Папки-передвижки

Интеграция образовательных областей в игровой деятельности

Наталья Рышкова
Интеграция образовательных областей в игровой деятельности

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

А. С. Макаренко.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности. Именно в этот период начинается процесс социализации. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей.

Публикация «Интеграция образовательных областей в игровой деятельности» размещена в разделах

Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Образовательный процесс в ДОУ, основываясь на комплексно – тематическом подходе, учитывает принцип интеграции.

В педагогике под интеграцией мы понимаем форму взаимодействия, взаимопроникновения различных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса.

Организация педагогического процесса в соответствии с ФГТ предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы.

Согласно ФГТ, основной формой работы с детьми является игра.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, с развитием которой происходят основные изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой ступени его развития, а именно, происходят важнейшие изменения познания чувств, воли, характера и всей личности ребёнка. Также на этом возрастном этапе, благодаря ведущей деятельности, зарождаются и развиваются важнейшие новообразования : память, воображение, произвольное поведение и его осознание, личное самосознание и т. д.

Таким образом, игра – это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и в педагогике получил название сюжетно – ролевой. Сюжетно – ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.

Сюжетно – ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию её развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя фантазию и воображение, ребёнок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё ему не доступны. Объединяясь в сюжетно – ролевой игре, дети по своей инициативе выбирают с кем играть, сами устанавливают игровые правила, следуют за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок ка бы перевоплощается в того, в кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создаётся ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно – ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализации которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребёнка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

При разыгрывании роли творчество ребёнка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, педагог с детьми сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовать замысел, лучше справиться с ролью.

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результатом интеграции общения, познаний и труда и, в то же время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребёнок. Значение игры для формирования личности ребёнка не оценимо.

Самыми распространё нными традиционными ролевыми играми являются: «Дочки – матери», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Зоопарк» и другие.

При этом возможными темообразующими факторами могут быть:

- реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления, например, сильнейшая буря или общественные события, праздники);

- воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям (например, произведение «Доктор Айболит» подталкивает детей к сюжетно – ролевой игре «Больница для зверей»);

- события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: Что это такое? Что с этим делать? Как это действует (например, появление в группе самовара организует сюжетно – ролевую игру «День рождения куклы Маши»);

- события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое – то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозавриками, коллекционирование пони и т. п.)

- тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детский деятельностей, т. к. игра является универсальным видом детской деятельности. Она может самостоятельно интегрироваться с другими детскими видами деятельности, так, например, реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определённый вид игры (наблюдение, занятийная деятельность, двигательная деятельность – всё это может проходить в игровой форме).

Сюжетно – ролевая игра способна интегрировать задачи таких областей как «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое», «Познавательное развитие», «Музыка» и других.

Например, сюжетно – ролевая «Мамин день» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Музыка», а также видов деятельности : художественно – творческой, игровой, читательской, познавательно – исследовательской. С детьми читали произведения о маме (В. Осеевой, Ю. Яковлева, Е. Благининой, рассматривали «Портрет матери» А. Шилова, рассказывали о профессиях мам, мастерили подарок для мамы – аппликационную открытку; слушали музыкальные произведения, посвящённые мамам; центр сюжетно – ролевой игры был пополнен новыми атрибутами для игры; посуда, фартучки, праздничный торт (выполненный из гофрированной бумаги) и др. В ситуативной беседе о маме дети не только рассказывали о своих мамах, но и осваивали идеальные черты женщины – матери, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать самого близкого человека. Здесь налицо духовно – нравственное и гендерное воспитание, социальное, художественно – творческое, познавательно – речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Пример интеграции образовательных областей сюжетно – ролевая игра «Больница».

Для организации данной игры проводится предварительная работа – экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Здесь мы с детьми рассматриваем оснащение кабинета, наблюдаем за работой медицинской сестры и врача, дети выполняют некоторые их просьбы – реализуется образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Затем в группе мы беседуем с детьми о назначении тех или иных медицинских инструментов, таких как градусник, весы, ростомер и многих других, говорим об их значении в жизни человека, реализуются образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Читаем произведение К. Чуковского «Айболит» - реализуется образовательная область «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Затем мы начинаем готовить атрибуты: лепим из пластилина витамины, таблетки – реализуется образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Таким образом, только в одной творческой игре мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей.

Важное место в жизни детей занимают игры с правилами. Их изучению были посвящены работы А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Ф. И. Фрадкиной. Отличительной чертой этих игр является правило или задача, которые устанавливаются взрослыми или передаются по традиции. Такая игра развивает не только умственные и физические способности, но и выдержку, волю и самоконтроль ребёнка. К группе игр с правилами относятся подвижные и дидактические игры.

Дидактическая игра приобретает всё большее значение. В работе с детьми младшего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.

Дидактические игры направлены на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитании познавательных интересов, развитии познавательных способностей. Она представляет собой многоплавное, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной и игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Самые известные дидактические игры: «Что изменилось», «Пирамидка», «Холодно – горячо», «Соберём игрушку», «Спрячь куклу», «Подбери фигуру», «Справа как слева», «Скатай клубок», «Воздушные шары», «На что похоже», «Сравни картину», «Угостим кукол чаем», «Сложи квадрат», «Кто что делает?», «Больше – меньше», «Подбери дорожки к домикам», «Кукольная комната», «Продолжи ряд», «Кто быстрее пройдёт лабиринт» - успешно интегрируют содержание и задачи таких областей как : «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Подвижные игры являются одним из условий развития общей культуры ребёнка. В них он познаёт и осваивает окружающий мир, развивает интеллект, фантазию, воображение, проверяет и воспитывает в себе социально – коммуникативные качества: ответственность, дружелюбие, открытость контактам, толерантность и многое другое. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка к импровизации движения, совместной со сверстниками двигательной активности, сорадости от желания найти решение двигательной задачи. Двигаясь и играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и активно преобразует себя, формирует образ физического «я».

Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра – незаменимое средство активизации знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки. Таким образом, в ловкости, сноровки, ценных морально волевых качеств. В подвижной игре легко усмотреть естественную интеграцию отдельных аспектов всех образовательных областей. Принцип тематического подбора игрового материала и содержания игр обеспечивает широкие возможности использования двигательных игр, для развития активности ребёнка по всем направлениям. Социально – коммуникативное развитие опосредуется необходимостью детей вступать в общение со взрослыми и сверстниками, принимать и выполнять единые правила. Например, в игре «Два мороза» дети вступают в диалог, начинают движения в соответствии с речевыми установками.

Типичными примерами игр с правилами служат хорошо известные прятки, салочки, классики и др. Все эти игры носят соревновательный характер: в отличии от игр с ролью в них есть выигрование и проигрование.

Главная задача таких игр – неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь формируют его.

Игры этого вида успешно интегрируют содержание и задачи таких областей как : «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация» и другие.

Пример: подвижная игра «У медведя во бору». Дети выбирают ведущего на роль «Медведя» - реализуется образовательная область «Социализация». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, ранее разученные для этой игры – это уже реализация образовательной области «Коммуникация». Затем реализуется такая область как «Физическая культура». Дети медленно подходят к ведущему, он «просыпается» и бежит за детьми. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание. И, конечно же, вся игра проводится с музыкальным сопровождением, а это реализация образовательной области «Музыка».

Таким образом, игра – это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его коммуникативных качеств и социализации как члена общества.

Игра является универсальным видом детской деятельности, способом интеграции образовательных областей. Она может самостоятельно интегрироваться с другими детскими видами деятельности, так, например, реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определённый вид игры (наблюдение, образовательная деятельность, двигательная деятельность – всё это может проходить в игровой форме). В результате нашей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Таким образом, мы приходим к выводу, что, участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствует его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Но! Игра – это не только имитация жизни, это очень серьёзная форма работы, которая позволяет нам, педагогам, осуществлять интеграцию содержания и задач всех образовательных областей в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Используемая литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. К. Федосовой. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019.

2. Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина «Интеграция в системе воспитательно – образовательной работы детского сада». М: Мозаика – Синтез, 2010.

3. Э. Я. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр». – М: Мозаика – Синтез, 2008 – 2010.

4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Мин. Обр. науки РФ № 655 от 23.11.2009 года).

5. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры. / Дошкольное воспитание. – 20206.

6. Краснощокова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2008.

7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. /А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982.

8. Усова А. П. Обучение в детском саду. / А. П. Усова. – М. : Академия педагогических наук РСФСР, 1981.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. –М. : Просвещение, 1978.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей на тему: «Путешествие к звёздам» подготовительная группа Цель: Обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы, представления их о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

Конспект занятия с интеграцией образовательных областей на тему: «Матрёшки»Конспект занятия с интеграцией образовательных областей на тему: «Матрёшки» Конспект занятия с интеграцией образовательных областей на тему: «Матрёшки» Мищенко. Ю. В. Цель: знакомство с народной игрушкой «Матрешкой».

НОД по аппликации с интеграцией образовательных областей в старшей группе «Золотая осень»НОД по аппликации с интеграцией образовательных областей в старшей группе «Золотая осень» Цель : Расширить знание о осени, как времени года; Побуждать создавать сюжетные композиции, дополнять деталями обогащающими изображения.

НОД по лепке с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Мишутка»НОД по лепке с интеграцией образовательных областей в подготовительной группе «Мишутка» Цель : учить детей создавать образ медведя; продолжать знакомить с дикими животными. Задачи : дать представление об образе жизни бурых.

НОД по лепке с интеграцией образовательных областей в старшей группе «Ёжики»НОД по лепке с интеграцией образовательных областей в старшей группе «Ёжики» Цель : Учить лепить образ ёжика. Воспитывать доброжелательные отношение к миру природы. Задачи : Вызвать интерес к эксперементированию с.

НОД по рисованию в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей «Цветы в Вазе»НОД по рисованию в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей «Цветы в Вазе» ЦЕЛЬ: Учить рисовать цветы. Передавать характерные особенности цветов в природе. Задачи: Совершенствовать умение выполнять набросок композиции.

НОД по рисованию в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей «Сказочный дворец»НОД по рисованию в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей «Сказочный дворец» ЦЕЛЬ :учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы. Задачи :помочь детям научиться различать реальный.

НОД по рисованию в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей «Ветка рябины»НОД по рисованию в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей «Ветка рябины» Цель : Учить рисовать ветку рябины; Расширить знания о рябине. Задачи : Формировать умение передавать характерные особенности рябины:.

НОД с интеграцией образовательных областей. Декоративное рисование «Жостовский поднос»НОД с интеграцией образовательных областей. Декоративное рисование «Жостовский поднос» Цель: Познакомить детей с особенностями жостовской росписи. Задачи: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством,.

ООД по лепке в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей «Петушок»ООД по лепке в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей «Петушок» Цель :продолжать знакомить детей с петухом, как символом года; учить создавать образ петушка. Задачи : дать представление о петухе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей в игровой деятельности
Опубликовано: 23 июля 2020 в 07:20
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД