Папки-передвижки

Картотека театрализованных игр для развития голоса и речи детей дошкольного возраста

Беляева Дарья
Картотека театрализованных игр для развития голоса и речи детей дошкольного возраста

«Картотека театрализованных игр для развития голоса и речи детей дошкольного возраста»

1) «Леденцы-пузырьки»

Предмет: пустая жестяная коробочка.

Описание игры. Руководитель игры принесла невидимые, но очень вкусные леденцы, которые тают во рту, и вот начинается волшебство. Каждый ребенок, получив леденец, должен описать, как он выглядит, например, какого он размера, какие у него форма и цвет, есть ли у него внутри что-то особенное, может быть, он сверкает или блестит. Все одновременно берут леденцы в рот и ждут, что произойдет. Сначала все дружно чавкают и издают приятное «м-м-м». Потом леденцы перенимают инициативу и побуждают руководителя издавать новые звуки, а она делает вид, что сама удивлена возникающими звуками. Эти звуки подхватываются актерами, например, при звуке «пф- пф-пф» пропускают воздух через губы, «буль-буль-буль» - сворачивают губы трубочкой, или «о», «а», «ух», «ля-ля-ля», «тс», «тк-тк-тк». При этом можно варьировать ритм и темп. Эти упражнение укрепляет и тренирует детский голосовой и речевой аппарат.

Публикация «Картотека театрализованных игр для развития голоса и речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Варианты.

1. Звуки соединяются с настроениями, например, «фи» - обида, «о» - восхищение, «э» - непонимание, «ну-ну» - порицание и т. д.

2. Если дети освоили базовую форму игры, то они могут экспериментировать. Например, они могут по-разному произносить одинаковые звуки, а другие дети могут воспринимать и копировать этот пример.

3. Леденцы могут превращаться в другие съедобные вещи. Играющие представляют желаемое и проигрывают, как они это съедают или выпивают, а также показывают, как это было вкусно.

2) «Леденцы-пузырьки рядком»

Описание игры. Опираясь на базовое упражнение «Леденцы-пузырьки», можно из отдельных слогов и звуков создать небольшие цепочки, повторять их или соединять с определенными жестами. Например, две группы стоят друг напротив друга. Первая радостно кричит «а» и машет руками. Вторая отвечает ей на это обиженным «фи», скрещивает руки и поворачивается к первой группе спиной. На это первая группа реагирует разочарованным «у» и тяжело опускается вниз. Вторая группа вынуждена сменить настроение, она поворачивается к первой лицом и завершает радостным «а». Вслед за этим группы меняются ролями, и игра продолжается.

Варианты. На простую мелодию можно придумать песенку, состоящую, например, из слогов «ма-ма-о-ма-ма-где-там». В этом звукоряде спрятаны игровые ассоциации. Здесь, к примеру: «Мама, ты где? Там!»

3) «Застолье»

Описание игры. Все стоят в кругу. Руководитель игры спрашивает, что дети сегодня ели на завтрак. Описывая завтрак, ребёнок начинает показывать, с каким удовольствием он ел, и потирает живот. Другие соглашаются с ним. В заключение руководитель игры передаёт детям яблоко, от которого каждый откусывает кусочек. Поскольку речь идёт о воображаемом яблоке, то после каждого откусывания оно снова вырастает, так что никто не остаётся обделённым. Жевание сопровождается удовлетворенным резонирующим звуком «м-м-м» и потиранием живота.

4) «Муха и компания»

Описание игры. Все стоят в кругу. Руководитель игры вдруг слышит жужжание мухи, которое она сама воспроизводит с помощью собственного голоса. Руководитель пытается прогнать муху энергичными взмахами рук. Однако муха садится на руку соседа, где её пытается настигнуть руководитель игры, но только спугивает. Теперь сосед пробудет прогнать муху, когда она садится на руку его товарища справа и т. д. После того как муха прожужжала по всему кругу, руководитель игры достаёт воображаемый резиновый мяч, прыгающий в разные стороны, выше и ниже. Этот процесс она сопровождает подходящими звуками и передаёт мяч находящемуся напротив нее актёру, который тоже играет с ним, а потом отдаёт дальше.

Варианты. Руководитель игры достаёт опасную змею, которая ползает вдоль круга. Тот актёр, рядом с которым она останавливается, реагирует на это возрастающим и стихающим «а». Ласковая кошка крадётся по комнате, её приветствуют с возгласом «о» и гладят.

5) «Хор противоречий»

Описание игры. Руководитель игры начинает игру с утвердительного «да». Воспитательница отвечает на это «нет». Дети реагируют на ответ воспитателя, и, таким образом, возникает игра в возглас-ответ, в которой руководителю игры перечит хор. В игру можно включить ритм и интонацию. Так, «нет, нет» произносится слащаво, «да, да, да» — агрессивно, «да-а, да-а» — с интонацией упрека, а протяжное «не-е-ет» — почти плаксиво. При возражениях хор точно копирует ритм и интонацию руководителя игры, так что на печальное «нет» слышится такое же печальное «да». Эту игру можно организовывать лишь в том случае, когда связки уже немного разогрелись. Участие второго взрослого настоятельно рекомендуется. Игра также способствует снятию напряжения в такой ситуации, когда, например, один ребёнок на все предложения игры отвечает категорическим отказом.

Варианты. Группу можно поделить на две равные подгруппы. Эмоциональность усилится за счёт того, что обе подгруппы с ещё большим воодушевлением кричат и подключают к игре всё тело. Время от времени устраиваются перерывы для того, чтобы группы, наподобие футбольных команд, которые вырабатывают тактику, могли обсудить, какие эмоции следует использовать для сильнейшего воздействия на противника. Перерывы не должны быть слишком затянутыми, чтобы игра не потеряла динамики. Кроме того, громкие фазы нужно сменять более спокойными звуками.

6) «Змея и воздушный шар»

Описание игры. Сначала актёры превращаются в змей, с устрашающим шипением извивающихся по полу. Вдох должен не привлекать внимание, а скорее быть незаметным. Когда у змеи кончается воздух, она останавливается, чтобы набрать его и с шипением дальше ползти по комнате. Змеи могут, извиваясь, путешествовать также не ползая, а на ногах. Затем играющий превращается в воздушный шар, лежащий на полу. Все пробуют постепенно «надуться», то есть пропустить воздух во все тело, делая при этом небольшие паузы, постепенно выпрямляясь и все больше ощущая себя упругим воздушным шаром. Когда в теле достаточно воздуха, то дети "спускают" его, издавая при этом громкое «пф-ф-ф-ф», и, шатаясь, хаотично перемещаются по комнате, как воздушный шар, выпущенный в свободный полет. Когда воздух совсем выходит, то шар успокаивается и снова «накачивает» себя. Эта игра - упражнение на дыхание. Перед началом этого упражнения рекомендуется понаблюдать за настоящим воздушным шаром, за тем, как он передвигается в пространстве, когда из него выходит воздух.

Варианты. Вместо хаотичного и быстрого «пф-ф-ф-ф» можно элегантно парить в пространстве и выпустить весь воздух за раз —«бах!».

7) «Звучащий шар»

Предмет: мяч.

Описание игры. Дети сидят в кругу. Мяч катится по диагонали. Перед тем как покатить мяч, называют имя ребенка, к которому этот мяч направляется. На следующем этапе передвижение мяча сопровождается фантазийными звуками. Потом мяч волшебным образом исчезает, на его месте оказывается новый (невидимый) мяч, и игра повторяется.

Варианты. Ребенок, который ловит мяч, должен точно имитировать шум, изданный ребенком, толкнувшим мяч. Во время игры не должно возникать перерывов в воспроизведении шумов: ребенок, который ловит мяч, повторяет звук, изданный ребенком, бросившим мяч.

8) «Больше маленьких людей»

Предметы: две ширмы; для второго варианта: бубен.

Описание игры. Все стоят в кругу или свободно в помещении повторяют слово «больше». От повторения к повторению актеры произносят его все громче. Когда громкость доходит до предела, все вдруг одновременно садятся на корточки и умолкают. После небольшой паузы все шепчут друг другу: «Маленькие люди». Потом все снова встают, и игра начинается с самого начала.

Варианты.

1. Упражнение можно соединить с движениями таким образом, что все двигаются друг за другом по кругу в одном ритме и в соответствии с нарастающей громкостью на слове «больше» ускоряют свой шаг. Потом круг может распасться, и все разбегаются по комнате.

2. В упражнении с выступлением один или два актера прячутся за двумя ширмами, поставленными на сцене справа и слева. По знаку руководителя игры они начинают одновременно выкрикивать слово «больше» все громче и громче. По сигналу бубна они замолкают, выходят и шепчут: «Маленькие люди». В этом варианте рекомендуется показать упражнение со взрослыми участниками, потом вместе проиграть его с одним или несколькими детьми, пока дети не освоят игру и не смогут играть самостоятельно.

9) «За столом не говорят»

Предметы: бубен, барабанная палочка.

Описание игры. Дети сидят вокруг большого бубна. Это стол. Все они разговаривают между собой и вразнобой на изобретенном ими языке «бормотунов». У кого в руках барабанная палочка - тот король. Когда король ударяет в бубен и кричит: «Тишина!» - все разговоры внезапно замолкают, и никто не шевелится. И только когда король вновь ударяет в бубен, бормотание возобновляется. А палочка передается следующему.

Варианты.

Вместо «Тишина!» король может сказать: «Пойте песню!» В этом случае все выбирают песню и поют её, жужжа, гудя или трубя.

10) "Федорино горе"

Задачи: развивать внимание, слуховую память, умение согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения "Федорино горе". Затем просит ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет.

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни беззубых, грязных (вилок).

Нет покинутых сироток –

Чёрных, гнутых (сковородок).

Нет запачканных грязнуль –

Битых, ломанных (кастрюль).

Не видали близко люди

И осколков грязных (блюдец,

Убежавших от букашек

Много дней немытых (чашек,

Скрывшихся от тараканов

Мутных, треснувших (стаканов).

Как Федора ни смотрела,

Не нашла нигде (тарелок).

Скрылся от Федоры ножик,

Нет больших столовых (ложек)

11) Игра «Еж - отец, ежиха - мать».

Задачи: развивать речь; познакомить с основами формообразования имен существительных.

Описание: предложить ребенку изобразить различных животных, при этом напевая или приговаривая текст:

Если папа - серый слон,

Мамочка - слониха!

А ребенок, а ребенок –

Маленький слоненок!

Если папа - еж колючий,

Мамочка - ежиха.

А колючего мальчонку

Называют все ежонком.

Если папой будет конь,

Мамой будет лошадь.

Знаешь ли, что их ребенок –

Быстроногий жеребенок.

Знают все наверняка,

Чуть ли не с пеленок:

Сын коровы и быка –

Маленький теленок.

12) «Импровизированные истории»

Описание игры. Группа сидит в кругу. Руководитель игры рассказывает историю, как будто бы она произошла с ней вчера. Вот возможное начало: «Вы не поверите! Вчера я, как обычно, сидела за столом и завтракала…» Она делает паузу и загадочно окидывает взглядом присутствующих. Для детей это оказывается достаточным, чтобы продолжить предложение. Из нескольких вариантов руководитель игры выбирает один. В решающие моменты рассказа она то и дело выдерживает паузы, предлагая напомнить, детям пофантазировать, например: «Раздается стук, я открываю дверь, а там стоит…», «Я поворачиваю за угол и спотыкаюсь о. ", «И тут я вижу, как она…», «А потом он спросил меня, могу ли я…» Она может сделать главным героем персонажа, которого она встретила. У него, например, может быть проблема, в решении которой ему все могут оказать помощь. И конечно же, истории нужен хороший конец. Чтобы детям легче было включиться в игру, рекомендуется использовать в импровизированных историях темы из повседневной жизни. Даже если в процессе рассказа история становится гротескной и запутанной, для детей она не теряет своей привлекательности, потому что придумана ими.

Варианты. Историю потом можно проиграть: например, представить ключевые моменты как неподвижные картины, наподобие фотографии, которая запечатлевает определенную ситуацию; или же руководитель игры пытается вовлечь детей в атмосферу истории. При этом она может экспериментировать не с одним ребенком, а со всей группой. Например, великана можно увидеть, если всем вместе посмотреть наверх и одновременно представить этого великана, а змея появляется, только когда дети друг за другом ложатся на пол и начинают шипеть.

Публикации по теме:

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 2Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. «Каждый знает». Повторить начало фразы и добавлять новое слово. Каждый знает, что желтым бывает… Каждый знает, что сильным бывает….

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 1Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 1 1. «Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик». Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его.

Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста «Немой диалог» на развитие артикуляции Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека театрализованных игр для развития голоса и речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 июня 2021 в 15:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД