elena
Значение фонематического восприятия для формирования речи дошкольников
Наверное, каждый из вас однажды может вспомнить или даже сравнить своего ребёнка, которому подойдёт описание знаменитого драгунского мальчишки, который не мог правильно произнести слово шишки.
– Неправильно! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски»!
– Именно, что не надо «сыски», а надо «хыхки».
– Это очень простое слово! Никакие не «сыски». Никакие не «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки»! Вот и всё!
Неправильно произносимые звуки, замена их или пропуски в словах, замечания со стороны сверстников – всё это начинается в детстве и приносит немало хлопот ребёнку.
Публикация «Значение фонематического восприятия для формирования речи дошкольников» размещена в разделах
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе.
Но, если всё же проблемы есть… Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняет звуки в словах, допускает множество ошибок при напечатании слов. В чём дело? Что не так? Какова причина?
Оказывается, что основная причина – это проблема со слухом у ребёнка. Вы сейчас удивитесь!
Но в логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если он нарушен или недостаточно сформировано фонематическое восприятие, всё это отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
К сожалению, отставание в формировании фонематических процессов создаёт серьёзные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В дальнейшем это может вызвать значительные трудности при обучении грамоте и стать причиной их неуспеваемости в школе.
Поэтому, мы педагоги и, конечно, вы, уважаемые родители, не должны упустить особый период развития фонематического восприятия, который приходится на возраст 4-5 лет. В этот период совершенствуется речевой слух ребёнка. В этом возрасте в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата ребёнок ещё не может правильно произносить некоторые звуки, но он может слышать ошибки в произношении у своих сверстников, сосредотачивать своё внимание на звуковом оформлении слов, что происходит ещё на неосознанном уровне: ребёнок слышит, но не может объяснить. Это говорит о том, что происходит развитие фонематической стороны речи.
Итак, чтобы понять, развит или нет фонематический слух у вашего ребёнка, можно провести самостоятельно первичную диагностику, воспользовавшись несложным тестом :
ИТАК, ВАШ РЕБЁ НОК:
1. Не узнаёт звуки разной высоты и не умеет изменять голос (не слышит себя).
2. Не выделяет лишнее слово с созвучными по акустике словами:
сосна – сосна – сосна – весна – сосна;
дочка – дочка – кочка – дочка – дочка…
3. Не может отличить одни речевые звуки от других, поэтому все слова слышит одинаково:
дом – ком – том;
пар – дар – вар…
4. Не может произнести правильно слова: вместо лапа – вапа, ландыш – андыш…
5. Не выделяет в словах первый звук и последний: сумка, мак…
Если ваш ребёнок не справился с тестом или справился с 1-2 заданиями, то ему нужна помощь педагога.
Ведь именно точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.
Поэтому, сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.
Спасибо за внимание!