ирина солдатенко
Конспект занятия «Звуки [С], [С’]; [С] — [С’]. Буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [С], [С’]; [С] — [С’]. Буква С
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.
2. Научить правильно произносить звуки [С] и [С’], дифференцировать их на слух и в произношении.
3. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
4. Познакомить с предлогами с (со, упражнять в их употреблении.
5. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.
Публикация «Конспект занятия „Звуки [С], [С’]; [С] — [С’], Буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
6. Учить анализировать слова и предложения.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слого-вому составу:
совок — гном — венок — каток, пятка — ватка — кот — кадка, ветка — корова — клетка — сетка, каток — дом — моток — по-ток.
Задание 2. Знакомство со звуком [С].
Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утриро-ванно). Какой звук часто слышится в ней?
Везет Санька Соньку на санках.
Санки — скок, Саньку — с ног,
Сонька — бух в сугроб!
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [С] :
— губки в улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
— холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);
— горлышко «молчит».
Символ звука : папа поливает огород из шланга: ССССС. (см. цвет-ную вклейку). Характеристика звука : согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: С, С, С, С,. (резкое отрывистое произнесе-ние звука вслед за взрослым).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]» :
с, п, м, с. ; са, ма, ва, су. ; ас, ам, ус. ; Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес.
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.
Повторить за взрослым серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога:
са-са-со, су-су-су.
Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста.
Задание 7. Закончить слово слогами:
СА: ли., ко., кляк., ро., плак. ; СЫ: о., у., бу., ко., ве., ча. ; СОК: пе., ку., но., ле., воло., коло., голо.
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
Белый камень во рту тает. (Сахар)
Задание 9. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на сло-ги. Найти самое длинное и самое короткое слово.
Задание 10. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:
санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.
Задание 11. Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:
самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.
Задание 12. Дидактическое упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [С] в этих словах». В каком слове звук [С] встречался два раза?
Листопад (падают листья, снегопад —. , пылесос —. , самокат —. , самолет —. , садовод —. , лесовод —.
Задание 13. Дидактическое упражнение «Измени слово, составь с каждым словом предложение».
Заменить первый звук в слове на звук [С] :
мало — сало, Клава —. , Тоня —. , бок —. , дом —. , лук —. , мода —.
Заменить последний звук в слове на звук [С] :
бак — бас, Рим —. , лев —. , нож —. , труд —. , голод —.
Заменить третий звук в слове на звук [С] :
лапка — ласка, марка —. , парта —. , сопка —. , качка —. , дочки —.
Задание 14. Взрослый предлагает ребенку добавить к слову звук [С]. Какое слово получится?
Тройка (стройка, наряд —. , клад —. , мех —. , мешок —.
Задание 15. Выучить чистоговорки:
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Со-со-со — у Сони колесо.
Ас-ас-ас — я пью квас.
Ос-ос-ос — у собаки нос.
Ис-ис-ис — я ем рис.
Ус-ус-ус — я ем мусс.
Аска-аска — у Сони маска.
Оска-оска — у Сони соска.
Иска-иска — у Сони миска.
Уска-уска — у Сони блузка.
Задание 16. Знакомство со звуком [С].
Символ звука : тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь. (см. цвет-ную вклейку). Характеристика звука : согласный, мягкий, глухой. Обозначе-ние: зеленый кружок.
Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]» :
сь, пь, мь, сь. ; ся, мя, пи, си. ; ась, апь. ; Сима, синий, липа, пи-ла, сидеть, гусь, елка.
Задание 18. Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой одинаковый звук во всех этих словах?
Синий, селедка, синица, сито, сетка.
Задание 19. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С’], определить место звука [С’] в каждом из слов, соста-вить с каждым словом предложение.
Задание 20. Выучить чистоговорки:
Ся-ся-ся — мы видели гуся.
Се-се-се — еду на гусе.
Си-си-си — сено принеси.
Ась-ась-ась — плывет карась.
Задание 21. Дифференциация звуков [С] — [С’].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
са-ся, ся-са,. , ас-ась, ась-ас.
Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С’]) :
гу., но., поя., ло., голо.
Повторить за взрослым серию слогов:
са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С’]) :
санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подо-брать слова со звуками [С] и [С’]).
Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [С’] в образован-ном слове) :
нос — носик, пес —. , кокос —. , насос —. , колесо —. , сосна —. , коса —. , ананас —.
Составить предложения со словом Сима (Соня). Распространить пред-ложения. Сосчитать количество слов в каждом из них. Назвать первое и по-следнее слово в предложении. Например:
Соня пьет сок. Соня пьет томатный сок. Соня пьет свежий томат-ный сок. Соня пьет вкусный свежий томатный сок.
Выучить скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы — не усы, не усищи, а усики.
Задание 22. Знакомство с предлогами с, со.
Взрослый предлагает ребенку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу? От-куда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает. Взрослый обращает внимание ре-бенка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение.
Назвать предлог в предложениях:
Катя встала со скамейки. Маша пьет чай с печеньем.
Вставить нужный предлог в предложениях (с, со) :
Я взял. стола чашку. Мальчик несет сумку. книгами.
Составить предложение из слов:
Соня, земля, листья, поднимать, с; Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с; Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с; Соня, скамейка, встала, со.
Задание 23. Знакомство с буквой С.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква С?
Буква из пальчиков : указательный и большой пальцы левой руки обра-зуют полуовал.
Игры с буквой.
Задание 24. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем из круж-ков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Сима, сок, стакан, стаканы.
Чтение, списывание предложений, подсчет количества слов в предло-жениях, нахождение предлога и определение его места в предложении:
Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок.