МААМ-картинки

Дидактические игры с элементами театрализованной деятельности

Наталья Зайцева
Дидактические игры с элементами театрализованной деятельности

«Дидактические игры с элементами театрализованной деятельности»

Аннотация: в статье представлено, как дидактические игры влияют на развитие и творческие способности детей.

Ключевые слова: дидактические игры, творческие способности, театрализованная деятельность, театрализованная игра.

Публикация «Дидактические игры с элементами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Большую роль в театрализованной деятельности играют дидактические игры. Наша задача – создать игровую среду для развития творческих способностей у детей. Необходимо в группе иметь дидактическое пособие «Театр картинок». На столе располагаются картонные декорации, с помощью подставок дети передвигают картонные раскрашенные персонажи сказок. Называется этот театр настольный. Театр к таким сказкам : «Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и другие сказки. Так же лото по сказкам, пазлы по сказкам, кубики мякиши, иллюстрации к сказкам. Все это играет огромную роль в осмыслении материала. Обсуждая действия героя, переживают его эмоции, приключения, то есть текст книги становится источником ярких эмоций, переживаний. Целесообразно приобщать детей к театру используя дидактические игры с элементами театрализованной деятельности. Вот, например какие игры : «Смелые мышки», «Изобрази героя» цель: развитие выразительности жестов и мимики. «Хвастливый заяц» цель: развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики, голоса. «Хитрая лиса» цель: развитие пантомимических навыков, умения свободно двигаться. Учитывая индивидуальные особенности личности, развития ребенка, обязательно в группе должно быть место, где каждый ребенок может взять маску, шапочку, изображающую любимого героя сказки, потешки, прибаутки, и использовать ее в театрализованной, игровой деятельности. Ребенок надев в шапочку с ушками может быть зайчиком, который будет прыгать по полянке, хрустеть морковкой и прятаться от лисы, он может неуклюже ходить как медведь, стать курочкой, которая снесла яичко, бабушкой, дедушкой, которые плачут или может стать мышкой, которая разбила яичко. Все это в будущем поможет ребенку через дидактические игры, проигрывая и запоминая текст сказки, полюбить книгу, относится к тексту, как источнику неизведанного и интересного. [1] Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. С помощью дидактических игр, использовать как в индивидуальной, так и в работе небольшими группами детей. Это именно то средство, которое подразумевает собой применение индивидуального подхода, и в то же время привлекающее внимание почти всех детей, так как детям очень нравится инсценировать уже известные произведения, а также фантазировать, придумывать различные сюжеты для обыгрывания при помощи самодельных фигурок-персонажей. Театрализованные игры - это не только веселье для детей, но и серьезная предварительная подготовка для воспитателей. При их организации педагог обязан опираться на основные требования: Разнообразие тематики и ее содержательность. Соответствие игры возрасту детей, постепенное усложнение. Активность детей не только во время самой игры, но и во время подготовки к ней. Сотрудничество детей со сверстниками и воспитателем на каждом этапе подготовки. Постоянное включение театрализованных игр во все режимные моменты и занятия Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. [2]

Дидактические игры способствуют :

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает : 1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3. Показ игровых действий. 4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр :

1. Игры с предметами (игрушками).

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. [7]

Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников. Деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания, воплощения образа, побуждает его к созданию новых образов. Навыки, приобретенные детьми в процессе театральной деятельности, несомненно, пригодятся им в повседневной жизни. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Творческие навыки растут сообразно умениям, значительно активизируется словарный запас детей [6]. В исследованиях Л. С. Выготского связывает воедино понятие творческих способностей и воображения, считая, что средства воображения влияют на развитие творческих способностей, которые характеризуются оригинальностью, продуктивностью, вариативностью создаваемых образов. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр [4].

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Основной целью является организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности. Определились качественные изменения в развитие коммуникативных умений у воспитанников. На сегодняшний день интерес детей к театральному творчеству значительно повысился. Об этом можно судить по тому, как воспитанники с удовольствием разыгрывают знакомые произведения с помощью разных видов театра, в которых присутствуют ролевые диалоги, используют в передаче образа выразительные средства. [5]

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. [3]

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку. В заключении можно сказать, что дидактические игры, используемые в театрализованной деятельности, дают нам очень большие возможности для интересной, плодотворной работы с детьми.

Библиографический список:

1. Антонова, Ю. А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю. А. Антонова. М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2010. 288с. – Библиограф. : 280-286 с.

2. Артемьева Л. В. Театрализованные игры для школьников. – М. : 1991. – 302 с.

3. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — Издательство: Книголюб, 2006 – 36 с.

4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.

5. Игра дошкольника [Текст] / Под. ред. Новоселовой С. Л. М. : Просвещение, 2012. 286с.

6. Игра и развитие личности дошкольника [Текст] / АПИ СССР, НИИ дошк. вос-я. М. : Изд-во АПИ, 2013. 152 с.

7. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М. : ТЦ Сфера, 2003-128 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школеДидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе Одна из задач изобразительной деятельности в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями коррекция и развитие мелкой моторики.

Дидактические игры с элементами театрализованной деятельностиДидактические игры с элементами театрализованной деятельности Дидактические игры с элементами театрализованной деятельности Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития детей в.

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе Цель: Развитие речи и творческих способностей детей. Ход занятия 1. Введение в ситуацию. (Организационный этап) Вос. : Ребята, к нам сегодня.

Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности в ясельной группе «По дорожке за Колобком» Цель: Прививать интерес к театрально-игровой деятельности. Задачи: - формировать у детей, умения имитировать характерные действия персонажей,.

Конспект ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности «По следам любимых сказок»Конспект ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности «По следам любимых сказок» Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности на тему «По следам.

Конспект открытого занятия по ФЭМП с элементами театрализованной деятельности «У солнышка в гостях» в младшей группеКонспект открытого занятия по ФЭМП с элементами театрализованной деятельности «У солнышка в гостях» в младшей группе Задачи: Обобщать умение детей различать и называть свойства предметов: форма (круг, квадрат, треугольник); размер предметов (большой,.

Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности по сказке «Теремок» во второй младшей группеКонспект занятия с элементами театрализованной деятельности по сказке «Теремок» во второй младшей группе Цель: развитие связной, выразительной диалогической речи с помощью театрализованной деятельности. Область «Познавательное развитие»,.

Сценарий театрализованной деятельности для детей средней группы по сказке «Курочка Ряба» элементами финансовой грамотностиСценарий театрализованной деятельности для детей средней группы по сказке «Курочка Ряба» элементами финансовой грамотности .

Сказка «Репка» с элементами театрализованной деятельностиСказка «Репка» с элементами театрализованной деятельности Игровое актерское занятие для детей третьего года жизни. Тема : «Репка» Цели : Вызвать интерес к сказке. Учить считать по образу взрослого.

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры с элементами театрализованной деятельности
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 13:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД