МААМ-картинки

Конспект занятия с обучающимися ОВЗ 5–7 классов «Конфликты и способы их разрешения»

Елена Берестенникова
Конспект занятия с обучающимися ОВЗ 5–7 классов «Конфликты и способы их разрешения»

Тип: коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга

Форма: групповая, работа в парах

Время реализации: 30 мин.

Количество обучающихся : 12

Цель: формирование у обучающихся практических навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия с обучающимися ОВЗ 5–7 классов „Конфликты и способы их разрешения“» размещена в разделах

1. Образовательная: способствовать актуализации представлений обучающихся о видах, причинах конфликта, стратегии поведения и способах выхода из конфликтных ситуаций

2. Коррекционно-развивающая: развитие рефлексивных способностей, эмпатии, коммуникативных навыков, повышение уровня сплоченности коллектива.

3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим, толерантность, направленность на взаимодействие, сотрудничество.

Материалы: видеопрезентация, карточки с заданиями, видеоролик, памятки, инструкция к выполнению домашнего задания.

Методическое обеспечение: программа коррекционных занятий «Жизненные навыки» 5-6класс

Методы:

Практические: ролевая игра, игровые упражнения, психогимнастика.

Наглядные: демонстрация видеопрезентации, видеоролика.

Словесные: рассказ о конфликтах и способах их разрешения, словесное сопровождение заданий.

Активация мыслительной деятельности, через вопросы поискового характера: «Как вы думаете?», «Почему?», «Как правильно?», «»Что бы вы сделали?»

[Структура занятия :

1. Ритуал приветствия. (3 мин.)

2. Разминка «Яблоко раздора». (3 мин.)

3. Основное содержание занятия.

3.1. Теоретический блок: «Что такое конфликт? Стратегии поведения в конфликте. Способы разрешения конфликтных ситуаций» Просмотр видеопрезентации «Конфликты и способы их разрешения». (8 мин.)

3.2. Практический блок

• Упражнение «На мосту». (5 мин.)

• Просмотр видеоролика «Кино или каток» (5 мин.)

• Ролевая игра «Конфликт» (5 мин.)

4. Подведение итогов занятия. (1 мин.)

5. Рефлексия.

Ход урока

Добрый день, дорогие ребята. У нас сегодня с вами очередное занятие, посвященное эффективному взаимодействию. Поговорим мы сегодня о конфликтах. Но для начала поприветствуем друг друга и одарим наших гостей щедрой улыбкой.

Ритуал приветствия

Цель: создание положительного настроя в классе, сформировать мотивацию на дальнейшую работу.

Приветствовать мы будем друг друга необычным образом. Представьте, что вы попали на необитаемый остров, вы не знаете привычки, традиции племени. Я вам буду подсказывать, как принято здороваться на этом острове.

1. Поздоровайтесь глазами, моргните друг другу.

2. Поздоровайтесь ушами, прикоснитесь ушами.

3. Поздоровайтесь плечами, правым и левым.

4. Поздоровайтесь ступнями, правой, левой.

5. Поздоровайтесь спинами.

6. Поздоровайтесь мизинчиками.

7. Поздоровайтесь лбами.

Что вы чувствовали во время приветствия?

Что понравилось, не понравилось?

Слайд 2. Символом нашего занятия является яблоко. Может кто-нибудь из вас уже слышал такое выражение: «яблоко раздора»

Яблоко раздора — в древнегреческих мифах золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», подброшенное богиней раздора Эридой на пиршественный стол во время свадьбы Пелея и Фетиды. По легенде, это золотое яблоко стало причиной ссоры трёх женщин-богинь — Геры, Афины и Афродиты. Был призван судить юноша Парис. Они пытались склонить его на свою сторону, обещая сделать его самым могущественным правителем (Гера, самым храбрым героем (Афина) или обладателем самой прекрасной женщины (Афродита). Он присудил это яблоко Афродите, которая за это помогла ему выкрасть Елену, жену спартанского царя Менелая. Это стало причиной Троянской войны. Поэтому выражение «яблоко раздора» превратилось в образное обозначение любой незначительной вещи или события, которое может привести к масштабным, непредсказуемым и, зачастую, разрушительным последствиям.

Разминка «Яблоко раздора»

Цель: организовать ребят на сотрудничество и совместную работу, активизация мыслительных процессов.

Ребята делятся на команды по 4 человека. Необходимо из кусочков собрать яблоко. Команда, выполнившая задание награждается сладким призом.

Вопросы:

1. Трудно ли было выполнить задание?

2. Что помогло в выполнении задания?

3. Придумайте и запишите название вашему яблоку.

Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора.

Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, Наша цель- показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы.

Слайд 3. Конфликт — это столкновение интересов, идей, ценностей, мнений разных людей и конкуренция за удовлетворение своих потребностей. Конфликты естественны, так как все люди разные. Они не возникали бы лишь в том случае, если люди были одинаковы: одинаково думали, чувствовали.

Слайд 4. Виды конфликтов :

• Внутриличностный;

• Межличностный;

• Социальный

Слайд 5. Причины конфликтов в подростковом возрасте.

1. Борьба за свободу

2. Непослушание, желание сделать наперекор

3. Вседозволенность, нарушение дисциплины

4. Общение с «проблемными» друзьями

5. Злоупотребление алкоголем, курением и пр.

6. Снижение успеваемости.

7. Отказ выполнять работу по дому

8. Кардинальная смена внешнего вида

9. Конкуренция, борьба за статус в группе

10. Непринятие в классе, травля

Слайд 6. Конфликтогены (слова и действия, провоцирующие конфликт)

1. Незаслуженные и унизительные упреки.

2. Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».

3. Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести.

4. Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.

5. Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения.

6. Неуместная ирония, сарказм.

7. Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар».

Слайд с 7-11. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

1. Избегание или уход - уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия. Обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений.

Фраза-определитель: «ТОЛЬКО НЕ ТРОГАЙТЕ МЕНЯ»

2. Приспособление - изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести.

Фраза-определитель: «ЧТОБЫ Я ВЫИГРАЛ, ТЫ ДОЛЖЕН ПРОИГРАТЬ»

3. Конкуренция или соперничество (силовое решение, борьба) - соперничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений.

Фраза-определитель: «ПОЙДУ ПО ГОЛОВАМ!»

4. Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки. Поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну.

Фраза-определитель: «ТЫ – МНЕ, А Я – ТЕБЕ»

5. Сотрудничество (поиск нового решения) - в выходе из конфликта учитываются интересы обоих сторон, взаимная выгода, без уступок и причинения ущерба.

Фраза-определитель: «МЫ - КОМАНДА!»

Слайд 12. Упражнение «Встреча на узком мостике»

Цель: демонстрация разных стратегий поведения в смоделированной ситуации достижения собственных целей и интересов.

Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу, на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту» :

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

• Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?

• Было ли решения ситуации эффективным?

• Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары).

Просмотр видеоролика «Кино или каток?»

Вопросы по фильму:

1. Какая стратегия поведения демонстрируется в начале ролика, середине, в конце?

2. Какие эмоции испытывают участники конфликта?

3. Что провоцирует эти эмоции?

4. Какая стратегия оказалась наиболее эффективной?

Ролевая игра «Эффективное взаимодействие»

Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации.

Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать!»

2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели?»

3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!»

Вопросы:

1. Прокомментируйте ситуацию.

2. Согласны ли вы с развитием ситуации?

3. Как бы вы поступили?

Памятка «Взаимодействие в конфликте»

1. Не избегай конфликтов, старайся их разрешить.

2. Не одевай маску, будь искренен с людьми.

3. Учись бороться с проблемой, а не с человеком. Конфликт возникает из-за спорного вопроса (сложной ситуации, а не из-за человека. Не переходи на личности.

4. Проявляй уважение. Прислушивайся к другому человеку.

5. Учись договариваться.

6. Не вспоминай прошлые обиды и разногласия. Это еще больше усугубит конфликт.

7. Будь понимающим. Попробуй поставить себя на место другого человека. Не занимай оборонительную позицию и внимательно анализируй ситуацию с различных точек зрения.

8. Научись извиняться. Встань перед зеркалом и тренируйся, если это необходимо! Если ты не прав, прими это, от этого ты не станешь «слабаком». Наоборот, только сильный человек может сказать «извини». Это простое слово творит чудеса, попробуй!

Подведение итогов:

1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.

2. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.

3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта.

Рефлексия

1. Что больше всего запомнилось?

2. Что понравилось?

3. Что не понравилось?

Желаю вам, ребята, никогда не ссориться, ну а если поссорились, помните, что лучший способ выхода из конфликта – это сотрудничество!

Домашнее задание:

«ПИСЬМО СЕБЕ»

Стрессы, обиды, ненужные воспоминания и мысли, все это можно снять с помощью писем себе. Письмо состоит из 5 страниц разного цвета и имеет свое значение:

1. белая страница – вы - «ЖУРНАЛИСТ» - описываете ситуацию: какого числа, где, как и что произошло.

2. коричневая страница – вы - «ПЕССИМИСТ» - какие негативные эмоции вы почувствовали в тот момент, напишите.

3. желтая страница – вы «ОПТИМИСТ» - какие положительные эмоции можно испытать в той ситуации, представьте конфликтную ситуацию в виде комедии, что рассмешило больше всего, напишите.

4. зеленая страница – вы «ХУДОЖНИК» - нарисуйте рисунок, который отразить ваше восприятие ситуации.

5. синяя страница – вы «МУДРЕЦ» - что бы вы посоветовали самому себе или человеку, оказавшемуся в подобной конфликтной ситуации, напишите свой совет.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Конфликты и как им противостоять» Открытое занятие на тему:«Конфликты и как им противостоять»Цель: дать представление о роли конфликтов в отношениях. Задачи: - формировать.

Конспект группового логопедического занятия «Звук [и], буква И» с обучающимися 1 класса Конспект группового логопедического занятия на тему: «Звук [и], буква И» с обучающимися 1 класса. Цель: Познакомить с гласным звуком [и].

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.

Конструкт занятия по ФЭМП с обучающимися средней группы «В стране геометрических фигур»Конструкт занятия по ФЭМП с обучающимися средней группы «В стране геометрических фигур» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 "Улыбка" Конструкт занятия с обучающимися средней группы Тема:.

Отчет о тренинговой работе с обучающимися 6–9 классов за 2017–2018 учебный год С учащимися 6 класса была продолжена работа по курсу занятий под названием «Стремлюсь к успеху». Целью данных занятий.

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с обучающимися с ОВЗ «Космос» Цель занятия: закрепление и обобщение знаний о космосе, развитие умения обучающихся делать обобщения и выводы на основе действия с конкретными.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Презентация для родителей «Детские конфликты в ДОУ и способы их разрешения!» Слайд1. При поступлении ребенка в ДОУ очень часто родители сталкиваются с проблемой конфликтов. Причем это могут быть либо конфликты между.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации с родителями. Способы их предотвращения и разрешения» Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации (психолог К. Томас): • Соперничество (конкуренция) — самый распространенный и одновременно.

Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга. Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с обучающимися ОВЗ 5–7 классов «Конфликты и способы их разрешения»
Опубликовано: 3 сентября 2019 в 04:45
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД