Олеся Мингалева
Значение продуктивных видов деятельности для развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Для развития дошкольника большое значение имеют продуктивные виды деятельности. Под продуктивной деятельностью чаще всего рассматривают ту деятельность ребенка, в результате которой получается определенный продукт. Данный продукт создается ребенком под руководством взрослого. К продуктивным видам деятельности можно отнести : рисование, лепку, аппликацию, конструирование, ручной или художественный труд с элементами рукоделия. Продукт, получаемый ребенком, показывает, как малыш относится к окружающему его миру, какое эмоциональное состояние у ребенка. Также по созданным продуктам можно определить, какие когнитивные навыки и личностные качества у ребенка развиты, а над которыми еще надо поработать. Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, а также их всестороннего развития.
Публикация «Значение продуктивных видов деятельности для развития личности ребенка» размещена в разделах
Глава 1. Развивающее значение.
Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение – самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки. Действия с материалами и инструментами имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза.
В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.
Лепка позволяет ребенку изобразить предметы в трехмерном пространстве. Особенно ценно то, что ребенок может неоднократно менять форму, достигая желательной выразительности. Развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание. И еще одно бесспорно: рука ребенка готовится к письму, кисть и пальцы получают необходимые, но в то же время и щадящие нагрузки. С этих же позиций полезно заниматься с ребенком аппликацией, где он учится рисовать узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, осваивать разные приемы вырезания.
Рисование развивает у вашего ребенка восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем богаче, выразительнее у него рисунки. Изобразительная деятельность теснейшим образом связана не только с восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом.
Воплощая в своей деятельности образ того или иного предмета при помощи красок, бумаги, пластилина, частей конструктора, ребенок выделяет в реальном предмете именно те его стороны, которые действительно могут быть воплощены в данном материале. Если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребенка является еще недостаточно расчлененным и что цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребенка изолированно от обладающих ими предметов, то становится ясным особое значение этих видов деятельности для развития восприятия и мышления ребенка.
Глава 2. Воспитывающее значение.
Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.
Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств ребенка. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает детям мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.
Также продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения внимательно слушать задание, а так же доводить работу до конца. В процессе продуктивной деятельности происходит закрепление отношения ребенка к получаемому результату. Его переживания и иные чувства, которые он испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.
Вывод
По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Поэтому все виды продуктивной деятельности занимают важное место, как в развитии, так и в воспитании личности ребенка. В процессе продуктивной деятельности ребенок материально выражает скопившиеся образы, чувства – все это служит прекрасным средством познания его внутреннего мира и дополнения его. Педагог должен всячески поощрять и вдохновлять детей к творчеству, в какой-либо форме.