Лучший педагог года

Картотека опытов «Знакомство с явлениями живой и неживой природы»

Гусейнова Лидия
Картотека опытов «Знакомство с явлениями живой и неживой природы»

ЗНАКОМСТВО С ЯВЛЕНИЯМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

(из опыта работы)

Составила

воспитатель Гусейнова Л. И.

Актуальность.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые мы в детском саду активно используем — это опыты.

Опыты с детьми провожу как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной совместной работе.

Публикация «Картотека опытов „Знакомство с явлениями живой и неживой природы“» размещена в разделах

Опыты – это наблюдения за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить следующие этапы:

- постановка проблемы (задача)

- поиск путей решения проблемы

- проведение опытов

- фиксация наблюдений

- обсуждение результатов и формулировка выводов

- рефлексия

Познавательная задача эксперимента должна быть четко и ясно сформулирована и понятна ребенку. Благодаря опытам у детей развиваются когнитивные способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

Огромное значение имеют опыты для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, а в фронтальном процессе еще развиваются и укрепляются дружеские взаимоотношения и коллективный интерес.

Цель: формировать и расширять представления у детей об объектах живой и неживой природы через практическое познание.

Задачи:

- формировать представление (или расширять знания….что лучше оставить)о явлениях живой и неживой природы

- вызывать интерес детей к поисковой деятельности

- создавать условия для развития экспериментальной деятельности

- развивать логическое мышление, учить делать выводы

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- беседа и рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы и разучивание стихотворений

- наблюдение в природе во время прогулки и экскурсии

- дидактические и словесные игры, где дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющие у них знания о предметах и явлениях природы, растениях, животных

- просмотр фильмов и телепередач с родителями.

Детское экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитования.

1. Опыт «Откуда берется песок?»

Цель: познакомить с происхождением песка

Ход эксперимента: возьмем два камня, постучим ими друг о друга и потереть их над листом бумаги:

- как выдумаете, что это сыплется?

- возьмите лупу и рассмотрите это

- как мы получили песок?

- как в природе появляется песок?

Вывод: ветер разрушает камни, в результате чего появляется песок.

2. Опыт «Из чего состоит песок?»

Цель: познакомить со свойствами сухого песка

Ход эксперимента: насыпаем песок на листок бумаги, с помощью лупы рассматриваем его:

- из чего состоит песок? (из песчинок)

- как выглядят песчинки?

- похожи ли песчинки одна на другую? (разной формы и размера)

- как образуется горка из песка? (нужно собрать очень много песчинок)

Вывод: песок состоит из мелких песчинок разной величины и формы, которые не прилипают друг к другу.

3. Опыт «Свойства мокрого песка»

Цель: показать, что мокрый песок может принимать любую форму и оставлять следы.

Ход эксперимента: ребята насыпают мокрый песок в формочки, переворачивают их, снимают формочку. Ладонями вдавливаем в горку песка:

- какие фигурки получились?

-из какого песка получилось сделать фигурки и отпечатки?

Вывод: мокрый песок принимает любую форму т. к. песчинки от воды набухли и склеились, стали крепко держаться друг за друга, поэтому на мокром песке остаются еще и следы и отпечатки.

4. Опыт «Что быстрее пропустит воду: песок или глина?»

Цель: провести наблюдение, где быстрее просочится вода, если в одну воронку насыпать песок, а в другую – глину.

Песок сначала впитывает воду, А потом начинает капать вода в стакан. А из воронки где глина капают редкие капли, но вода становится чистая.

Вывод: песчинки неплотно прилегают друг к другу и через песок быстро просачивается вода, а частички глины плотно и крепко соединены между собой, поэтому вода через глину проходит намного медленней и еще вода становится чистой. Значит глина очищает воду лучше чем песок.

5. Опыт «Из чего состоит глина»

Цель: предложить детям в лупу рассмотреть глину и убедиться, что у глины нет отдельных крупинок как у песка.

Вывод: частицы глины плотно скреплены друг и другом и нет просвета между ними.

6. Опыт «Свойства сухой глины»

Цель: предложить разломить кусок сухой глины, установить, что она тяжелая, похожа на камень и от нее сложно отломить кусок.

Вывод: глина твердая, не меняет формы, но если по ней сильно ударить, то она раскалывается на мелкие кусочки.

7. Опыт «Живое и неживое»

Цель: выяснить, что происходит с предметами живой и неживой природы, если их разделить на части.

Ход эксперимента: дети берут мел и ломают его на части:

- что стало с мелом?

- мел перестал быть мелом или нет? (он остался мелом, только кусочки стали меньше)

- а что будем с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, если их разделить на части? (они погибнут)

Вывод: при делении на части неживое остается неизменным, а живое погибает.

8. Опыт «Где лучше расти?»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Ход эксперимента: дети сажают два черенка, один в чернозем, а другой в песок. Некоторое время одинаково поливают растения. В черноземе растение растет и развивается, а в песке засыхает.

Вывод: черноземная почва гораздо благоприятная для роста растений, а песок непригоден.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-opyty_dk6ps.pptx | 10355,5 Кб
 
Публикации по теме:

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Календарь природы для наблюдения за природными явлениями для младшей группыКалендарь природы для наблюдения за природными явлениями для младшей группы Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов «Знакомство с явлениями живой и неживой природы»
Опубликовано: 19 мая 2020 в 23:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД