Надежда
Конспект СД педагога и детей 5–6 лет по экспериментированию при ознакомлении с неживой природой «Агрегатные состояния воды»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению эксперимента по ознакомлению с неживой природой»
Тема «Тайна маленьких человечков»
Возрастная группа: дети 5 – 6 лет
Дидактические единицы: разные агрегатные состояния воды (жидкая, твердая, газообразная); условие перехода воды из одного агрегатного состояния в другое (температура); свойства воды в разном агрегатном состоянии (цвет, твердость, текучесть, температура, прозрачность).
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект СД педагога и детей 5–6 лет по экспериментированию при ознакомлении с неживой природой „Агрегатные состояния воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи, направленные на приобретение когнитивного опыта:
- уточнить представления детей об основных различиях разных агрегатных состояний воды;
- расширить представление детей о круговороте воды в природе;
- способствовать усвоению представлений об условиях, влияющих на изменение агрегатного состояния воды;
- обучение умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Задачи, направленные на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, поисковой деятельности:
- способствовать проявлению у детей активности к поисковой деятельности
- формирование интереса детей к познавательной деятельности;
- поддерживать интерес детей к проведению эксперимента.
Задачи направленные на получения опыта практической деятельности:
- способствовать проявлению умения выдвигать гипотезы;
- способствовать усвоению умений детей осуществлять деловое сотрудничество;
- упражнять в умении умение создавать и использовать условно-символические модели в деятельности;
Характеристика эксперимента :
Название эксперимента «Куда исчезла вода?»
Проблемная ситуация:
Дети обнаружили, что вода в ямке на прогулке исчезла. Дети на участке детского сада вырыли яму для игр с водой, так как вода уходила в почву воспитатель поставила в ямку глубокий тазик, который по краям дети обложили камушками. Дети наполняли его водой, чтобы играть. Воспитатель сфотографировал детей во время игр, а также в процессе наполнения тазика водой. Для них это было море, через который они положили дощечку (мост). Перед выходными дети наполнили ямку водой из луж. После выходных, придя на прогулку, обнаружили, что воды практически нет. Осталась одна грязная жижа со льдом. Воспитатель сфотографировал данную ситуацию, затем скопировал фотографии (когда тазик был с водой и без воды) на ноутбук. После тихого часа воспитатель включил проектор, позвал детей, предварительно сообщив, что сегодня произошла странная история, в которой нужно разобраться.
Проблема:
Куда исчезает вода из тазика на прогулке?
Цель эксперимента :
Узнать и объяснить куда исчезает вода из тазика.
Материалы и оборудования:
Стимульный материал: фотографии ситуаций на прогулке с тазиком: с водой, без воды.
Материалы для деятельности детей :
- комплекты для проведения эксперимента : стаканчики с водой,
- фломастеры,
- демонстрационная доска.
Дидактический материал:
- настольный светильник,
- карточки-заготовки для составления наглядно алгоритма проведения опыта,
- карточки с таблицей для записи результатов (по горизонтали – условные символы изменений состояний воды, по вертикали – вписываются имена исследователей, на пересечении - дети заполняют степень исчезновения воды в стаканах,
- Карточка с алгоритмом проведения исследования (постановка цели исследования, формулировка гипотезы, конкретизация задач, придумывания эксперимента, его проведение, анализ и обсуждение результатов, подготовка сообщения и доклад о результатах+
- схемы разных агрегатных состояний воды (жидкая, твердая, газообразная, изображенных в виде человечков,
- карточки – домино с изображением маленьких человечков (молекулы,
- плакат «Круговорот воды в природе»,
- пособие «Системный оператор»,
- картинки, показывающие условия перехода воды из одного агрегатного состояния в другое (температура).
Техническое обеспечение:
проектор, ноутбук, мультимедийная презентация на тему «Вода»,
Алгоритм проведения эксперимента :
1. Подумать, что нужно сделать, чтобы узнать куда делась вода (постановка цели)
2. Постановка гипотезы (прогнозирование результата)
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группе.
5. Подготовить материалы для эксперимента.
6. Выполнение эксперимента
7. Наблюдение результатов эксперимента
Задания для детей :
1. Посмотрите ситуации, которые представлены на фотографиях, и скажите, что удивило ребят на прогулке, и на какой вопрос они не могли ответить.
2. Выскажите предположения, куда и почему исчезла вода.
3. Сформулируйте гипотезу, которую мы будем проверять
4. Расскажите, как можно проверить наши предположения, воспользовавшись карточками, как мы будем проводить эксперимент, которые с начала надо обсудить в командах.
5. Выполните эксперимент по заданному алгоритму.
6. Зарисуйте результаты наблюдения.
7. Расскажите, что узнали после проведения эксперимента.
8. Подумайте и расскажите, где нам могут пригодиться знания, которые мы получили.
Методы и приемы педагога :
1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция)
Вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей,
Вопросы:
- Сколько было воды в тазике 3 дня назад?
- Сколько воды осталось, когда мы пришли после выходных?
- Какая погода была в течении трех дней днем и ночью?
- В каком виде бывает вода?
- Куда вода уходит после таяния снега, дождя?
Создание проблемной ситуации
- Куда исчезает вода?
Гипотеза: вода испарилась из за того, что на улице было тепло; вода замерзла, потому что на улице было холодно.
- Благодаря чему на улице тепло?
- Почему, если было тепло в тазике был лед?
- Что происходит с водой если ее нагревают?
- Почему утром было немного льда в тазике?
- В какое время суток греет солнце?
- Как можно узнать, что повлияло на исчезновение и замерзание воды?
2. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
Вопросы:
- Можно ли в группе проверить: может ли вода исчезнуть сама по себе?
- Что нужно сделать с водой, чтобы проверить, исчезнет она сама по себе, или нет?
- Какие условия в группе мы можем создать, чтобы провести эксперимент с водой?
- предъявление требований к выполнению задания
1. Методы организации и осуществления деятельности:
- словесные (беседа)
- наглядные (демонстрация наглядных объектов, показ способа действии, показ символических объектов,
- наглядно-практические (моделирование, эксперимент, оказание дозированной помощи с опорой на алгоритм, схему).
2. Методы контроля и самоконтроля:
- вербальная оценка результатов выполнения заданий,
- рефлексия деятельности
наглядные методы, приемы, наблюдение. рассматривание, словесные методы, практические методы, метод моделирования.