МААМ-картинки

Сценарий развлечения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Как на масленой неделе»

Виктория Шабалина
Сценарий развлечения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Как на масленой неделе»

Конспект развлечения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Как на масленой неделе» (формирование лексико-грамматических компонентов с элементами логоритмики)

Цель: обогащение и уточнение представлений воспитанников о русском народном празднике Масленица.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомить воспитанников праздником народного календаря Масленица, с народными традициями, обрядами, символами.

Публикация «Сценарий развлечения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи „Как на масленой неделе“» размещена в разделах

2. Формировать у воспитанников живой интерес к традициям отечественной культуры.

3. Обогащать словарь детей по теме «Масленица», «Продукты питания».

4. Совершенствовать грамматически правильную речь через:

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

- образование новых слов;

- подбор антонимов;

- умение правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными.

Коррекционно-развивающие :

1. Формировать речеслуховое и зрительное восприятия посредством дидактических игр и упражнений;

2. Развивать логическое мышление через решение проблемных задач; зрительно-пространственную ориентировку.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения друг с другом, со взрослыми, со сказочными персонажами.

2. Приобщать к бытовой и семейной культуре предков.

Форма проведения: развлечение «Как на масленой неделе»

Место проведения: музыкальный зал.

Одежда воспитанников: русские народные костюмы и украшения.

Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр, обруч с лентами для игры «Карусель», пиктограммы «Веселинка и «Грустинка», мольберт с магнитами по количеству детей, костюм Марфуши, ковролин, 1 круг, треугольники по количеству детей, поднос, предметные картинки к дидактической игре «Слова-родственники», презентация по теме «Масленица».

Методические рекомендации: во время развлечения учитель-логопед и воспитатель контролируют и поправляют речь детей.

Ход мероприятия

Дети входят в зал, их встречает Марфуша.

1. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Собирайтесь все сюда, проходите детвора. Становитесь

все вокруг: ты – мой друг и я твой – друг!

Дети встают в круг вокруг Марфуши.

Я, Марфушенька-душенька, к вам торопилась, все ноженьки сбила.

А сколько у нас гостей – со всех волостей!

Работа над интонацией и голосоподачей.

- Давайте поздороваемся ласково: «Здравствуйте!»

- А теперь поприветствуйте тихо: «Доброе утро!»

- И скажите громко, звонко, весело: «Мы рады всех видеть!» (Ответы детей с разной интонацией)

- Ну, а если вы рады всех видеть, то у вас какое настроение? (Хорошее)

- Хорошее настроение бывает когда? (ответы детей)

Мотивационная установка.

- Ребята, я хочу поделиться с вами радостью. К нам праздник идёт с песнями, плясками, играми. Называется он – Масленица! На улице солнышко пригревает – народ собирает.

- А на какую фигуру похоже солнышко? (На круг)

- А на что ещё похоже солнышко? (На колесо, карусель)

- А кого на масленичной неделе не катали на карусели? Все сюда сбегайтесь и бесплатно покатайтесь.

Игра «Карусель» (повтор – 3 раза)

Дети берут один конец ленты, натягивают его и двигаются по кругу, произнося слова под музыку.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели. Идут медленно по кругу друг за другом

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. Ускоряют темп движения, бегут по кругу друг за другом

Тише, тише не спешите

Карусель остановите. Темп движения замедляется

Раз, два, раз, два –

Вот и кончилась игра! Останавливаются

- Сегодня я проснулась рано-рано утром, встала с первым лучом солнца.

Марфуша поёт и раздаёт геометрические фигуры - «прянички».

Песня «Как вставала я ранёшенько…»(Минус)

Как вставала я ранёшенько

И к печи я шла быстрёшенько,

Выпекала кренделя и калачи

Выбирай себе любой – поспеши!

(Берут с подноса геометрические фигуры - «прянички»)

- На какие геометрические фигуры похожи мои прянички? (На круг, на треугольник)

- Составьте из моих пряничков яркое солнышко с лучиками.

(Составляют солнце с лучиками на ковролине)

- Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку:

Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)

- Вот как быстро вы отгадали мою загадку!

- В старину люди считали блины символом солнца. Ведь блины похожи на солнце. Ели их со сметаной и маслом. От блина круглого, масленого и назвали праздник – Масленица. Также называют и чучело из соломы – Масленицей, которое обряжают в женскую одежду.

Появляется слайд с пазлами Масленицы.

Проблемная ситуация.

Звуковое письмо: «Ребята, помогите! Меня скорее соберите! Масленица на носу, а я никак прийти не могу».

- Что случилось? Наша Масленица в беду попала! О чём просит Масленица? (Собрать ее надо из частей)

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

- А чтобы собрать Масленицу мы должны быть :

• не трусливыми, а – (Смелыми)

• не злыми, а –(Добрыми)

• не грустными, а – (Весёлыми)

• не слабыми, а – (Сильными)

И, обязательно, очень дружными!

Постановка цели.

- Чтобы помочь нашей Масленице, мы должны узнать, как раньше люди встречали этот праздник, в какие игры играли, чем угощали друг друга. А для этого нам нужно попасть на волшебную полянку.

Развитие пространственной ориентировки.

Как бы нам быстрей добраться

И в пути не заплутать,

Масленицу дорогую

Дорожку просим показать.

На экране появляется схема: детский сад – предлог «ПО» – дорога – предлог «В» - лес – предлог «НА» – поляна.

- Смотрите, карта! Она указывает нам путь!

Дидактическая игра «Подбери маленькое словечко».

(Дети составляют предложения по схеме, используя предлоги «В», «НА», «ПО»)

Логоритмическое упражнение.

Эй, ребята, не зевайте,

А за мною повторяйте!

В путь отправимся, друзья,

По узенькой дорожке,

Цоки-цоки-цоки-цок

По узенькой дорожке. Показывают руками «змейку»

И бесстрашно мы войдём

В тихий лес студёный.

Цоки-цоки-цоки-цок

В тихий лес студёный. Разводят руки в стороны

И весёлые придём

На светлую полянку.

Цоки-цоки-цоки-цок

На светлую полянку. Маршируют на месте

2. Основная часть.

- Вот мы и оказались на волшебной полянке.

- Праздник Масленицы бывает в конце февраля. Празднуют его в течение недели.

Уточнение.

- А какие дни недели вы знаете? (Ответы детей.)

Давайте назовём их по порядку.

На экране – слайды празднования Масленицы по дням недели.

Пояснение.

- На масленой неделе дни недели называются по-другому:

Понедельник – это «Встреча».

• Вторник – «Заигрыши».

• Среда – «Лакомка».

• Четверг – «Разгуляй».

• Пятница – «Вечерки»

• Суббота – «Посиделки».

• Воскресенье – «Прощёный день».

- В дни «Встреча», «Заигрыши» и «Разгуляй» все играли в весёлые игры, шутили, строили крепости.

- А из чего можно построить крепость зимой? (Из снега.)

Марфуша предлагает детям предметные картинки.

Дидактическая игра «Слова-родственники».

- Подберите родственные слова к слову «снег». ( Выбирают картинки: Снегурочка, снегопад, снежинка, снежная баба – снегурка, снегирь, снеговик, снежок, снежиночка, снеговичок, подснежник.)

- Отлично справились!

Дидактическая игра «Подбери слово-действие и покажи!».

- А какие зимние забавы вы ещё знаете? Назовите и покажите! (Кататься на лыжах, на коньках)

- Вы справились с нелёгкой задачей и назвали весёлые игры и развлечения для празднования Масленицы.

- Давайте теперь со мной поиграем! Масленица – это семейный праздник! В масленичную неделю люди всегда навещали своих родственников. Вот и у меня есть родня – бабушка Маланья и семеро ее детей. Вставайте скорее в круг – я вас познакомлю.

Игра: «КАК У БАБУШКИ МАЛАНЬИ БЫЛО 7 ДЕТЕЙ»

Дети повторяют движения ведущего. Повтор игры – 2-3 раза.

Как у бабушки Маланьи

Было семеро детей – Идут по кругу, взявшись за руки

Останавливаются

Вот с такими глазами, Широко открыть глаза

Вот с такими ушами, Ладонями обеих рук сделать «уши»

Вот с такими усами, Кистями рук сделать «усы»

Вот с такой головой, Ладонями обхватить голову, покачать

Вот с такими руками, Руки в кулачках поставить на бока

Вот с такими ногами. Высоко поднимать ноги, топать

Все они кружком сидели,

ничего весь день не ели! Садятся на корточки

Звуковой сигнал. На слайде – Масленица составляется из двух частей.

- Смотрите, это же наша Масленица! Что же изменилось? (ответы детей)

- Будем собирать дальше!

Дидактическая игра «Скажи ласково».

- На масляной неделе всегда пекли блины с разной начинкой. Особенно – в дни «Лакомка», «Вечерки» и «Посиделки».

- Я большая, у меня будет большой блин. А вы маленькие, у вас будут маленькие… (Блинчики)

- А с какой начинкой можно сделать блины? (ответы детей)

- У меня блин с творогом, а у вас? Скажите ласково! (С творожком, дальше - с мясцом, с грибочками, маслицем, вареньицем и т. д.)

- А что нужно, чтобы испечь блины? (Тесто)

Физкультминутка. Движение с речью.

- Помогите мне, пожалуйста, замесить тесто.

Засучим рукава,

помоем руки

и замешиваем тесто. Имитация соответствующих тексту движений

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня.

Посадите в печь меня: Притопывания на месте

- Уф, уф, уф, уф…

Пых, пых, пых, пых … Отражённое проговаривание

- Молодцы, много приготовили теста. Теперь испечём блины.

Дидактическая игра «Скажи, как ты…».

- А сейчас мы расскажем, какие же блины у нас получились.

- Начните ответ со слов: «Я испекла» – говорят девочки, «Я испёк» – мальчики.

- Я начну, а вы продолжайте.

- Я испекла золотистый блин.

Ребё нку: «А ты?» (А я испекла большой блин. А я испёк тонкий блин и т. д.)

- Какие вы умницы. Ваши блины – всем на загляденье, гостям на угощение!

Хоровод «Блины».

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели. Держась за руки, дети идут по кругу

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои! Останавливаются, поворачиваются в круг лицом. Скользящие движения ладоней друг о друга

Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели. Держась за руки, дети идут в центр круга и обратно

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои! Останавливаются, поворачиваются в круг лицом. Скользящие движения ладоней друг о друга

Вот блины уже готовы,

Гости, будьте же здоровы. Русский поклон

Звуковой сигнал. На слайде – Масленица складывается полностью.

- Ай да ребята, молодцы! И блинов напекли и Масленицу нашу собрали!

Звуковое письмо: «Похвалить вас рада я. В круг скорее все, друзья! Друг друга за руки возьмите и прощенья попросите».

Уточнение.

- Последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье». Заканчиваются гуляния, все люди просят друг у друга прощения.

Наступило воскресенье,

Будем мы просить прощенье,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем пост встречать!

- Ребята, в этот день все прощают друг друга за огорченья и обиды. Мирятся и провожают Масленицу, сжигая чучело с песнями и плясками.

- Давайте и мы попросим друг у друга прощения своими улыбками. (Дети улыбаются)

- Вот и закончилась масляная неделя. Мы помогли Масленице, а теперь, Масленица, помоги и ты нам вернуться домой. Покажи дорожку!

На экране появляется слайд со схемой: предлог «НА» – поляна – предлог «В» – лес – предлог «ПО» - дорога – предлог «В» – детский сад.

Дидактическая игра «Подбери маленькое словечко».

- Ребята, где мы сегодня побывали? (Мы были на лесной полянке)

- Возвращаясь в детский сад, мы зайдём куда? (Придется зайти в лес)

- Выйдя из леса, мы будем шагать по чему? (Дети составляют предложения по схеме, используя предлоги «В», «НА», «ПО»)

- И наконец, мы снова в детском саду!

- Масленицу провожаем – всех блинами угощаем!

Блин – тебе, блин – ему, и другим – по одному!

- Ребята, давайте сыграем в игру, называется она «Блин комом». Иногда у хозяек не получаются красивые блины и вот про такие говорят: «Блин комом получился»

Игра «Блин комом»

Дети делают большой круг, стоят лицом к центру. Марфуша даёт команду, дети выполняют. Темп игры меняется: в начале он должен быть медленным, затем постоянно ускоряться.

«Блин комом» Все подбегают в центр круга

«Блин с маслом» Все приседают

«Блин с мясом» Все встают

«Блин с вареньем» Все поднимают руки верх

«Блин со сгущёнкой» Кричат девочки «Блин комом!»

«Блин со сметаной» Кричат мальчика «Блин комом!»

Слайд Масленица, обращается к детям (звуковое обращение).

- Ребята, мне кажется, вы не откажитесь сейчас от блинов. Любите блинчики? Признавайтесь.

- Я, конечно же, вас угощу, блины – это моё главное угощение! Сейчас вы пройдете в группу и там получите мое масленичное угощение : горячий чай и блинчики.

- С праздником Масленицы всех поздравляю! И, конечно, вам желаю, чтобы хорошо жилось и весело былось! Вам, ребята, до свидания, всем спасибо за внимание! (экран гаснет)

3. Анализ занятия.

- Мне понравилось, что вы, ребята, были хорошими помощниками и помогли Масленице. И теперь вы все знаете, что такое Масленица и как этот праздник справляли на Руси!

Рефлексия.

- Если вам понравилось, как праздновали в старину Масленицу, подойдите к «Веселинке» и подарите улыбку нашему солнышку. Ну, а кому не очень понравилось – подойдите к «Грустинке».

Дети подходят к нужной пиктограмме. Прикрепляют магнитик - «улыбку». Воспитатель спрашивает у детей, которые подошли к пиктограмме «Грустинка», что у них не получилось, в чем они испытали затруднения.

Дает прогноз на успешное будущее ребенка)

Пришла пора, прощаться нужно,

Повеселились от души.

До новой встречи, малыши!

Используемая литература, интернет-ресурсы:

1. Теплова А. Б. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной культуры в детском саду и в семье: интерактивное пособие/ Теплова А. Б. – Электрон. текстовые дан. (4,37Mb). - Москва, ВОО «Воспитатели России». - 2023.

5. Федеральная образовательная программа Дошкольного образования https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий развлечения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Как на масленой неделе»
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 11:24
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД