МААМ-картинки

Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку

Инна Багдасарян
Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку

«Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку»

«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка»

Д. Б. Кабалевский

В настоящее время, как никогда, остро ощущается потребность в гуманном отношении человека к другим людям и к миру в целом. В. В. Давыдов, В. А. Петровский и другие ученые выдвигали идею гуманизации дошкольного образования, когда приоритетным направлением считалось воспитание общечеловеческих ценностей: доброта, истина и внутренняя красота. В. А. Сухомлинский отмечал, что чуткость и отзывчивость человека в отношении других – составляет самое ценное его личностное качество, которое одно из первых формируется у детей в дошкольном возрасте.

Публикация «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку» размещена в разделах

Период дошкольного детства протекает очень быстро, поэтому важно, именно в этот период накопления творческого и жизненного опыта личности, успеть заложить в сознание дошкольника основы чувственного познания окружающего мира, научить его эмоционально откликаться на настроение и чувства других людей, уметь им сочувствовать и сопереживать. Следовательно, развитие музыкальной культуры личности будет невозможным, если активно не развивать эмоциональную сферу в дошкольном возрасте, формирование которой происходит в музыкальной деятельности.

В дошкольной педагогике и психологии все больше внимания отводится развитию у детей эмоциональной отзывчивости. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – как приоритетное направление личностного развития детей выделено в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, поскольку эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии дошкольника, а дошкольное детство – это период, когда у ребенка закладываются основы музыкальной культуры, формируется эстетический вкус и духовно-нравственные устои.

Б. М. Теплов рассматривал эмоциональную отзывчивость на музыку - как познавательный процесс и утверждал, что через эмоции в музыке мы познаем окружающий мир. Б. М. Теплов писал: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно.».

Трудно переоценить роль музыкального воспитания в развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников. У музыкального искусства особый язык - язык интонаций, который используется для передачи человеческого настроения и эмоций. Музыка превосходит другие виды искусства по силе эмоционального воздействия, так как ее содержанием выступают эмоции и чувства. Именно, музыка способна передать весь спектр человеческих чувств, обогащая опыт эмоциональных переживаний, она дает неисчерпаемые возможности для развития эмоциональных переживаний, она дает неисчерпаемые возможности для развития эмоциональной сферы ребенка : его чувств, эмоций и переживаний. В процессе восприятия музыки у дошкольников развивается чувственный мир, формируется личностное отношение к музыке, идет умственное развитие. В той степени, насколько ребенок подготовлен к общению с музыкой – как слушатель, насколько близка и понятна ему музыка, зависит сила и глубина музыкального восприятия.

На своих музыкальных занятиях я стараюсь руководствоваться общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются:

-приобщение детей к деятельности в области искусства,

-развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения,

- воспитание любви к музыке,

-развитие музыкальных способностей,

-формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности.

В детском саду именно на музыкальных занятиях дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на детских инструментах.

Так же на детей оказывает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспитания дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей музыкально-воспитательной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскрытие задатков каждого ребенка - с другой.

Как музыкальный руководитель, я стараюсь развивать музыкальные способности дошкольников, учить их воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Не зря одним из ярких средств эстетического воспитания является именно музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, мы, как педагоги, должны развивать у ребенка общую музыкальность. Как же разглядеть музыкальность в ребенке? Все очень просто, она заложена в каждом из нас с самого рождения. Но, развивать их в правильном направлении помогает грамотное знакомство с музыкальным искусством. И здесь на помощь идут музыкальные занятия в ДОУ.

Практическую результативность моей в работе с воспитанниками даёт применение таких наглядных приёмов музыкального обучения, как: обращение к зрительному восприятию тех или иных явлений, связанных с музыкой; использование на занятиях иллюстративного материала – портретов композиторов, народных певцов, рисунков, картин и фотографий, связанных с содержанием музыкальных произведений, таблиц с изображением музыкальных инструментов и др. Как отмечают педагоги, нельзя недооценивать положительное значение таких материалов для усвоения детьми музыкальных произведений, для возбуждения интереса к музыке, для возможности интересно и ярко провести учебные занятия, познавательно-конкурсные программы, викторины, тематические беседы и др.

Детям можно давать небольшие творческие задания, которые направлены на формирование музыкально-эстетического вкуса.

Чтобы развитие современного дошкольника было разнообразным, часто педагогам ДОУ нужно работать сообща.

Так я в своей работе в детском саду тоже работаю вместе с воспитателями, интегрируя музыкальное искусство в другие виды деятельности в ДОУ.

Мне очень нравится соединять музыку и изобразительную деятельность. Так в процессе творчества ребенок может раскрыть новые грани своего воображения. Вот некоторые примеры моей работы с дошкольниками:

1. «Нарисуй услышанную музыку»

Цель: определить, как впервые услышанное произведение влияет на ребенка, какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания.

2. «Рисуем мысленные картины»

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса детей к восприятию музыки. В этом задании важно вовлечь детей в музыкальную деятельность, они должны быть творчески активны, ярко проявлять эмоциональную отзывчивость, интерес.

3. «В гостях у сказки»

Цель: выявить уровень музыкально-эстетического вкуса через сочинение детьми небольшой сказки по прослушанному произведению.

Я только начинаю свою работу в данном направлении, но мне очень нравится итог. Дети становятся эмоционально отзывчивы, позитивно настроены. Я вижу, с каким интересом они рисуют, как внимательно научились слушать и слышать музыку.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она выполняет важную функцию и развивает общую музыкальность ребенка. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Я стараюсь строить их на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Также стараюсь учитывать индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организуя его деятельность.

Изучение особенностей развития эмоциональной отзывчивости на музыку позволяет утверждать, что её развитие в дошкольном возрасте является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование, начал музыкальной и общей духовной культуры личности.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку является объективно необходимым процессом, влияющей на формирование общей духовной культуры личности.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка»Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка» Новый год – самый долгожданный праздник для детей. Каждый из нас с теплотой хранит воспоминания о праздновании Нового года в детском саду,.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группеРоль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн»Развитие мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ОВЗ в рамках студии «Природный дизайн» Светлана Одинцова. МБДОУ ЦРР "Детский сад№ 196. В данной статье предоставлен опыт ведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ, с применением.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 18:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД