Наталья Брянцева
Конспект занятия «Звуки [д] и [д’]. Буква Дд»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [д] и [д']. Буква Дд.
Коррекционно-образовательные задачи.
1. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д'].
2. Формирование умений различать звуки [д] и [д'].
3. Сравнение звуков по твердости и мягкости.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
5. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы.
6. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов дым, дом.
Публикация «Конспект занятия „Звуки [д] и [д’], Буква Дд“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
7. Знакомство с буквой Д. Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. 8. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Совершенствование тактильного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи.
1. Воспитание чуткого отношения друг к другу.
Оборудование. Картинки маленький и большой дома, синий и зеленый домики, мяч, схемы слов, фишки, тетради, счетные палочки, карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия).
Наступила тишина,
Заниматься нам пора.
Будем четко говорить
И за звуками следить.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «улыбка - трубочка», «почистим зубки», «качели», «лошадка».
3. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д'].
Логопед показывает картинку большого дома.
Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[д] легко произнесем.
(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)
Логопед показывает картинку маленького дома.
Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[д'] легко произнесем.
(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д'] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.
4. Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д] и [д'].)
Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если вы определите, какой звук есть в слове крокодил - [д] или [д']. Возьмите карандаш и нарисуйте под крокодилом зеленый кружок. Найдите место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.
Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.
5. Игра «Эхо». Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.
Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.
6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)
Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)
Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)
С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)
В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)
7. Игра «Доскажи словечко».
Логопед начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во. (да, яго (да, пого (да, коман (да, сле (ды, ди, награ. (ды, ди, са (ды, ди).
Логопед. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].
Мою подругу зовут (Даша).
Машина едет по (дороге).
Из трубы идет (дым).
У белки теплое … (дупло).
Папа построил (дом).
Слова дом и дым дети выкладывают из разрезной азбуки и делают звукобуквенный анализ.
8. Игра с мячом «Все на букву Д».
Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.
9. Работа с буквой Д.
Логопед. На что похожа буква Д?
Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.
Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д. Нарисовать картинки на звуки [д] и [д'] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).
Исправить ошибки – дописать недостающие элементы буквы Д.
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)