Гусейнова Лидия
Картотека опытов «Знакомство с явлениями живой и неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАКОМСТВО С ЯВЛЕНИЯМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
(из опыта работы)
Составила
воспитатель Гусейнова Л. И.
Актуальность.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые мы в детском саду активно используем — это опыты.
Опыты с детьми провожу как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной совместной работе.
Публикация «Картотека опытов „Знакомство с явлениями живой и неживой природы“» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Опыты – это наблюдения за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях.
В организации и проведении опытов можно выделить следующие этапы:
- постановка проблемы (задача)
- поиск путей решения проблемы
- проведение опытов
- фиксация наблюдений
- обсуждение результатов и формулировка выводов
- рефлексия
Познавательная задача эксперимента должна быть четко и ясно сформулирована и понятна ребенку. Благодаря опытам у детей развиваются когнитивные способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, а в фронтальном процессе еще развиваются и укрепляются дружеские взаимоотношения и коллективный интерес.
Цель: формировать и расширять представления у детей об объектах живой и неживой природы через практическое познание.
Задачи:
- формировать представление (или расширять знания….что лучше оставить)о явлениях живой и неживой природы
- вызывать интерес детей к поисковой деятельности
- создавать условия для развития экспериментальной деятельности
- развивать логическое мышление, учить делать выводы
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- беседа и рассматривание иллюстраций
- чтение художественной литературы и разучивание стихотворений
- наблюдение в природе во время прогулки и экскурсии
- дидактические и словесные игры, где дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющие у них знания о предметах и явлениях природы, растениях, животных
- просмотр фильмов и телепередач с родителями.
Детское экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитования.
1. Опыт «Откуда берется песок?»
Цель: познакомить с происхождением песка
Ход эксперимента: возьмем два камня, постучим ими друг о друга и потереть их над листом бумаги:
- как выдумаете, что это сыплется?
- возьмите лупу и рассмотрите это
- как мы получили песок?
- как в природе появляется песок?
Вывод: ветер разрушает камни, в результате чего появляется песок.
2. Опыт «Из чего состоит песок?»
Цель: познакомить со свойствами сухого песка
Ход эксперимента: насыпаем песок на листок бумаги, с помощью лупы рассматриваем его:
- из чего состоит песок? (из песчинок)
- как выглядят песчинки?
- похожи ли песчинки одна на другую? (разной формы и размера)
- как образуется горка из песка? (нужно собрать очень много песчинок)
Вывод: песок состоит из мелких песчинок разной величины и формы, которые не прилипают друг к другу.
3. Опыт «Свойства мокрого песка»
Цель: показать, что мокрый песок может принимать любую форму и оставлять следы.
Ход эксперимента: ребята насыпают мокрый песок в формочки, переворачивают их, снимают формочку. Ладонями вдавливаем в горку песка:
- какие фигурки получились?
-из какого песка получилось сделать фигурки и отпечатки?
Вывод: мокрый песок принимает любую форму т. к. песчинки от воды набухли и склеились, стали крепко держаться друг за друга, поэтому на мокром песке остаются еще и следы и отпечатки.
4. Опыт «Что быстрее пропустит воду: песок или глина?»
Цель: провести наблюдение, где быстрее просочится вода, если в одну воронку насыпать песок, а в другую – глину.
Песок сначала впитывает воду, А потом начинает капать вода в стакан. А из воронки где глина капают редкие капли, но вода становится чистая.
Вывод: песчинки неплотно прилегают друг к другу и через песок быстро просачивается вода, а частички глины плотно и крепко соединены между собой, поэтому вода через глину проходит намного медленней и еще вода становится чистой. Значит глина очищает воду лучше чем песок.
5. Опыт «Из чего состоит глина»
Цель: предложить детям в лупу рассмотреть глину и убедиться, что у глины нет отдельных крупинок как у песка.
Вывод: частицы глины плотно скреплены друг и другом и нет просвета между ними.
6. Опыт «Свойства сухой глины»
Цель: предложить разломить кусок сухой глины, установить, что она тяжелая, похожа на камень и от нее сложно отломить кусок.
Вывод: глина твердая, не меняет формы, но если по ней сильно ударить, то она раскалывается на мелкие кусочки.
7. Опыт «Живое и неживое»
Цель: выяснить, что происходит с предметами живой и неживой природы, если их разделить на части.
Ход эксперимента: дети берут мел и ломают его на части:
- что стало с мелом?
- мел перестал быть мелом или нет? (он остался мелом, только кусочки стали меньше)
- а что будем с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, если их разделить на части? (они погибнут)
Вывод: при делении на части неживое остается неизменным, а живое погибает.
8. Опыт «Где лучше расти?»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Ход эксперимента: дети сажают два черенка, один в чернозем, а другой в песок. Некоторое время одинаково поливают растения. В черноземе растение растет и развивается, а в песке засыхает.
Вывод: черноземная почва гораздо благоприятная для роста растений, а песок непригоден.