Папки-передвижки

Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста

Галина Морозова
Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Публикация «Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так, шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик — кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

В работе с детьми используются три вида лепки : лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом и ему нет необходимости прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако овладевают они быстрее всего изображением предметов конструктивной и растительной формы. В результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного, хотя при лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

В связи с этим перед детским садом встает задача обучить детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки. Сюжетная лепка по сравнению с рисунком также имеет свою специфику. Если в рисовании сюжетная композиция часто бывает связана с использованием условных приемов изображения (например, изображение человека сбоку передается в рисовании с одной видимой стороны; предметы первого плана изображаются крупно по сравнению с фигурами второго плана и т. д., то в лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.

Дети обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет — это можно наблюдать и в младшей, и в средней, а иногда и в старшей группе. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Передвижение фигур по столу, сопровождение действий речью наполняет лепку ребенка реальной динамикой, делает вылепленные фигуры участниками воображаемого эпизода. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка детей. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения дети начинают лепить развернутые сюжеты.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее, дополнить лепку деталями.

Для составления сюжетной композиции прежде всего нужно подумать о подставке, ее объеме и форме, а затем вылепить ее, распределить и укрепить на ней предметы. Вначале, как правило, дети не задумываются над объемом и формой подставки, не прикрепляют к ней предметы, часто делают ее тонкой. Форма и размеры подставки не подчиняются общему замыслу, форме и размеру фигур. Происходит это потому, что для детей данного возраста подставка — это лишь поверхность (пол, земля, на которой располагаются предметы. Воспитатель должен подвести детей к умению делать плотную, достаточно объемную подставку и красиво, логично распределять на ней предметы. Это позволит успешно решать задачи композиционного характера.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие : научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2—3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Сюжетная лепка проводится лишь в старшей и подготовительной группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться разными приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д., растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное — красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой — печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста»Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.

Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой лепки «Миллефиори»Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой лепки «Миллефиори» Тема: Новогодняя открытка «Ёлочка в хрустальном шаре» Данный мастер-класс будет интересен для родителей, педагогов начального и дошкольного.

Мастер-класс «Пшеничный колосок». Аппликация с элементами лепки для детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс «Пшеничный колосок». Аппликация с элементами лепки для детей младшего дошкольного возраста Мастер - класс "Пшеничный колосок" аппликация с элементами лепки для детей младшего дошкольного возраста. Описание: данный мастер-класс.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 10:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД