мыслить, делать логические выводы.
Воспитательные:
Публикация «Занятие по развитию речи „В гости к сказке“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
-воспитывать послушание на основе р. н. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (младший слушается старшего, трудолюбивым и послушным везет в жизни, они счастливые люди (Ш. Перро «Золушка»).
Обучающие:
-учить определять характер и поступки героев и изображать их графически (сказка Ш. Перро «Золушка», р. н. сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Предварительная работа:
-чтение и театрализация русских народных и авторских сказок; («Петушок и бобовое зернышко», «Репка»);
-рассматривание иллюстраций к сказкам;
-постановка сказок на новый лад; («Чудо - теремок», «Внимание – колобок», «Волк и семеро козлят»);
-графическое изображение героя ( по характеру: положительный или отрицательный);
-разучивание пословиц и поговорок и их обсуждение, рисунки детей к пословицам; нравственный урок - («Не обманывай никого и тебя никто не обманет» («Лиса и кувшин», «Чьи хоромы, того и хлеб» - («Три медведя», «Что посеешь, то и пожнешь»- («Лисичка со скалочкой»;
-выставка рисунков «Моя любимая сказка»;
--создание «сказочных компьютеров» своими руками;
-разучивание игры «Узнай героя», физминуток.
Методы:
-наглядный – мультимедийная презентация;
-- экспериментальная деятельность;
-сюрпризный момент – появление сказочного героя, сказочные предметы - ключ, свиток;
-словесный – вопросы к детям, уточнения, поощрения.
В. (В группе) - Ребята, сегодня у нас удивительный день. Я хочу пригласить вас в музей сказок, который расположен в музыкальном зале. В музее вы увидите сказочные предметы - экспонаты и узнаете много интересного. Вы согласны? Тогда в путь.
Дети входят в зал, свет погашен. На экране вывеска - музей сказок и пустые полки. (Подошли к экрану, встали полукругом).
В. - Ребята, вот мы и пришли в музей сказок, но почему в нем так темно?
-Здесь явно чего- то не хватает.
-Как вы думаете, чего не нет в музее? (Ответы детей).
-Да, странно, что могло произойти и куда исчезли все экспонаты?
-Что же нам теперь делать?
Включается свет и выходит Сказочница.
С. -Здравствуйте, мои друзья.
Я - Сказочница, здесь живу
И экспонаты берегу.
В музее страшная беда.
Украла все Яга - злодейка,
Пустуют полки и скамейки.
Как хорошо, что вы пришли,
Быть может, мне помочь смогли.
Яга оставила письмо,
Сейчас прочту я вам его. (Читает на экране).
Если ты письмо читаешь,
То уже прекрасно знаешь:
Я забрала все, что было-
Ничего не позабыла.
Кто захочет все найти
Должен в сказку к нам прийти.
На вопросы отвечать
И загадки отгадать.
И к избе проделав путь,
Не испугаться, не свернуть.
И тогда я все верну
И по полкам разложу.
Баба - Яга.
С. -Если вы согласитесь помочь, то выполнив задания Бабы Яги, мы вернем все экспонаты обратно в музей. Вы готовы к испытаниям?
В. - Стихотворение, которое прочтет Лена и будет нашим ключиком для вхождения в сказку :
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти.
Потому что сказка - птица,
Чуть спугнешь - и не найти.
(На экране камень с надписью).
В. -Ребята, посмотрите, камень - указатель из сказки и на нем написаны какие- то слова. Давайте подойдем поближе и прочитаем (На экране) :
«Направо пойдешь - в Кощеево царство попадешь, налево пойдешь, к дракону попадешь и задания найдешь.
В. – В какую сторону мы пойдем? Ведь нам не страшен дракон? Мы должны помощь вернуть все в музей.
(На экране дорога в лесу).
В сказку дружно мы идем,
Все добро в музей вернем.
Выше ноги поднимай
И быстрей, быстрей шагай.
В. -(На экране изображение спящего дракона).- Свиток на рояль.
–Вот и дракон, значит, мы не сбились с пути. – Ребята, посмотрите, а вот и задания. (Взять свиток). – Давайте выполним задание, дракон проснется и освободит нам дорогу. Присаживайтесь.
Отгадайте по прочитанной фразе героя и назовите, из какой он сказки.
*Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы. (Петушок. «Кот, петух и лиса»).
*Влезь ко мне в одно ушко в другое вылезь - все будет сработано. (Корова. «Крошечка - Хаврошечка»).
*Не пей, братец, козленочком станешь. (Аленушка. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
*Сивка - бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой. (Иван – дурак. «Сивка - бурка»).
*Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
(Лиса. «Заюшкина избушка»).
*Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла, молочка принесла. (Коза, волк. «Волк и семеро козлят»).
*Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке. (Маша. «Маша и медведь»).
С. – Ребята, какие вы молодцы. Правильно назвали сказки и героев. Мы разбудили дракона и теперь можем продолжить наш путь.
В. – Куда же нам пойти дальше? (На экране появляется указатель со стрелкой). (Решают идти по стрелке).
(На экране – луг зеленый).
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
(На экране - сестрица Аленушка с козленком).
В. - Ребята, давайте поможем Аленушке вернуть ее братца Иванушку. Отвечать на вопросы вы будете с помощью «сказочных компьютеров», которые лежат около куста. Подойдите и возьмите их.
-Как называется сказка, героев которой вы видите на экране?
(На экране тени животных.)
- Назовите животных, которых вы видите на экране. (Козленок, жеребенок, теленок и волк)
-Как вы думаете, кто здесь лишний? (Волк)
-Почему? (Не встречается в сказке).
-Почему Иванушка стал козленком? (Ответы детей).
-Как можно было поступить Ивану по - другому? (Ответы детей).
-Есть русская пословица «Час терпеть, а век жить». Как вы ее понимаете? (Кому в сказке надо было немного потерпеть? Зачем это было надо? Чтобы потом не было неприятностей).
-Как закончилась сказка? (Счастливым концом).
(На экране - Аленушка с Иванушкой).
С. - Вы справились с этим заданием. Посмотрите, козленочек превратился в Иванушку.
- Ребята, дорога у нас длинная, задания Бабы-Яги трудные. Давайте немного отдохнем.
В. –Сказочница, ребята предлагают тебе игру «Узнай героя».
В гости к сказке мы пришли,
Кто есть, кто определи.
Буратино и Кощей,
Водяной и Бармалей.
Приготовься и смотри,
Фигура из сказки волшебной замри.
(С. пытается отгадать сказочного героя, спрашивает у детей.)
Стол с природным материалом, накрытый ватманом, влажные салфетки, листочки бумаги, простые карандаши.
В. –Ребята, вы немного отдохнули, теперь подойдите, пожалуйста, к столу. Посмотрите, сколько природного материала приготовила для вас Баба Яга.
-Назовите, природный материал, который вы видите на столе? (Ответы детей).
-Напомните мне еще раз, что это за природный материал? (Зола).
-Кто знает, что такое зола? Как она образуется?
-Возьмите все в руки немного золы. Какими стали руки? Оботрите их.
-С именем, какого сказочного персонажа связана зола? (Золушка).
-Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали?
На экране Золушка в грязной одежде.
-Кто написал эту сказку?
-Ребята, мы с вами изображали характер разных героев с помощью линий.
-Возьмите карандаш, лист бумаги и изобразите характер Золушки с помощью линии.
--Вижу, что все нарисовали прямую линию. Я поняла, что Золушка добрая, заботливая, трудолюбивая. Это - положительный персонаж. За то, что Золушка была такая добрая, трудолюбивая, послушная ей повезло в жизни, она встретила принца и была с ним счастлива.
-Назовите еще положительных героев из сказки Золушка. (Ответы детей).
-Каких злых, отрицательных героев в сказке «Золушка» вы назовете? С заданием вы справились, нам пора в путь.
(На экране-тропинка).
С. -Ребята, мы почти у цели. Время идет. Надо спешить за экспонатами.
По тропинке мы пойдем
И задания найдем.
Нас ничем не испугать
Можем все мы отгадать.
В. - Следующее задание на нашем пути это игра «Что чем было?»
Давайте подойдем поближе к волшебному экрану.
- Я буду вам называть предмет современный, а вы придумайте к нему пару из сказки :
-У меня ручка, а в сказке - перо.
-У меня пылесос, в сказке - веник.
-У меня лампочки, в сказке - свечи, факел.
-У меня машина, в сказке - карета.
-У меня плита, в сказке - печь.
-У меня ванна, а в сказке - корыто.
У меня водопровод, в сказке - колодец.
У меня диван, в сказке - лавка.
У меня чайник, в сказке - самовар.
У меня туфли. В сказке - лапти.
У меня платье, в сказке – сарафан.
У меня шкаф, в сказке – сундук.
С – Все задания выполнены. А вот и дом Бабы Яги. (Слайд на экране).
-Как же нам забрать экспонаты музея, если избушка Б. Я. закрыта на замок?
В. -Может нам похлопать? Нет, не получилось.
--Давайте потопаем. Нет, не открылся замок.
С. - -Пусть тогда нам поможет волшебство. Давайте все вместе произнесем:
Стоит в поле теремок (Дети ставят ладошки в виде крыши)
На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог? (Руки в замок)
Постучали, постучали (Стучат ладошками, не размыкая замок)
Покрутили, покрутили (Крутят руками)
Потянули, потянули (Тянут, но не размыкают рук)
И открыли. (Размыкают руки)
В. - Ребята, у нас все получилось! (На экране картинки сказочных предметов). Назовите, какие экспонаты мы вернули в музей. (Дети называют).
Шапка – невидимка, сапоги - скороходы, скатерть - самобранка, цветик - семицветик, зеркальце, ступа, колечко, чудо-меленка, ключ, волшебная палочка, яблоко молодильное.
В. -Ребята, мы с вами все сделали правильно, экспонаты вернули в музей. А вернуться в детский сад нам поможет стихотворение:
Ребенок.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку?
Может быть, вчерашний снег.
Ребенок.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить,
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Ребенок.
В сказке все бывает честно :
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Ребенок.
Белоснежке и русалка,
Старый карлик, добрый гном-
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
С. – Ребята, я с вами не прощаюсь, ведь сказка всегда может вернуться, если вы этого очень сильно захотите.
– До свидания, спасибо за помощь.
В. - Ну а мы с вами пойдем в группу и нарисуем то, что больше всего запомнилось в путешествии.