Лучший педагог года

Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Помощница вода»

Галина Недвига
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Помощница вода»

Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательные. Познакомить детей со свойствами воды опытным путем. Учить фиксировать результаты игр-экспериментов в дневник наблюдений.

Показать разнообразие состояний воды в природе: жидком, твёрдом, газообразном.

Публикация «Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста „Помощница вода“» размещена в разделах

2. Развивающие. Создать условия для формирования у детей практических и умственных действий. Развивать восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки и делать выводы в процессе организации экспериментальной деятельности.

3. Воспитательные. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде.

Оборудование и материалы:

- демонстрационный: замороженные во льду бусинки, стакан с тёплой водой, ложка, блюдце, зеркало, термос с горячей водой, жидкое мыло, блюдо с водой и молоком для фокусов, кубик, шар; 4 цвета пищевого красителя, ватные палочки; презентации о воде, водопаде; вода, шампунь.

- раздаточный: подносы, штативы с пробирками - 4 шт., кисточка, краски, салфетки, шапочки; по 4 больших стакана на каждого ребёнка, по 1 маленькому стакану, блюдце; сахар, соль, речной песок, ложка; дневники наблюдений, карандаш.

Ход

Организационный момент «Приветствие»

Воспитатель. Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают,

Здравствуй воздух, (руки в стороны)

Здравствуй вода, (волнообразные движения кистей рук)

Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

Воспитатель: Ребята, помогите разобраться, о чём идё т речь в этом стихотворении:

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода-

Неподвижна и тверда.

Что же случилось с водой,

Дети.

- она превратилась в лёд;

-наверное, это было зимой, и она замёрзла;

-вода превратилась в лёд от мороза.

Воспитатель: Сегодня я несла вам бусы, уронила их в воду. Дед Мороз заморозил их, и бусинки попали в плен. А как можно освободить бусинки из ледяного плена?

Предположения детей.

- можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (хорошо

лёд растает, и бусинки освободятся; плохо- руки замёрзнут);

- можно отогреть в варежках (хорошо - лёд тоже растает и бусинки освободятся; плохо - варежки намокнут);

- можно положить на батарею (долго ждать придётся);

- можно положить в тёплую воду, там лёд растает

Воспитатель: Ребята, давайте проверим некоторые ваши высказывания.

Саша, поставь блюдце с бусинкой на батарею.

Я погрею бусинку в руках.

Маша, опусти бусинку в стакан с теплой водой.

Что случилось с ледяным кубиком, опущенным в тёплую воду?

Посмотрите, что произошло с льдинкой в моих руках?

Дети : Она растаяла.

Воспитатель. Я своим теплом освободила бусинку из плена, но мои руки замёрзли.

Проверим, какие изменения произошли с зелёной бусинкой?

Дети. Она ещё не растаяла.

Воспитатель. Вернёмся к ней попозже. А сейчас поговорим о воде.

• Презентация «Вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода?

Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день люди умываются, моют посуду, стирают бельё; поливают цветы, чтобы не засохли. Вода нужна рыбам.

Воспитатель: А теперь для вас игра

•Игра «Я начну, а вы продолжите»

Вода, которая бежит из крана называется -водопроводная.

В колодце вода.? (колодезная).

В море вода…? (морская).

В реке вода ….? (речная).

В роднике вода? (родниковая).

В болоте вода.? (болотная).

Воспитатель. Какой сказочный персонаж живёт в болоте? А хотите заглянуть в гости к моему знакомому Водяному.

• Просмотр мультфильма «Летучий голландец» (фрагмент исполнения песни Водяного)

Воспитатель. Почему Водяной грустный? Да, одному, без друзей жить очень плохо. Что же делать?

Дети. Нужно подружиться с Водяным.

Водяной. Я очень рад быть вашим другом. Знаю, что вас интересует вода, поэтому приглашаю вас в мою лабораторию, в которой познакомитесь с её свойствами.

Воспитатель. Дети, вы согласны? Тогда надевайте фартуки и шапочки.

Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании :

Правило №1. Сначала посмотри, потом повтори.

Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай другим.

Правило №3. Не пробуй ничего на вкус.

Правило №4. Поработал - убери всё на место.

Правило №5. Будь внимателен и аккуратен.

Воспитатель. Занимайте свои рабочие места. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Дети садятся за столы.

Воспитатель. Скажите, какого цвета вода? (прозрачная)

А может ли вода менять цвет? Давайте разберёмся.

• Опыт 1. «Вода может изменять цвет».

У вас в штативе стоят 2 пробирки с водой. Наберите кисточкой краску и опустите её в первую пробирку. Что произошло с водой? (Изменила цвет) Может это случайность. Повторим опыт с другой краской.

Вывод: вода имеет свойство изменять свой цвет.

Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 2-ой странице дневника наблюдений.

Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.

Воспитатель. Продолжим наше знакомство со свойствами воды.

Воспитатель. Дети, что у меня в руках? (кубик и шарик)

Воспитатель. Какой формы эти шар? Куб?

А имеет ли форму вода?

Проведём эксперимент и узнаем какой формы вода?

• Опыт № 2: «Какой формы вода

Возьмите большой стакан с водой и перелейте воду в маленький стаканчик. Какую форму приняла вода?

Перелейте воду из маленького стакана в тарелку. Какую форму приняла вода?

Воспитатель. Какой из этого можно сделать вывод?

Дети. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 3-ой странице дневника наблюдений.

Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.

Физкультминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Воспитатель. Продолжим наши исследования.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним свойством воды: «Вода может растворять некоторые вещества».

• Опыт № 3 «Вода растворитель

Воспитатель. Посмотрите, какие вещества я приготовила. Как вы думаете, что из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? Давайте проверим.

Положите в первый стакан кусок сахара. Размешайте. Что произошло с сахаром?

Добавьте ложку соли во второй стакан. Размешайте. Что произошло?

В третий стакан добавьте ложку речного песка. Размешайте. Что происходит?

Назовите вещества, которые растворились в воде? (сахар, соль)

А что не растворилось? (речной песок)

Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 4-ой странице дневника наблюдений.

Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.

Воспитатель. Саша, принеси с батареи блюдце с бусинкой. Бусинка освободилась из ледяного плена? Что случилось со льдом? (Льдинка - растаяла). Значит, вода может быть твёрдой, только в виде льда.

Ребёнок показывает блюдце с водой детям.

Воспитатель. Ребята, вы уже знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода может быть горячей. Сильно горячая вода называется - кипяток. Скажите, почему детям нельзя играть с кипятком?

Поэтому этот опыт я проведу сама.

•Опыт № 4 «Вода в газообразном состоянии»

Воспитатель. Утром я налила кипяток в термос. (Воспитатель открывает термос и показывает детям пар.)

Воспитатель. Посмотрите, что выходит из него? Интересно, что такое пар? Из чего он состоит?

Давайте, я аккуратно поймаю его на зеркальце. Посмотрите, что случилось с зеркалом? (Оно запотело).

Теперь мы сможем увидеть, что такое пар. (Воспитатель демонстрирует детям зеркало с капельками воды).

Воспитатель. А сейчас Марина вытрет зеркало салфеткой. Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода.

Отметим на 5-й странице дневника наблюдений в каком состоянии встречается вода в природе.

Воспитатель фиксирует результат на магнитной доске.

Воспитатель. Приведите в порядок рабочее место и выходите ко мне. Снимайте фартуки и шапочки.

Воспитатель: У Водяного есть водопад и он с удовольствием нам его покажет. Давайте немного отдохнём.

•Релаксация «У водопада» (звучание воды)

Вы у водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными, течет дальше по груди, по животу. Свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.

Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.

А теперь на счет «три» откроем глазки. Волшебный белый свет наполнил вас силой и энергией. (Пауза 2 минуты.)

Воспитатель: Иногда воду называют волшебницей. И сейчас я покажу вам фокусы.

•Фокус №1 «Волшебная палочка»

Воспитатель: В воду я добавила молоко. Даю ему немного постоять. Теперь капаю пищевой краситель. Ватную палочку окунаю в жидкое мыло и касаемся красителя в центре. Что происходит? Вот Вам и волшебная ватная палочка! Посмотрите, как волшебница-вода играет с красками.

•Фокус №2 «Чудо - пузыри»

Воспитатель : Налейте в флакончик немного воды, добавьте шампунь. Закройте и немного потрясите его. Подуйте в колечко. Покажите, что у Вас получилось? (Мыльные пузыри)

Вставайте, ребята, ловите пузыри.

Воспитатель: На память о нашей встрече я дарю вам мыльные пузыри.

Публикации по теме:

«Яркий лоскуток». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста«Яркий лоскуток». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание: - рассказать детям о традиционных видах женского рукоделия, известных на Руси с давних времён; - продолжить знакомство.

«Люблю берёзку русскую». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста«Люблю берёзку русскую». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Программное содержание: - рассказать детям о берёзе и обратить внимание на её красоту; - закрепить умение различать и изображать конкретное.

Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие»Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие» Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие».Цель: развивать у детей чувство ритма.

Конспект НОД «Какой бывает вода?» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Какой бывает вода?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи. • Закреплять у детей умение использовать.

Конспект НОД по экспериментированию «Невидимка-воздух» для старшего дошкольного возраста Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье. Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух.

Открытое занятие в подготовительной группе по экспериментированию «Волшебница вода»Открытое занятие в подготовительной группе по экспериментированию «Волшебница вода» Тема: "Волшебница вода" Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде; активизировать.

Занятие по лего-конструированию «Самолет» с детьми старшего дошкольного возрастаЗанятие по лего-конструированию «Самолет» с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная деятельность: конструирование Цель: развитие конструктивной деятельности детей, формирование предпосылок инженерного мышления.

Занятие по познанию «Секреты дружбы» с детьми старшего дошкольного возрастаЗанятие по познанию «Секреты дружбы» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Формирование понятий «друг», «дружба». Задачи: 1. Образовательные: познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений;.

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.

Занятие по экспериментированию «Вода растворитель. Очищение воды»Занятие по экспериментированию «Вода растворитель. Очищение воды» Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются Задачи: • выявить вещества, которые растворяются в воде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Помощница вода»
Опубликовано: 10 июня 2021 в 22:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД