МААМ-картинки

Занятия с ребенком с ОВЗ на дому (6 фото)

Татьяна Березина
Занятия с ребенком с ОВЗ на дому

Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия с ребенком с ОВЗ, который обучается в домашних условиях.

Кирилл А. (4 года).

D/s: гидроцефалия ДЦП (атонически- астетическая форма, сопутствующая симптоматическая парциальная эпилепсия, атрофия зрительных нервов.

У мальчика наблюдается значительное отставание психофизического развития от возрастной нормы. Не стоит. Не ползает. Не ходит. Сидит с опорой. Самостоятельно не кушает (акт глотания имеется, т. к. можно есть только хорошо протертую пищу. Наблюдается избирательный интерес к музыкальным игрушкам (поворачивается за перемещением звука, слушает). Стал захватывать и непродолжительное время удерживать предметы в руке. Имеется реакция поиска предмета (игрушки) рукой, ногой. Зрительное восприятие не сформировано. Реакции на свет у мальчика в дневное время суток нет, ночью иногда замечает вспышки света. Ребенок эмоционально отзывчивый на общение со взрослым. Эмоции ярко окрашены. Узнает по голосам близких и некоторых знакомых людей.

Публикация «Занятия с ребенком с ОВЗ на дому» размещена в разделах

При первом посещении планируется:

- знакомство с условиями проживания, с развивающей предметно-пространственной средой дома с целью максимального использования ее в коррекционных целях;

- наблюдение за поведением и игрой ребенка (двигательные функции, сенсорные стимулы, проявление эмоциональных чувств, речевые реакции);

- беседа с родителями (законными представителями) о развитии ребенка с момента рождения и до настоящего периода времени (навыки, умения, достижения, возможности);

- налаживание эмоционально-личностного контакта с ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда, согласно ФГОС ДО (в условиях домашнего обучения) должна быть:

- содержательно-насыщенной (соответствовать возможностям ребенка и предугадывающей его развитие, обеспечивать двигательную, игровую и познавательную активность);

- трансформируемой (изменение среды: на койке, на диване, на полу, в коляске);

- полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, игрушек и предметов быта и т. п.);

- доступной (и для педагога и для родителей и для ребенка);

- соответствовать возрастным возможностям (реальным возможностям проблемного ребенка);

- вариативной (должна быть периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, и познавательную активность ребенка)

- безопасной (исправность и сохранность материалов оборудования, а также соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Занятия с ребенком с ОВЗ на дому

Педагогу из всего многообразия игр, пособий, материалов надо выбрать все необходимое, имеющее коррекционно-развивающее значение для ребенка. Обязательным должен быть момент – внесение в занятие чего-то нового (игрушка, предмет, пособие, материал и др.)

Каждое посещение ребенка на дому должно начинаться с налаживания эмоционально-личностного контакта с ним. Это своеобразный ритуал «Приветствия». Сначала с помощью игр «Здравствуй», «Ку-ку», затем с использованием эмоциональных игр с использованием какой-нибудь музыкальной или просто издающей звук игрушкой (с тем, что может заинтересовать ребенка, вызвать реакцию «Что это?»). Тон голоса разговаривающего с ребенком взрослого должен быть спокойным и ласковым. Затем на последующих занятиях постепенно вводится жест «привет!»: сначала пассивный, затем пассивно-ответный, а потом активный.

Следующим шагом в работе с ребенком с ОВЗ должно быть составление адаптированной образовательной программы. Программа - это план работы, где определяются направления коррекционно-развивающей работы (образовательные области, задачи, которых хотелось бы достигнуть и содержание коррекционно-развивающей работы (через что будут осуществляться данные задачи, какие методы и приемы будут использоваться). В случае появления у ребенка, каких – то достижений – она должна корректироваться (в нее вносятся изменения). Родители знакомятся с программой и с дальнейшими в ней изменениями.

В работе с ребенком с ОВЗ реализуются все образовательные области (направления).

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

- развитие потребности эмоционально-личностного контакта со взрослым, стремление продлить контакт со взрослым;

- формирование первоначальных жестов;

стимуляция голосовых реакций.

Содержание работы:

- использование образных и музыкальных игрушек для стимуляции

двигательных и голосовых проявлений («Привет!», «Ку-ку»);

- использование неречевого материала: прикосновение к руке,

поглаживание по голове во время обращения, эмоциональная окраска

голоса;

- обучение жестам «привет!», «пока»(пассивно, пассивно-ответно,

активно, использование их в играх с игрушками;

- использование телесного контакта («Мы гуляем», «Быстро-быстро», «Поехали»);

- использование во время проведения игр песенок-пестушек, ритмичных стихов.

Познавательное развитие включает в себя: сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, развитие ручной моторики.

Сенсорное развитие.

Фото №1 Индивидуальные коррекционно развивающие мероприятия с ребенком с ОВЗ который обучается в домашних условиях

Задачи: - стимуляция к ощупыванию своих рук, игрушек, предметов;

- развитие слухового восприятия: реакций на звучащие игрушки и

предметы;

- развитие сенсорных процессов (слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого, двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания, предоставление различных тактильных ощущений).

Содержание работы:

- использование различных музыкальных и звучащих игрушек,

музыкальных инструментов, предметов издающих какой-либо звук,

предметы издающие шумовой эффект;

- вкладывание в руки ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;

- укладывание разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка;

- использование в работе «тактильных» ковриков, помещение ребенка на коврик, где нашиты разные по фактуре игрушки;

- изготовление тактильных пособий «Перчатка», «Подушечка» (с разными нашитыми материалами, игрушек (с разными наполнителями);

Ознакомление с окружающим.

Задачи: - способствовать запоминанию простых игрушек и предметов быта;

- формировать у ребенка элементарные представления о своих

частях тела и лица;

- способствовать запоминанию пространственного расположения

предметов окружающего.

Содержание работы:

- постоянное речевое общение с ребенком и многократное повторение,

называние игрушек и простых бытовых предметов;

- комментирование движений и действий ребенка при разном его

расположении, при перемещении в пространстве;

- проведение базовых упражнений для развития движений и формирования представлений о частях тела и лица («Я глажу твои ручки…», «Быстро-быстро», «Это – (Семена) головка, это …», «Где-где») без предметов и с предметами (прикосновение к частям тела и лица различными по фактуре предметами: шелковая ткань, мягкая кисточка, бусы, бубенчики и др.);

- при перемещении побуждать к восприятию предметов в пространстве (осязать, пассивно руками ребенка с речевым сопровождением).

Развитие ручной моторики.

Задачи:

- развивать способность захватывать и удерживать игрушки и предметы;

- развивать навык ощупывания (поиск «потерянной» игрушки или предмета);

- способствовать навыку перекладывания игрушки или предмета из одной руки в другую.

Содержание работы:

- стимулирование захвата и ощупывания с помощью вкладывания в руки

ребенка различных по форме, величине, фактуре игрушек и предметов;

- проведение специальных упражнений, направленных на развитие кинестетических ощущений в пальцах рук (вкладывание и обыгрывание игрушек и предметов совместными действиями из положения на «спине», на «животе», из положения ребенок на руках взрослого с речевым сопровождением);

- пассивное перекладывание игрушки или предмета из одной руки в другую с речевым сопровождением;

- проведение пальчиковый игр и гимнастик с правой и левой ручкой, а также с пальцами ног («Ладушки», «Сорока – белобока», «Туки – так», «Хлопушки», «Мальчик-пальчик» и др.);

- массаж ручек ребенка (можно по методике О. Приходько).

Фото №2 гидроцефалия ДЦП атонически астетическая форма сопутствующая симптоматическая парциальная эпилепсия атрофия зрительных нервов

Речевое развитие.

Задачи:

- формировать подготовительные этапы понимания обращенной речи (на

доступном уровне);

- налаживать звуковую активность, стимуляция голосовых реакций;

- вызывать, стимулировать звукоподражание и лепетную речь;

- стимулировать участие ребенка в пассивном диалоге со взрослым.

Содержание работы:

- постоянное речевое общение с ребенком;

- пение или проговаривание веселых, спокойных песенок, потешек, чтение ритмичных стихов, слушание радио;

- стимулирование подражательной звуковой активности (то, наклоняясь, то удаляясь от лица ребенка произносить определенные звуки гуления, лепета по несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями, побуждая к отраженному произнесению);

- накопление пассивного предметного словаря в процессе совместных (рука в руку) предметных действий с игрушками и предметами быта;

- создание ситуации, требующей ответной речевой реакции.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

- формировать эмоциональное общение со взрослым (близким и чужим);

- способствовать эмоциональному реагированию (сосредоточение или

двигательная активность) через музыкальные средства;

- создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на потешки, детские стихотворения;

Содержание работы:

- использование при проведении коррекционно-развивающих

мероприятий различного эмоционально окрашенного тона;

- выразительное пение или проговаривание детских песенок, потешек,

пестушек;

- использование во время занятий мелодичной музыки, которая нравится ребенку;

- применение в работе красочных, эстетичных, приятных для восприятия ребенком игрушек и пособий.

Физическое развитие.

Задачи:

- продолжать развивать цепные установочные рефлексы (удержание

головы в положении лежа на «животе», подтягивание за ручки);

- способствовать (стимулировать) развитию поворотов туловища из положения на «спине» на «живот» и обратно;

- развивать вестибулярный аппарат;

- стимулировать развитие двигательных функций с использованием

комплексных афферентных стимулов: слуховых, тактильных,

температурных;

- способствовать дальнейшему развитию захвата и удержания предметов, обучать перекладыванию предмета из одной руки в другую, пассивно придавая руке необходимое положение.

Содержание работы:

- формирование сенсомоторных координаций («Мы гуляем»,

«Полетели-полетели», «Быстро-быстро», «Вверх-вниз»);

- пассивные упражнения с руками и ногами ребенка (доставание частей тела противоположной рукой);

- осуществление поворотов туловища из положения на спине (с помощью игрушек; пассивный поворот за плечевой сустав и руку ребенка);

- поглаживание конечностей ребенка различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения, сухих и мокрых предметов;

- вкладывание в руки ребенка разных по фактуре предметов, для

стимуляции его двигательной активности;

- укладывание звучащих и разных по фактуре игрушек и предметов к ногам ребенка, для стимуляции двигательной активности.

Фото №3 У мальчика наблюдается значительное отставание психофизического развития от возрастной нормы

Коррекционно-развивающие мероприятия включают в себя:

* Ритуал «Приветствие» - игры, для налаживания эмоционально-

личностного контакта, внесение новой или знакомой понравившейся

ребенку игрушки.

* Игра на развитие слухового восприятия с музыкальной игрушкой или

музыкальным инструментом или с предметом, издающим звучание.

* Игровые упражнения, для развития двигательной активности.

* Игровые упражнения, для развития тактильной чувствительности и

осязания.

* Пальчиковая игра или гимнастика.

* Игровые упражнения, для развития ручной моторики.

* Ритуал «Прощание» (игра с тем, что понравилось ребенку).

Фото №4 Самостоятельно не кушает акт глотания имеется т

Программно-методическое обеспечение:

1. Е. М. Мастюкова «Лечебная педагогика ранний и дошкольный возраст» (советы педагогам и родителям к обучению детей с особыми проблемами в развитии) - М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» - 1997г.

2. О. Г. Приходько: «Ранняя помощь детям с двигательной патологией»-издательство «КАРО» – С-П – 2006г.

3. И. А. Смирнова «Наш особенный ребенок» Книга для родителей с ДЦП. - изд. КАРО – С-П – 2006г.

4. Л. И. Фильчикова, М. Э. Бернадская, О. В. Парамей «Нарушения зрения у детей раннего возраста диагностика и коррекция» (методическое пособие для педагогов, психологов, врачей и родителей) – М. изд. «Экзамен»- 2004г.

5. «Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями.» Методическое пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений - под редакцией Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной - М. изд. «Экзамен»- 2004г.

Фото №5 можно есть только хорошо протертую пищу
Публикации по теме:

«Настроение». Конспект индивидуального занятия с ребенком 2 лет«Настроение». Конспект индивидуального занятия с ребенком 2 лет "Настроение" конспект индивидуального занятия с ребенком 2 лет Конспект индивидуального занятия с ребенком 2-3 лет по теме мои эмоции "Настроение".

«Тропинка к дому». Фотоотчёт о прошедшей маршрутной игре«Тропинка к дому». Фотоотчёт о прошедшей маршрутной игре Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вам посмотреть отчёт о том, как мы с родителями впервые играли в маршрутную.

Акт посещения на дому Акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего. Ф. И. О. ребенка, дата рождения. Цель обследования: выявление.

Доклад «Посещение воспитанников на дому» В помощь молодому педагогу (значение работы педагога с семьями воспитанников) Доклад по теме: Посещение воспитанников на дому. В воспитании.

Еженедельные рекомендации родителям для работы в домашних условиях с ребенком 4–5 лет с ОВЗ (ЗПР) Лексико - грамматическая тема: «Овощи» 1. Задание родителям. Расширяйте представления ребенка об овощах: названия основных овощей, их цвет,.

Форма учета сведений о семьях воспитанников и посещений на дому с учетом ФГОС до Методические рекомендации для воспитателей. Предоставляю вам компактную форму по работе со сведениями о семьях воспитанников и учета посещений.

Конспект индивидуального занятия с ребенком с РАС по индивидуальной маршрутной деятельности «Цвета и формы» План - конспект индивидуального занятия Вид занятия: индивидуальное по маршрутной деятельности Продолжительность занятия: 10-15 мин..

Конспект коррекционного занятия в инклюзивной группе с ребенком с ЗПР «Письмо бабушке» Конспект коррекционного занятия в инклюзивной группе с ребенком с ЗПР. Тема: «Письмо бабушке» в старшей группе Подготовила воспитатель.

Коррекционное занятие педагога-психолога с ребенком 6 лет с ОВЗ «Путешествие на воздушном шаре» Цель: создать условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Задачи: • обучать навыкам самоконтроля при выполнении дыхательных.

Тематическое планирование работы с детьми с ОВЗ для индивидуального обучения на дому КВАРТАЛ МЕСЯЦ ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК НЕДЕЛЯ ТЕМА НЕДЕЛИ ОСЕНЬ «Унылая пора, очей очарованье!» СЕНТЯБРЬ Котик Мотик в гостях у ребят 1 Мы знаем.

Автор публикации:
Занятия с ребенком с ОВЗ на дому
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 19:19
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД