Ольга Шарутина
Буктрейлер как инновационное средство развитие речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в дошкольном возрасте – это многогранный процесс, который способствует развитию умственных способностей, увеличивает познавательную активность, существенно расширяет возможности дошкольников.
Настоящего общения не получится без хорошо развитой речи. В настоящее время богатая синонимами, прилагательными и описаниями речь у детей старшего дошкольного возраста – явление достаточно редкое, с каждым годом проблема речевого развития становится одна из важных и значимых в формировании личности ребенка.
Публикация «Буктрейлер как инновационное средство развитие речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буктрейлер
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
В ФГОС п. 2.6. образовательная область Речевое развитие предполагает :
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В п. 2.7. ФГОС прописано, что содержание указанных образовательных областей …может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
Что же следует сделать, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, что бы малыш рос коммуникабельным, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих. Какую же выбрать эффективную форму работы, чтобы помочь справиться ребенку с возникшей речевой проблемой?
Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, было решено познакомить их с инновационной формой работы – буктрейлер.
Буктрейлер – это короткий видеоролик, который включает в себя яркие моменты книги, визуализирует ее содержание. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и почитать.
Такие видеоролики снимают и к современным книгам, и к книгам, которые стали литературной классикой.
Основная задача буктрейлера – заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к прочтению художественного произведения.
Идея создания буктрейлера зародилась в США. В России жанр буктрейлера впервые появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» были первыми, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.
Буктрейлеры подразделяются на различные виды по способу создания, а именно:
– игровые – минифильм по книге;
– неигровые – набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами;
– анимационные – мультфильм по книге.
Для работы с дошкольниками наиболее доступным является вид буктрейлера – «игровой». Это связано с тем, что для реализации творческого замысла можно эффективно использовать возможности театрализованной деятельности, где дети старшего дошкольного возраста смогут проявить свою индивидуальность в новой для себя роли.
При создании буктрейлера можно выделить три основных этапа:
Алгоритм создания буктрейлеров в условиях ДОО (на слайд)
Этап реализации
Подготовительный этап
Демонстрация готового буктрейлера Обсуждение с детьми
Основной этап
Создание собственного буктрейлера
1) Выбор книги;
2) Написание сценария;
3) Визуализация сценария
4) Съемка и видеомонтаж.
Заключительный этап
Распространение созданного детьми совместно с педагогом буктрейлера Просмотр созданного буктрейлера другими детьми
Подготовительный этап:
Демонстрация готового буктрейлера :
Наша работа с детьми началась с демонстрации готового буктрейлера по произведению М. Горького «Воробьишко». После просмотра буктрейлера предложили детям поделиться впечатлениями. Детям были предложены вопросы, ответы на которые помогли педагогу ясно понять, появился ли интерес у детей к этой книге или нет:
Назовите название книги и ее автора.
Кто, является главными героями книги?
Как зовут главного героя?
Вам интересно было бы узнать, что случилось дальше?
После просмотра буктрейлера дети проявили интерес к книге, задавали различные вопросы: «А почему продолжения нет?», «А где взять эту книгу?», «А в нашей библиотеке есть эта книга?».
На этом этапе педагогу необходимо в доступной для детей форме объяснить, что такое буктрейлер а также важно дать понять детям, что создавать буктрейлер могут все желающие. Затем детям было предложено создать свой буктрейлер. После того, как у детей появился интерес к созданию собственного буктрейлера, мы совместно с детьми обговорили, ДЛЯ ЧЕГО мы будем создавать этот видеоролик. Тогда дети хором ответили: «Чтобы показать его другим ребятам, чтобы они захотели прочитать эту книгу».
Основной этап:
1. Выбор книги: Детям были предложены две сказки про животных «Лиса и заяц» и «Горшок, но ребята выбрали русскую народную сказку Пермского края «Горшок».
2. Написание сценария (план работы) :
Дальше составили план нашей работы. Так как это был наш первый буктрейлер, то большая роль при написании плана принадлежала мне - педагогу, а дети добавляли свои предложения и зарисовывали символами на листе бумаги:
- Прочитать сказку (послушать в записи);
- Выбрать роли;
- Выбрать иллюстрации к сказке (нарисовать рисунки);
- Выбрать музыкальное сопровождение;
- Записать звуковое сопровождение (озвучку);
- Монтаж буктрейлера через программу Видеоредактор;
Однако не стоит забывать, что создание буктрейлера – это совместное творчество с детьми, поэтому, необходимо учесть желания воспитанников показать в буктрейлере самые, по их мнению, захватывающие сюжеты из книги, тем самым стимулируя их речевую деятельность (умение строить связные предложения, наполнение речи художественными образами, эпитетами, развитие монологической речи и т. д.).
3. Визуализация сценария
Методом голосования решили, что сказку будем слушать в записи. Прослушав произведение, приступили к работе. Так как дети еще не владеют компьютером, основную работу предстояло сделать мне. Я заранее подготовила иллюстрации к сказке и несколько вариантов музыкального сопровождения. Ребята вспоминали последовательность событий, подбирали к ним картинки, не доходя до финальной развязки. Слушали и выбирали наиболее понравившийся им вариант музыкального сопровождения. Распределяли роли, кто будет мышкой, мушкой, рассказчиком, если возникал спор, использовали метод голосования, договаривались.
4. Съемка и видеомонтаж.
Звуковое сопровождение записывали на диктофон в телефоне, для этого дети еще раз вспоминали и раскладывали последовательность сюжета сказки, с помощью готовых иллюстраций, это была самая кропотливая работа при создании буктрейлера. Дети быстро запомнили слова героев, т. к. сказка напоминала русскую народную сказку «Теремок». Монтаж буктрейлера выполнила через программу Видеоредактор;
Заключительный этап
После того, как видеоролик «Горшок» был готов, мы продемонстрировали его в группе и дети, которые были создателями, увидели результат своего труда. Дети были очень воодушевлены, они испытали восторг и настоящую бурю эмоций: ведь все, кто принимал участие в создании буктрейлера, увидели «плоды» своей работы в готовом видеоролике. Иначе говоря, дети смогли почувствовать себя самостоятельными, их инициатива была поддержана из-за чего они стали чувствовать себя увереннее, они стали смелее высказывать свою точку зрения, чувствуя эмоциональную поддержку педагога.
Заключительным этапом стало наше совместное обсуждение, мы с детьми методом голосования решили, ребята, какой группы должны увидеть наш буктрейлер, после чего готовый видеоролик был передан выбранной группе, т. е. старшей группе. Затем я предложила детям выложить наш буктрейлер на сайт детского сада, чтобы другие ребята и их родители могли посмотреть и прочитать данное произведение, дети, конечно же, меня поддержали.
Благодаря данной инновационной форме работы мы можем непринужденно заниматься развитием речи у детей. Ведь в процессе создания буктрейлера решаются не только задачи по речевому развитию, а прослеживается интеграция практически всех образовательных областей ФГОС ДО:
- речевое развитие (построение связных предложений, работа над выразительностью речи, развитие монологической и диалогической речи,
- социально-коммуникативное развитие (работа в группе детей, умение сотрудничать с детьми, договариваться, распределение ролей,
- познавательное развитие (создание условий для развития любознательности детей, поиск вариантов решений проблемных ситуаций, поддержание детской инициативы,
- художественно-эстетическое развитие (создание условий для развития творческих навыков, работа над положительным восприятием художественных произведений, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства).