Лучший педагог года

«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».

Александра Смирнова
«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».

Мастер – класс

«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».

Подготовила: воспитатель

1-й квалификационной категории

МДОУ №15

Смирнова Александра Вячеславовна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ориентирует нас, педагогов дошкольных учреждений, на гендерный подход в воспитании детей.

Публикация «„Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах

I. Выступление педагога: обоснование актуальности проблемы гендерного воспитания, представление опыта работы.

«Как нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка.

Начиная работу по гендерному воспитанию, я видоизменила и пополнила предметно-пространственную среду группы, так как:

• девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой, играют в ограниченном пространстве.

• мальчикам, наоборот - необходимо более широкое пространство,

как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.

Также необходимо организовывать игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому я предложила детям персонажа: зайчиху – маму и ее деток. Провела беседу с родителями на тему: «Полоролевое различие младших дошкольников» Родители меня поддержали и приобрели симпатичных зайчиков. Дети были в восторге. С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки я могла «удержать» внимание детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность. Придумывала игровую мотивацию, например: «У мамы - зайчихи день рождение, нам нужно сделать подарок». Это стимулировало детей к выполнению задания. В конце игрового сеанса приходила всегда мама - зайчиха. Оценивала результат и давала детям направление дальнейшей игровой деятельности с учетом гендерных особенностей ( например: покатать на машине, покормить).

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

II.Совместная деятельность педагога – мастера с детьми младшего

возраста по гендерному воспитанию

Вид деятельности: игра

Тема: «Сказочная страна мальчиков и девочек».

Задачи развития:

1. Познавательное развитие: помогать познавать самих себя, систематизировать знания о

поло-ролевой идентификации. Учить оценивать стили поведения, высказывать своё к ним

отношение.

2. Социально-коммуникативное развитие : формировать стремление утвердится в половой

принадлежности, учить детей творчески использовать возможности способов игры.

3. Физическое развитие: продолжать учить детей идентифицировать свою половую

принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки / мальчика, мужчины/

женщины.

4. Речевое развитие: продолжать рассказывать о себе, как о представителе определённого

пола, передавать словами жизненные впечатления. Развивать связную речь.

5. Художественно-эстетическое развитие: закрепление способов нетрадиционного

рисования ладошками

Предварительная работа:

разучивание стихотворений о девочках/мальчиках, вежливых словах;

отгадывание загадок-обманок; проведение символических игр; разучивание пальчиковой гимнастики «Дружба», психогимнастики; рисование способами нетрадиционной техники.

Материал и оборудование: Аудиозапись песни: «Улыбка»; пение птиц; строительный набор; мяч; игрушки для мальчиков и девочек; два панно с изображением Жар- птицы без хвостиков; краска голубого и розового цвета; карточки - символы.

Ход игровой деятельности.

Дети слушают аудиозапись песни: «Улыбка».

-Какая замечательная песенка! Вам нравится? На улице ясно, светит яркое солнышко! Я вижу ваши добрые улыбки! Какие красивые, весёлые в нашей группе дети.

Я знаю, вы очень любите играть. Хотите поиграть в игру : «Мальчики и девочки»? Я буду бросать вам мяч, а вы расскажите какие вы? Начинают девочки. Какие наши мальчики? (сильные, смелые, ловкие, весёлые). А какие наши девочки? (аккуратные, нежные, ласковые). Кто из девочек, прочитает стихотворение о себе?

«Мы - девчонки, это значит - скромные, приятные

И во всех делах очень аккуратные.

Любим в кукол и посуду мы с подружками играть

И подснежники весною на пригорке собирать

А поплачем мы немножко - это не считается.

Потому, что мы - девчонки, нам это разрешается».

Воспитатель: Мальчики, что вы расскажете о себе?

«Пусть плачут сосульки и ржавые вёдра

И мокрые шляпы: кап-кап.

Но мы ведь мужчины, реветь без причины

Нельзя нам по чину никак.

Ведь мы же мальчишки, а значит - мужчины.

Мы слёз не покажем никак!»

Воспитатель: Да, мальчики и девочки очень отличаются друг от друга. Девочки не плачут по любому поводу, стараются быть нежными. Девочки не лезут в драку и сами никогда её не начинают. Мальчик, который хочет быть сильным, никогда не обидит девочку. Такой мальчик умеет защищать девочек, прощать обиды. Расскажите, а чем вы любите заниматься?

Символическая /игра : «Больше всего я люблю. ; Когда я вырасту я. ; Когда стану папой я. ; Мне радостно, когда я. ; Если бы я был девочкой».

Воспитатель: Молодцы. А вы, любите сказки? Предлагаю, взявшись за руки отправиться в сказочную страну Мальчиков и Девочек. Аудиозапись: «Пение птиц». «Когда-то очень, очень давно Мальчики и Девочки в этой стране жили дружно и весело. Однажды они поспорили, кто из них главнее. И поссорились так сильно, что стали жить отдельно друг от друга, и построили вот эту высокую кирпичную стену, чтобы никогда не видеть друг друга. Вы хотите, помочь им подружиться и никогда не ссориться? Дети, посмотрите здесь карточки - задания. Нам нужно постараться выполнить все задания правильно: 1 карточка Игра : «Надо дружно играть вместе».

-Мальчик и Девочка не могут играть вместе, потому, что мальчику не нравятся игрушки девочек, а девочке - игрушки мальчиков. Найдите игрушки, которые понравятся им обоим.

2 Карточка. Д/ и: «Нужно делиться с друзьями» «Найдите такую картинку».

Давайте вспомним историю про жадного пса.

Физкультминутка: «Жадный пёс» (имитация движений).

Жадный пёс дров принёс,

Воды наносил, тесто замесил

Пирогов напёк, в уголочке сел

И сам всё съел

Воспитатель: - Хотели бы вы иметь такого жадного друга? У нас есть такие в группе? Дети подумайте и скажите, а какими вещами нельзя делиться даже с самым лучшим другом (личными). Молодцы. А какие личные вещи вы знаете?

Дети называют

Воспитатель: (идём по тропинке). Знак «Вежливый»

Игра : «Я - вежливый».

«Зазеленеет старый пень, когда услышит…. Добрый день!»

«Если больше есть не в силах, скажем доброе. Спасибо!»

«Когда ругают за шалости, мы говорим. Прости, пожалуйста!»

Молодцы. Давайте вспомним стихотворение, которое называется «Важные слова»

(рассказывают все дети).

Слова «До свиданья», «Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьям и знакомым

В троллейбусе, в парке, в школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

В. Кудлачев

Воспитатель: - Посмотрите, а стена треснула! Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Мальчики и девочки помирились и теперь они опять вместе. Скажите, а вы - дружные ребята? (дружные). Какими бывают дружные дети? (не ссорятся, делятся игрушками, говорят друг другу добрые слова).

Психогимнастика «Птенчик».

(Дети представляют в руках птенчика)

-Давайте его согреем своим дыханием. А теперь прижмите его к своей груди и согрейте его, пусть он послушает, как бьется ваше сердце, сердце друга. Вот уже птенчик отогрелся, расправил свои крылья и полетел. Пусть птенчик дружбы живет у нас в группе.

Дети, мой хороший друг нарисовал эту сказочную жар-птицу и попросил вас дорисовать её, а потом подарить мальчикам и девочкам этой сказочной страны. Вы, согласны? Разогреем ладошки?

Пальчиковая гимнастика: «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок)

Очень крепко дружат маленькие пальчики

(ритмическое касание пальцев обеих рук)

Раз,два, три, четыре, пять начинай считать опять

(поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать

(руки вниз - встряхнуть кистями рук).

Дети рисуют хвост жар-птицы. После выполнения работы рассматривают хвост выполненный ручками мальчиков и девочек, отмечают их отличие.

Воспитатель: Нам пора возвращаться. Мальчики и девочки

возьмитесь за ручки и скажите друг другу приятные слова.

Игра : «Комплимент».

Закроем глазки, повернё мся на месте и скажем: «Повернись, покружись, дома окажись».

Беседа: где мы были, что узнали, чему научились?

Я предлагаю вашему вниманию организацию игрового сеанса, его примерную конструкцию.

Покажу при помощи чего я привлекаю и удерживаю внимание и интерес детей. Какие использую методы и приемы для воспитания гендерной социлизации младших дошкольников.

Чтобы отвлечь детей от их игр и повседневных занятий, я, например, включаю фонограмму с записью детской песенки, напимер «Улыбка». Я их мотивирую на предстоящую деятельность, говоря,например, о том, что сегодня за окном светит солнышко, замечательная погода. Хвалю их: «какие у вас приветливые лица, красивые улыбки». «Я знаю, что вы любите играть» - предлагаю поиграть в игру «Мальчики и девочки».

Проводится игра с мячом, мальчики, возвращающие мне мяч, рассказывают о девочках и – наоборот. Тем самым, мы отмечаем наличие признаков мужественности и женственности.

Во время подготовки к подобной игре, поручаю родителям некоторых детей выучить с ними стихи, которые характеризуют гендерные различия. И во время игры, эти стихи звучат - поддерживается интерес детей и закрепляются знания о гендерных особенностях.

Очень интересный прием – символическая игра (с ее помощью мы закрепляем знания детей о представлении обоих полов, их типичных характеристиках и особенностях)

Я предлагаю детям подумать и закончить мысль:

больше всего я люблю…

когда я вырасту, я…

когда стану папой (мамой) я…

мне радостно, когда я…

если бы я был девочкой (мальчиком…

Чтобы подогреть интерес, предлагаю отправиться в путешествие, в страну мальчиков и девочек. Использую записи, например, голосов птиц и изображение на ИКТ.

Здесь, главное, обозначить проблему. Жители страны однажды поспорили, кто из них главнее, поссорились и построили стену, чтобы не видеть друг друга. Мотивация – хотим помирить. Главная мысль – нет превосходства одного пола над другим, хотя, безусловно, у них много различий. Помочь детям понять, что хотя мальчики и девочки отличаются друг от друга, все они одинаково ценны и у них есть много общего.

В процессе работы дети получают различные задания, которые помогут им в повседневных делах вести себя правильным образом, понимать мысли и чувства другого, делиться игрушками, идти на компромисс, чтобы сохранить дружеские отношения, уступать.

Игра «Надо дружно играть вместе» - дети определяют, какие игры и игрушки одинаково интересны, как мальчикам, так и девочкам, учить находить то, что объединяет.

Игра «Нужно делиться с друзьями» - помогает находить решения, идти на компромисс, идентифицировать игрушки.

Для смены деятельности и разрядки применяю физкультминутки, тоже по данной тематике.

«Жадный пес» - несет смысловую нагрузку, наглядно показывая, что некрасиво быть жадным, что с таким никто не хочет играть.

Отдохнули, продолжаем путешествие.

Игра «Я вежливый» - вспоминаем правила вежливости и закрепляем вежливые слова. Можно использовать коллективное декламирование, стихи учим в режимные моменты.

Обращаем внимание детей, что они хорошо справились с заданием – результат – стена треснула. Мальчики и девочки помирились. Переносим на себя. А мы дружные?

Психогимнастика «Птенчик» - настраивает на доброе, нежное, ласковое отношение друг к другу.

В заключении используем смену деятельности – рисование (нетрадицион. Техника, ладошками) хвоста сказочной птицы (мальчики – один, девочки - другой). Затем сравниваем, чем отличаются. У мальчиков ладошки крупнее, но изображения одинаково красивые.

Возвращаемся из путешествия, напоследок игра «Комплимент» (говорим друг другу приятные слова)

«Повернись, покружись, дома окажись»

Поощрение : либо сладкое угощение от жителей страны, либо медальки.

Публикации по теме:

«Игра как средство адаптации и социализации к ДО у детей раннего возраста в условиях ГКП». «Игра как средство адаптации и социализации к ДО у детей раннего возраста в условиях ГКП». Актуальность темы. Дошкольный возраст – время.

Игра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возрастаИгра как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. У агрессивных детей имеются трудности в общении, поведении. Агрессивность.

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №41. Хамутько Ольга Ивановна, воспитатель второй младшей группы. Игровая.

Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.

Консультация для родителей на тему «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста» В истории человечества.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей в обществе» Игра - один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребенок познает мир, определяет свою роль в мире, в.

Педагогический совет «Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как основного вида деятельности детей. Задачи: 1.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста». Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности как средство социализации детей дошкольного возраста .

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Макаренко А. С. Дошкольный возраст является активным периодом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».
Опубликовано: 30 августа 2017 в 21:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД