Папки-передвижки

Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Ольга Бакуменко
Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №3 «Колосок»

Акбулакского района Оренбургской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ГРУППА: СТАРШАЯ

Выполнила:

Бакуменко Ольга Александровна,

Публикация «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 3 «Колосок»

Акбулак 2022

Педагогическая находка

«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Она является важным средством всестороннего развития детей. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика, которая содействует развитию творческих способностей детей. В процессе деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Обучение изобразительной деятельности способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому развитию дошкольников, в процессе рисования формируется зрительная память, развивается речь, а так же воспитываются чувство товарищества, взаимопомощи. Рисование, лепка, аппликация и конструирование - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой образное отражение действительности.

Перед воспитателем стоит непростая задача - помочь дошкольникам лучше понять мир, приобрести полезные навыки и умения, позволить проявиться во всей широте фантазии, а также научиться сосредотачиваться на конкретном деле.

Цель: способствовать развитию художественно - творческих способности детей, создавая основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми и обеспечивая положительное эмоциональное состояние.

Задачи:

- знакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности;

- формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ;

- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- способствовать развитию речи, фантазии, мышления и вниманию;

- расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и чувственного удовлетворения тем самым обеспечивать эмоциональное благополучие;

- формировать положительные эмоции, желание говорить о своих чувствах, пробуждать активность в обсуждении работ;

- воспитывать усидчивость, любознательность к новому.

Актуальность

Развитие художественно-творческих способностей у ребенка - одна из важных задач дошкольного образования на современном этапе.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей- на их кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Придумывая что-то новое, неповторимое, ребенок каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Изобразительная деятельность не может существовать под давлением. Она должна быть свободной, яркой. С помощью карандашей, фломастеров, красок ребенок незаметно для себя формирует умение сравнивать, думать, фантазировать.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по развитию творческих способностей у дошкольников даёт возможность формировать раскрепощенную, творчески-активную личность.

Одно из условий развития творческих способностей детей - использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

Я применяю как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования.

В ходе рисования традиционной техникой используются графические или простые карандаши, цветные восковые мелки, а также кисти и акварельные краски, гуашь. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. В рисовании красками форма создается от красочного пятна. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море, зеленая трава. Но использование традиционных техник требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют, то рисунок может не получиться так, как было задумано, вследствие чего ребёнок может расстроиться и огорчиться.

Как можно повысить интерес дошкольников к рисованию? В журналах по дошкольному образованию публикуется большое количество статей, посвященных проблеме использования нетрадиционных техник изобразительного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.

Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность. Под термином «нетрадиционные техники» понимается способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков - не цель, а одно из средств достижения этой главной цели. Чтобы у детей не создавалось шаблона, я использую, нетрадиционные техники.

Знакома ли Вам техника рисования «Эбру»? Мною было прочитано множество литературы, изучены интернет - ресурсы на эту тему. Я выяснила, что «Эбру» очень интересный захватывающий процесс, где вместо бумаги используется вода. Изображение создается на поверхности воды и затем переводится на более стойкую основу - ткань, бумагу, керамику, стекло, дерево. В основе рисования лежит правильная геометрическая форма круг. Каждая капля, которая попала в воду, растекается в круг, который можно преобразовать в любую желаемую форму.

Родиной техники «Эбру» назывались страны Востока - Япония, Индия, Китай, Персия и чаще всего - Турция. Слово «Эбру» имеет персидские корни, так «Эбр» переводится как «облако». Исторически существовало и существует несколько техник «Эбру». Техника «Баттал Эбру». Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды, и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя. Здесь художник - всего лишь одна из составляющих наравне с водой и краской. Техника «Осветленное Эбру». Рисунок, выполненный в этой технике, выглядит так, как будто его наносили легкими штрихами. Этот вид «Эбру» еще называют «осветленным», потому что цвета на рисунке получаются очень светлыми. Такой эффект достигается за счет того, что краску разводят большим количеством воды. Техника «Эбрушаль». Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» - проводят им по поверхности влево-вправо или вверх- вниз, затем, по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается рисунок «Эбру шаль». Техника «Фантазийное Эбру». Фантазийное «Эбру» дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное «Эбру» - одна из самых популярных и полюбившихся мастерам «Эбру» техник.

Самым главным для меня является то, что у любого ребенка, даже не умеющего рисовать при использовании этой техники получаются красивые рисунки и ребенок получает тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление!

«Эбру», является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эта техника рисования - не только знакомство с древнейшим видом искусства, но и один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Мною были разработаны этапы обучения детей технике "Эбру" :

- На первом этапе в ходе эксперимента "Радуга - дуга" с водой и красками дети учатся разводить краску в воде, смешивали различные цвета.

- На втором этапе ребята знакомятся с тем, что вода для "Эбру" должна быть не простой, а подготовленной специальным образом, чтобы в ней краски не растворялись и что для этого нужно в воде развести муку или крахмал.

- На третьем этапе дошкольники приступают к рисованию завитков, волн, изображая рисунок в определенной последовательности.

Данные занятия не утомляют детей : у них сохраняется стабильная активность, работоспособность, уверенность в себе. А для меня важно, как для воспитателя, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности и интересы.

Включение родителей в процесс развития творческих способностей детей осуществлялось на основе знакомства их с текущей работой по изобразительной деятельности, организовывались выставки рисунков детей, проводились консультации с родителями: «Рисование нетрадиционными способами», «Чем полезно рисование, «Что рисует Ваш ребенок?». Большую роль в работе с детьми играет собственная креативность и творческий рост. Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями.

Итак, залогом всестороннего развития детей, творческих способностей являются :

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изобразительной деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира.

3. Взаимодействие и сотрудничество с родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу внутри детского сада.

Воспитателям детского сада были представлены проекты «Необычное в обычном», «Волшебное творчество», в которых большую часть проекта составляет работа по развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, внимательным родителям. С целью распространения положительного педагогического опыта, планирую разместить опыт работы, его описание на личном сайте.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития творческих способностей детей. Я считаю, что нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста актуально, полезно, эффективно и меняет качество детских рисунков. Творчество, является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка.

Таким образом, для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не смогут, то есть необходимо повышать мотивацию к учебным занятиям.

Список используемой литературы :

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика - Синтез, 2010. - 304 с.

Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ / / Авт. – сост. Аджи А. В. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010. – 333 с.

Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки». Академия развития. 2007 г.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : «КАРАПУЗ», 2009. – 208., переиздание дораб. И доп.

Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

Доронова Т. Н. «Природа, искусство, изобразительная деятельность»

п-ма «Радуга» М.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Мастер-класс с использованием нетрадиционной техники рисования губкой вокруг листьев для детей дошкольного возрастаМастер-класс с использованием нетрадиционной техники рисования губкой вокруг листьев для детей дошкольного возраста Мастер-класс по рисованию использованием нетрадиционных техник рисования, губкой вокруг листьев для детей дошкольного возраста. Тема «Осенний.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2022 в 09:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД