Приложение МААМ

Методы развития коммуникативных способностей заикающихся детей

Надежда З
Методы развития коммуникативных способностей заикающихся детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ»

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого — медико - педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Речь - это сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, от ситуации, от умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения. Кроме того, характер речи зависит от личностных особенностей говорящего, от его нервно-психического состояния. Особенности развития детей с нарушениями речи варьируются в зависимости от вида дефекта. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом направлениях. В рамках инклюзивного образования такие дети поступают в дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида. Так как количество детей с нарушениями речи ежегодно растёт, то воспитателям необходимо иметь представление о видах нарушений речевого развития, их проявлениях, особенностях работы с детьми, которые имеют такие нарушения. Возникая в дошкольном возрасте, это нарушение речи затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Публикация «Методы развития коммуникативных способностей заикающихся детей» размещена в разделах

Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского, Н. Г. Неткачева и

В. А. Гиляровского.

Актуальность  проблемы развития коммуникативных способностей

детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как

речевого дефекта не достаточно, важно и необходимо научить ребенка

бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его надо научить

не бояться общаться с людьми, вступать в контакт независимо от ситуации.

Цель практической работы - изучить коммуникативные способности заикающихся детей, изучить умение общаться в повседневной жизни и влияние игротерапии на устранение заикания. Что бы достигнуть поставленной цели и получить результаты, необходимо:

• изучить научно-методологическую литературу по проблеме заикания: сущность, причины возникновения, виды и характер проявления, влияние на личностное развитие человека.

• провести обследование и собрать данные.

• выявить особенности развития коммуникативных способностей у детей с заиканием.

• провести коррекционные мероприятия с использованием игровой деятельности детей в устранении заикания.

Предполагается, что использование игровой деятельности (игротерапии) в устранении заикания даёт возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции их речевой функции, формирования навыков правильной речи, побуждения детей к свободному речевому общению и их отвлечения от своего речевого дефекта.

Условия, в которых происходят изучаемые явления — наблюдения проходят в условиях группы и логопедического пункта. Так как в условиях логопедического пункта, чаще всего такие дети общаются без заикания. То в других ситуациях заикание может возобновляться.

Глава 1. Анализ методической литературы по проблеме развития коммуникативных способностей у детей с заиканием

1.1 Проблема заикания у детей

Заикание - это нарушение темпо - ритмической организации речи

(темп, ритм, плавность) обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата. Основным симптомом заикания являются периодически возникающие судороги мышц речевого аппарата. Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог или слово.

Существует большое количество исследователей данного вопроса, среди которых следует выделить Л. И. Белякову, Т. Б. Филичеву, И. А. Поварову,

В. А. Гиляровского, Г. Д. Неткачева, Ю. А. Флоренскую, В. С. Кочергину,

М. Е. Хватцева, С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова и многих других.

Т. Б. Филичева выделяет три степени заикания: слабая (умеренная, средняя и сильная (тяжелая). Четких критериев, определения степеней заикания нет. Слабой степенью обычно считают такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень

при которой в результате длительных судорог речевое общение становится не-возможным. При обследовании заикающихся дошкольников В. С. Кочергина

обнаружила у многих из них различные нарушения высшей нервной деятель-ности и физического здоровья, среди которых следует отметить такие как: обидчивость, плаксивость, негативизм, различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простудным и инфекционным забо-леваниям и физическую ослабленность. В. И. Селиверстовым, на основе феномена фиксированности, были выделены три группы заикающихся:с нуле

вой, умеренной и выраженной степенью фиксированности на речевом дефекте.

В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заикания:

предрасполагающие и производящие.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

• невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС);

• невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

• конституциональная предрасположенность (например, заболевание вегетативной нервной системы).

Среди производящих причин выделяются:

• анатомо-физиологические: органическое нарушение мозга, травмы, физические заболевания, болезни носа, глотки и гортани.

• психические и социальные причины: психическая травма, неправильное формирование речи в детстве и др.

Развитие речи и формирование правильного звукопроизношения невоз-можно без правильного дыхания, поэтому рекомендуется выполнять с детьми дыхательную гимнастику. Правильное дыхание очень необходимо для полно-ценного развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию, развитие голоса, плавность речи. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

1.2Методы развития коммуникативных способностей

заикающихся детей

Развитие коммуникативных навыков дошкольников — это развитие

способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. Оно основано на таких особенностях личности дошкольника, как: желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопережи-вать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться с интере-сами и замыслами сверстников. Нарушение общения при заикании меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание. Поэтому реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только воспитанием плановой речи.

Коррекцию речевых недостатков, формирование речевых средств коммуникации, устранение нарушения в работе артикуляционного аппарата, обучению правильному произношению звуков, корректировка плавности и правильности речи - осуществляет логопед в тесном сотрудничестве с другими специалистами : с воспитателем группы - который будет закреплять знания и приёмы в режимных моментах, педагогом-психологом — который выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.

Показателями успешности работы специалистов будут являться индивиду-альные достижения воспитанника, изменения в реальной жизни, причем не только появление сформированного навыка, но и повышение вовлеченности ребенка в те или иные виды деятельности.

Общий комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включает и работу с семьей. На протяжении всего курса родители ребенка могут посещать логопедические занятия, они регулярно получают сведения от логопеда о работе с ребенком, о его успехах и трудностях. Родители должны знать, какие требования необходимо предъявлять к речи своего ребенка. Для детей дошкольного возраста особенно эффективна общая психотерапия. Она предполагает создание в детском саду и в семье определенной атмосферы взаимоотношений. Сотрудники образовательного учреждения и родные ребенка должны выполнять единые требования к его поведению, соблюдению режима и речевого общения в соответствии с конкретным этапом коррекционной работы. Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических и коррекционных педагогических воздействий.

1.3 Игротерапия-метод развития коммуникативных

способностей у заикающихся детей

Психологическое воздействие на заикающихся дошкольников осуществля-ется в основном в игровой деятельности. Игра используется как средство воспитания заикающихся детей и коррекции личностных отклонений.

Наиболее подробно ознакомимся с одним из методов такой терапии, под названием игротерапия. Принцип похож на сказкотерапию. Ситуации из жизни переносятся на персонажей (куклы или др. игрушки) и обыгрывается на этих предметах. Это один из самых популярных видов а рт-терапии для детей.

Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. В процессе использования игровой деятельности происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и на этой основе воспитание их речи.

Вопросу устранения заикания у дошкольников в процессе игровой деятельности посвящены работы, И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер,

Л. П. Успенской. Авторы с позиций психологии детского возраста предлагают систему различных игр, упражнений.

Глава 2. Исследование коммуникативных способностей детей с заиканием

2.1 Организация и методы исследования

Для обследования детей с заиканием была выдвинута основная цель - определить развитость коммуникативных способностей и задач:

• изучить анамнестические данные

• пронаблюдать за ребенком

• выявить сложные ситуации общения для него

Для проведения психотерапевтической работы необходимо сначала провести полное обследование заикающегося ребенка.

В ходе исследования были применены следующие методики:

• метод анализа анамнестических данных;

• метод наблюдения;

• беседа

Для сбора первичной информации о заикании, его характеристиках был проведен анализ анамнестических данных. В ходе данной работы было уточнено: вид заикания, языковая среда, причина заикания, вид, частота, звукопроизношение, место появления судорог в речи. Наблюдение проводилось во время занятий ребенка с психологом, во время режимных моментов, прогулок, игр и общения с родителями. После этого была проведена индивиду-альная беседа,в ходе которой уточнялись данные, полученные при наблюдении: фиксация на дефекте, сложные речевые ситуации, стремление к общению или избегание его.

2.2 Разработка программы с использованием игротерапии

На основе данных, полученных при проведении обследования (приложение) была разработана программа работы с ребенком с использованием игротерапии

За основу в экспериментальной деятельности была взята методика

Г. А. Волковой (1979, 1994) Она считает, что, работая с детьми дошкольного возраста, заикание необходимо преодолевать в игровой деятельности. Автор подчеркивает, что игровая деятельность позволяет создать различные ситуации, отражающие реальные события и взаимоотношения между людьми. Участие в разнообразных игровых ситуациях, выполнение различных ролей,воспитывает у заикающихся необходимые качества личности, предлагая ролевую игру, можно выяснить его эмоциональное состояние, страхи и возможные психотравмы, о которых ребенок не в состоянии рассказать.

Цель программы – формирование коммуникативных способностей у детей с заиканием с помощью приемов и методов игротерапии. Для реализации данной цели были решены следующие программные задачи:

• познакомиться с различными способами общения в обыгрываемых ситуациях;

• развитие эмоциональной сферы, умение различать эмоции и правильно их выражать.

• развитие памяти, мышления, воображения, внимания;

• учить правильно выстраивать речевое высказывание;

• активация мелкой моторики, творческого воображения;

В программу вошли различные игры, упражнения, занятия.

Ребенок на занятиях вел себя активно, выполнял все требования, с интересом играл в предложенные игры, упражнения. Но некоторые трудности он все-таки испытывал в силу того, что стеснялся или боялся отвечать. Однако по ходу про ведения нескольких занятий наметились некоторые сдвиги, (он развернуто отвечал на поставленные вопросы, с интересом участвовал в словесных играх.) Но при составлении описательного рассказа, его речь отличается малым коли -чеством действий и бедностью лексических оборотов, хотя само составление рассказа, является положительным показателем. Заметно снизилась его замкну-тость в общении, стал легче вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После проведенных занятий и упражнений с использованием методики Игротерапия, уровень коммуникативных способностей изменился (повысился.)

Таким образом, можно сказать, что использование игротерапии на формирующих занятиях положительно сказывается на развитии коммуникативных способностей у детей с заиканием.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

. - Заикание, как речевое нарушение, тесно связано с коммуникативной

стороной речи, в результате него тормозиться процесс развития коммуникативных способностей личности.

- Заикание носит ситуативный характер: степень сложности ситуации связана с возможностью достижения заикающимся коммуникативной задачи.

- Преодоление заикания - комплексный процесс логопедического, психолого-педагогического и (при необходимости) медицинского воздействия. Особое место в этом занимает психотерапевтическая работа, направленная на развитие социальных взаимоотношений.

- Одним из методов психотерапевтической работы является игротерапия.

Слушая сюжет, пересказывая ситуацию, сочиняя и обыгрывая ее с игрушками, дети вступают во взаимоотношения, раскрепощаются, сталкиваются с разными жизненными ситуациями. Именно поэтому игротерапия является одним из наиболее рациональных методов психотерапии.

По результатам исследования можно сказать, что поставленная цель в начале исследования достигнута, предположение нашло свое подтверждение: действительно, использование игровой деятельности (игротерапии) в устранении заикания даёт возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей с нарушением речи, коррекции их речевой функции, формирования навыков правильной речи, побуждения детей к свободному речевому общению и их отвлечения от своего речевого дефекта. Значит, при использовании методов игротерапии возможно достижение положительных результатов в значительно короткие сроки.

Содержание.

Введение…. …. 3

Глава 1. Анализ теоретико-методической литературы по проблеме развития коммуникативных способностей у детей с заиканием

1.1 Проблема заикания у детей….…. 5

1.2 Методы развития коммуникативных способностей заикающихся детей…. ….…. 6

1.3 Игротерапия как метод развития коммуникативных способностей у заикающихся детей…. …. 8

Глава 2. Исследование коммуникативных способностей детей с заиканием

2.1 Организация и методы исследования…. …. 9

2.2 Разработка программы

с использованием игротерапии…. ….….9

Заключение….…. 10

Приложение….12

Используемая литература…. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ

На основании полученных данных о ребенке, был сделан анализ : установлено, что у ребенка анамнез не имеет отягощения. Нервнопсихических, хронических, соматических заболеваний и речевых нарушений у родителей не наблюдалось, речевое развитие протекало с небольшой задержкой. Было выявлено, что в период первого года жизни: в семье были созданы нормальные условия для развития и воспитания ребенка. Петя имеет недостаточно спокойный сон, аппетит хороший. Ребенок не имел инфекционных заболеваний, мозговых травм и заболеваний. Характер беспокойный, неуравновешенный. Моторные навыки формировались соответственно возрасту. Приблизительно в годовалом возрасте переболел бронхитом.

Развитие заикания у Пети протекало следующим образом : заикание появилось в возрасте трех лет. В беседе о предполагаемой причине возникновения заикания мама не смогла указать точно. Заикание у ребенка присутствует в речи постоянно. Психолого-педагогическая характеристика показала: Общее развитие соответствует возрастной норме. Ребенок владеет сведениями о себе, понимает родственные связи, имеет достаточный уровень представлений об окружающей действительности.

В игровой деятельности адекватно использует игрушки, играет молча. Наблюдается вялость и заторможенность, быстро утомляется, обладает неустойчивым настроением, которое легко меняется от незначительных причин. Петр недостаточно решителен и настойчив, отличается слабостью волевого напряжения. Состояние психических функций: имеет средний уровень восприятия цвета, формы, пространственных отношений, обладает недостаточной устойчивостью внимания, слабой переключаемостью.

Используемая литература.

1. Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/И. Г. Выгодская,Е. Л. Пеллингер,Л. П. Успенская––2-е изд. ,ерераб. и доп. — М. : Просвещение, 1993.

2. Волкова, Л. С. Логопедия Методическое наследие. Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. - М., Владос, 2007.

3. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. [Текст] / Г. А. Волкова – СПб: Детство–Пресс, 2003.

4. Волкова, Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр. Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. / Г. А. Волкова – М. : Просвещение, 1989.

5. Волкова, Л. С., Селиверстова, В. И. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты)/ Л. С. Волкова В. И. Селиверстова – М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1997

Электронные ресурсы

6. https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/igroterapiya-dlya-detej-metody-vidy-igry-i-uprazhneniya.html

7.https://kroha.info/health/disease/lechenie-zaikaniya-u-detej

8.https://www.bestreferat.ru/referat-215057.html

9.https://psihomed.com/igroterapiya/

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы развития коммуникативных способностей заикающихся детей
Опубликовано: 9 июня 2020 в 22:27
+73Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы развития коммуникативных способностей заикающихся детей» (включая файлы) размещена пользователем Надежда З (УИ 2199524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД