МААМ-картинки

Значение фонематического восприятия для формирования речи дошкольников

elena
Значение фонематического восприятия для формирования речи дошкольников

Наверное, каждый из вас однажды может вспомнить или даже сравнить своего ребёнка, которому подойдёт описание знаменитого драгунского мальчишки, который не мог правильно произнести слово шишки.

– Неправильно! Ты говоришь «хыхки», а надо «сыски»!

– Именно, что не надо «сыски», а надо «хыхки».

– Это очень простое слово! Никакие не «сыски». Никакие не «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки»! Вот и всё!

Неправильно произносимые звуки, замена их или пропуски в словах, замечания со стороны сверстников – всё это начинается в детстве и приносит немало хлопот ребёнку.

Публикация «Значение фонематического восприятия для формирования речи дошкольников» размещена в разделах

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе.

Но, если всё же проблемы есть… Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняет звуки в словах, допускает множество ошибок при напечатании слов. В чём дело? Что не так? Какова причина?

Оказывается, что основная причина – это проблема со слухом у ребёнка. Вы сейчас удивитесь!

Но в логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если он нарушен или недостаточно сформировано фонематическое восприятие, всё это отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

К сожалению, отставание в формировании фонематических процессов создаёт серьёзные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В дальнейшем это может вызвать значительные трудности при обучении грамоте и стать причиной их неуспеваемости в школе.

Поэтому, мы педагоги и, конечно, вы, уважаемые родители, не должны упустить особый период развития фонематического восприятия, который приходится на возраст 4-5 лет. В этот период совершенствуется речевой слух ребёнка. В этом возрасте в силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата ребёнок ещё не может правильно произносить некоторые звуки, но он может слышать ошибки в произношении у своих сверстников, сосредотачивать своё внимание на звуковом оформлении слов, что происходит ещё на неосознанном уровне: ребёнок слышит, но не может объяснить. Это говорит о том, что происходит развитие фонематической стороны речи.

Итак, чтобы понять, развит или нет фонематический слух у вашего ребёнка, можно провести самостоятельно первичную диагностику, воспользовавшись несложным тестом :

ИТАК, ВАШ РЕБЁ НОК:

1. Не узнаёт звуки разной высоты и не умеет изменять голос (не слышит себя).

2. Не выделяет лишнее слово с созвучными по акустике словами:

сосна – сосна – сосна – весна – сосна;

дочка – дочка – кочка – дочка – дочка…

3. Не может отличить одни речевые звуки от других, поэтому все слова слышит одинаково:

дом – ком – том;

пар – дар – вар…

4. Не может произнести правильно слова: вместо лапа – вапа, ландыш – андыш…

5. Не выделяет в словах первый звук и последний: сумка, мак…

Если ваш ребёнок не справился с тестом или справился с 1-2 заданиями, то ему нужна помощь педагога.

Ведь именно точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.

Поэтому, сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. Многие дети получают подготовку к школе уже в детском саду. Полноценная.

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ- это способность различать фонемы родного.

Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки Воспитатели знают, что в настоящее время в каждой группе много детей с нарушениями речи. Одни из них сложные, нуждающиеся в коррекционной.

Формирование навыка фонетико-фонематического восприятия «Гуси» Формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании лексических единиц со звуком «г».

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятияКонспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия в подготовительной группе «В гостях у Мудрой Совы».

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная система образования диктует свои условия социализации и эффективного развития личности ребенка и гарантирует.

Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» Кафедра.

Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте Галина СокольниковаПрофилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте. На примере одной из тем недели "Дикие.

Технология развития фонематического восприятия (Филичева Т. Б. Чиркина Г. В.) подготовила: учитель – логопед Юрчук С. В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Одной из важных задач логопедической работы с дошкольниками является изучение.

Значение духовно-нравственного воспитания дошкольников на этапе формирования ребёнка как личности Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение фонематического восприятия для формирования речи дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 21:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД