Приложение МААМ

Формирование эмоционального интеллекта у старших дошкольников

Инна Коноплева
Формирование эмоционального интеллекта у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Жизнь ребенка очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Дошкольник не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. ребенок проявляет эмоции и чувства.

Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,

Публикация «Формирование эмоционального интеллекта у старших дошкольников» размещена в разделах

- субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.

К выразительным формам эмоций относятся :

• жесты (движения рук,

• мимика (движения мышц лица,

• пантомимика (движения всего тела,

эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса,

• вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира.

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит цель:

формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из цели вытекают следующие задачи:

- воспитывать любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

- воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

- формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

- развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

- формировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.

Я хотела бы рассказать об одном из методов - сказкотерапия.

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают тот материал, который мы им предоставляем. Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей.

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы слушать и суперактивные живчики, и неповоротливые молчуны.

Ценность сказок в развитии личности ребенка заключается в отсутствии в сказках дидактики, неопределенности места действия героев и победе добра над злом, способствует психологической защищенности ребенка.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста :

* народные сказки

* психотерапевтические сказки

* дидактические сказки

* психокоррекционные сказки

* дидактические сказки

* медитативные сказки

Хочу вас познакомить с некоторыми приёмами использования сказкотерапии.

Групповое придумывание сказки

Условия:

Первый сказочник (взрослый или ребёнок) начинает сказку одной фразой;

Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее;

Каждый участник должен выступить в качестве сказочника не более 3 раз;

Сказка должна иметь логический конец;

Сказку можно рисовать на ватмане (составить коллаж, использовать приёмы аппликации и т. д.)

Направленность:

развитие произвольной памяти и внимания

развитие фантазии и воображения

развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)

развитие умения слушать

совершенствование навыков изобразительного творчества.

Рассказывание сказки от имени различных персонажей

Условия:

Сказка должна быть небольшая и хорошо знакома детям;

Роль исполняемого персонажа ребёнок выбирает по желанию (не обязательно выбирать только тех героев, которые непосредственно участвуют в сюжете выбранной сказки) ;

Можно одушевить любой предмет или часть окружающей среды и от его имени рассказать сказку;

Ведущий может помогать детям, копируя манеру поведения и интонацию голоса того сказочного героя, от имени которого идет речь;

На одном образовательном событии дети должны рассказать одну и ту же сказку от имени разных героев;

Необходимо заострять внимание детей на тех чувствах, которые испытывали герои в ходе сказочных событий

Направленность:

Обогащение речи

Развитие умения слушать друг друга

Раскрепощение, снятие эмоциональных зажимов

Выработка умения децентрироваться (встать на место другого, прочувствовать его состояние и понять причины его поступков, увидеть мир «чужими» глазами)

Развитие артистизма

Перевоплощение

1 способ «Перевоплощение в животных и птиц»

Условия:

Педагог предлагает детям персонаж перевоплощения

Дети перевоплощаются в сказочных, выдуманных персонажах

Дети самостоятельно выбирают и воплощают образ перевоплощения

Направленность:

«Разрядка» (снятие эмоционального, интеллектуального и телесного напряжения)

Развитие воображения и чувства свободы

Тренировка различных групп мышц, умения чувствовать своё тело

Улучшение взаимодействия детей и взрослого

2 способ «Перевоплощение в камень»

Условия:

Педагог предлагает детям подвижные игровые действия

Используя звуковой сигнал предлагает детям быстро принять неподвижную позу

Взрослый может принимать активное участие в игре

3 способ «Перевоплощение в единое целое»

Условия:

Используется в волшебных сказках, в которых существует отрицательный герой

Педагог предлагает детям сплотится, чтобы победить отрицательного героя

Способы сплочения дети могут выбирать сами

Направленность:

Формирование групповой энергии (сплочение детей, ощущение общего важною дела, ребенка чувство ответственности за общее дело и ощущение себя частью целого)

Позитивное влияние на бессознательные чувства ребенка (развитие чувства уверенности и защищенности)

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В деятельности происходит интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

В совместной деятельности у дошкольников :

* формируется умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, навыки саморегуляции;

* формируются социальные навыки;

* совершенствуются волевые качества;

* улучшается связная речь, и обогащается словарный запас;

* формируется потребность детей в самовыражении;

* снижается уровень негативных эмоционально-личностных проявлений;

* наблюдается снижение мышечного напряжения, возникающие при осуществлении произвольных движений в ходе работы;

* улучшаются коммуникативные качества.

В результате рассказывания сказок у детей снижается уровень агрессии, тревожности, страха, неуверенности, поднимается самооценка.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс.Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование эмоционального интеллекта у старших дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2020 в 21:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоционального интеллекта у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инна Коноплева (УИ 223244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД