Приложение МААМ

Занятие «Буква «Р». Звуки [р]-[р’] — согласные»

Елена Шуршина
Занятие «Буква «Р». Звуки [р]-[р’] — согласные»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.

• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».

• Познакомить с буквой «Р».

• Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове.

• Отработать навыки слогоделения и звукового анализа слов.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

Публикация «Занятие „Буква „Р“, Звуки [р]-[р’] — согласные“» размещена в разделах

Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов;

• Магнитная доска, магниты, мел.

Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е. В. «Учебно - методическое пособие «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет».

• Простые и цветные карандаши, ластики.

• Круги красного, синего, зеленого цвета.

• Иллюстрации к мультфильму «Простоквашино».

• Пазлы с буквой «Р».

Картинки: ворона, забор, дверная ручка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я».

II. Основная часть.

Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что всё, что нас окружает - все может звучать!

Каждый день мы можем слышать с вами различные звуки! Я сегодня слышала, как в траве мяукал котенок! Мяу-мяу! Наверно он звал свою маму. Рядом сидел щенок, который хотел познакомиться с котенком и рычал: р-р-р. А давайте вспомним, какие вы сегодня слышали звуки?

Ответы детей.

Педагог: Мы с вами умеем издавать различные звуки. Одни звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает – это гласные звуки. Другие, к сожалению, мы не можем пропеть и протянуть, потому что нам мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок).

Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.

А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас я буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.

Фронтальный опрос.

Педагог добивается полного ответа учащегося ( например: «твёрдый согласный звук»).

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? Ответы детей.

Педагог: Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но, а мягкие согласные - кружком зеленого цвета.

А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.

Педагог называет звуки, дети поднимают соответствующий данному звуку круг, педагог просит обосновать детей свой выбор.

Педагог: Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Педагог: Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.

Мы с вами знаем, что нас окружают не только звуки, но и буквы. Мы их можем увидеть в книгах и журналах, на вывесках магазинов.

Педагог: А кто помнит, чем же буквы отличается от звуков?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, звуки мы только произносим и слышим, а буквы - пишем и видим.

Фронтальный опрос.

Педагог, поочерёдно опрашивая учащихся, то называет звук, то пишет на доске букву.

Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два, произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный.

Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».

Педагог: Ребята, а вы любите мультфильмы?

Ответы детей.

Педагог: Замечательно! Тогда внимательно посмотрите на иллюстрации и скажите, из какого они мультфильма?

Педагог вывешивает на доску иллюстрации из мультфильма «Простоквашино».

Педагог: Ну, что, узнали?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, кто же жил в деревне Простоквашино?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Скажите мне, а какой звук вы слышите в словах «П-р-ростоквашино», «Федор-р-р», «Мур-р-р-ка», «Матр-р-р-оскин»?

Ответы детей.

Педагог: Действительно звук «Р». А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? Каким кружочком будем обозначать?

Ответы детей.

Педагог: Какой звук Вы слышите в словах «Шар-р-рик», «Гавр-р-рюша»?

Ответы детей.

Педагог: Звук «РЬ» гласный или согласный? Кружком, какого цвета будем обозначать?

Ответы детей.

Знакомство с буквой.

Педагог: Звуки «Р» и «РЬ» мы можем видеть?

Ответы детей.

Педагог: Звуки «Р» и «РЬ» прячутся в букве «ЭР». Букву «ЭР» я могу написать, а вы её можете сейчас увидеть.

Педагог пишет букву «Р» на доске.

Педагог:

Букву «Р» писать не сложно

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок

И получится флажок.

А на что похожа буква «Р»?

Ответы детей.

Педагог: А теперь давайте посмотрим, в каких же словах мы можем встретить букву «Р»?

Педагог раздает пазлы с буквой «Р», дети собирают пазлы.

Педагог: Ребята, у нас получился замечательный дом, в котором сегодня поселилась буква «Р», а еще художник нарисовал картинки, в названии которых спряталась буква «Р». Давайте посмотрим, что нарисовал художник в правом верхнем углу?

Ответы детей.

Педагог: Что нарисовал художник в левом верхнем углу?

Ответы детей.

Педагог: Что нарисовал художник в левом нижнем углу?

Ответы детей.

Педагог: Что нарисовал художник в правом нижнем углу?

Ответы детей.

Педагог: Замечательно, во всех этих словах есть буква «Р». А давайте сейчас мы все вместе попробуем вспомнить слова с буквой «Р».

Ответы детей.

Педагог: Вы большие молодцы! Но, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Я попрошу вас собрать все пазлы в корзиночки и положить их на край стола. Строимся паровозиком и отправляемся на переменку.

Перемена.

Работа в тетради.

Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».

Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.

Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.

Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.

Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница нарисовала красивые картинки. Нам необходимо определить место звука «Р» в названии каждого предмета и нарисовать синий круг в прямоугольнике в соответствующем месте. Перед тем как мы будем определять место звука «Р» в слове, нам необходимо отгадать загадки.

В пышной кроне за листвой,

Крик да перепалка,

Кто же там базар устроил,

И шумит и каркает?

(Ворона)

Педагог: Вор-р-р-она. В этом слове мы слышим с вами звук «Р»? Где же он спрятался в начале, в середине, в конце слова?

Дети: В середине слова.

Педагог: Он гласный или согласный?

Дети: Согласный!

Педагог: Твёрдый или мягкий?

Дети: Твердый!

Педагог: Каким цветом будем его обозначать?

Дети: Синим.

Педагог: Берем синий карандаш, в середине прямоугольника, под вороной рисуем синий круг и закрашиваем его.

Аналогичная работа проделывается со словами ручка, забор.

Педагог: А теперь следующая загадка.

Я в дом тебя в любой пущу,

Стучишь – я рада стуку.

Но одного я не прощу –

Коль не подашь мне руку.

(Дверная ручка)

Друг за другом встали доски

Как тигриные полоски.

Только Тигр не убежит –

Грядки с луком сторожит.

(Забор)

Педагог: Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем, выполним зарядку для наших пальчиков.

Упражнение «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили (Волнообразные движения.)

Постучали (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Педагог: Замечательно! А теперь нам предстоит выполнить задание 4 на стр. 21.

Педагог: Ребята, мы учимся с вами говорить красиво. Вся наша речь состоит из предложений. Предложения могут состоять из одного слова. (Осень.)

Из двух слов. (Наступила осень.) Или из трех слов (Наступила золотая осень). И даже 4,5,6,7 слов.

Давайте посмотрим на задание 4. Нам необходимо прочитать предложение, определить количество слов в предложении и составить схему данного предложения.

Педагог записывает предложение на доске, просит одного из детей прочитать предложение, определить количество слов в предложении, назвать первое, второе, третье слово и составить у доски схему предложения. Остальные дети составляют схему предложения в тетради «От А до Я».

Педагог: Молодцы, ребята, и снова вы справились с таким непростым заданием! Давайте поаплодируем сами себе! А сейчас закрываем тетради и убираем карандаши в пеналы.

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, познакомились с буквой «Р», узнали: какие звуки прячутся в этой букве, определяли место звука в словах и обозначали на схеме, читали предложения и определяли количество слов в предложении. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. До свидания!

Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.

Публикации по теме:

Конспект урока по обучению грамоте в первом классе «Согласные звуки [п]-[п’], буква п» Цель: создать условия для формирования навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение.

Комплексное логопедическое занятие «Зима. Звуки [х], [х’]. Буква X» Комплексное логопедическое занятие "Зима. Звуки [х], [х']. Буква X" Цели занятия: Образовательная: 1. Учить детей характеризовать звуки.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Звуки [К] и [К’]. Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуках К - Кь, знакомство с буквой К. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепить знания о звуках К — Кь;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф],[ф']. Буквы Ф, ф.» Цель: знакомство с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Конспект НОД по обучению грамоте по теме «Согласные звуки [л], [л’], буква Л» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Согласные звуки [л], [л, ] ,буква Л. Цель: Познакомить детей с согласными звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [м], [м’], буква М» Тема : Согласные звуки [м], [м,], буква ЭМ Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить.

Логопедическое занятие «Поздняя осень. Звуки [С], [С’]. Буква С» Логопедическое занятие для детей подготовительной группы Тема: Поздняя осень. Звуки С, СЬ. Буква С. Коррекционно-образовательные цели:.

Сказка про гласные и согласные звуки ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Сказку «Живые звуки» можно использовать как полностью, так и фрагментарно в зависимости от возраста детей, особенностей.

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей логопедической группе «Твердые и мягкие согласные звуки»Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей логопедической группе «Твердые и мягкие согласные звуки» Конспект образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической.

Занятие в подготовительной логопедической группе «Звуки [Л], [Л’], буква Л» Цели: учить дифференцировать звуки Л,Ль, закрепить букву Л Коррекционно-обучающие задачи: учить различать твердый и мягкий звук Л, Ль,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Буква «Р». Звуки [р]-[р’] — согласные»
Опубликовано: 6 июля 2016 в 13:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Буква «Р». Звуки [р]-[р’] — согласные»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шуршина (УИ 63246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД