Папки-передвижки

Логоритмические упражнения как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Дарья Белюнова
Логоритмические упражнения как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Автор: Белюнова Дарья

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено как одно из основных направлений развития и образования детей дошкольного возраста. Оно включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и многое другое.

Публикация «Логоритмические упражнения как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому, так важно, забо-титься о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильно-сти, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушения лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.). С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением, проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Всестороннее развитие речи ребёнка с ОНР является одной из самых ос-новных задач для дальнейшего восприятия окружающего мира. Согласно ФГОС ДО, работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции об-разовательных направлений, а также адекватных возрасту формах работы с детьми. Речевое развитие детей происходит в процессе овладения различными видами деятельности: в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании, любой свободной творческой деятельности. Все это предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими.

Л. П. Федоренко [3] отмечает, что лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) – это те слова, которые ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) – это те слова, которые

ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в про-цессе речевого общения с окружающим миром.

Многие авторы отмечают скачкообразное развитие активного словаря, в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением. Перевод слов из пассива в актив, то есть актуализация, проходит ступенчато [1, 2,].

В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генезиса отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные раз-личия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии и др.)

Одной из выраженных особенностей детей с с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с общим недоразвитием речи понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако упо-требление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Работа по развитию словарного запаса основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:

- опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период до-школьного детства;

- овладение основными закономерностями лексического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

- осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи- грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

Одной из задач коррекционно-развивающего воздействия на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция у них неречевых процессов и речевой системы в целом. Решению этой задачи способствует использование логоритмического воспитания в системе комплексных реабилитационных методик. Логоритмическое воспитание включается в систему работы в коррекционных группах ДОУ в комплексе с коррекционными методиками и лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Логопедическая ритмика основывается на сочетании слова, музыки и движения с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, не-речевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологи-ей.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функ-ций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции нере-чевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образо-вательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми наруше-ниями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, мотор-ные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией[5].

Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических прин-ципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.

Логоритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двига-тельных навыков. Только при многократных систематических повторениях об-разуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторе-ния носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, повышает внимание. Включение новых раздражителей в выработанный дина-мический стереотип следует производить без резких изменений, при условии соблюдения постепенности. И. П. Павлов подчеркивал, что в педагогике (а значит, и в логопедической ритмике) постепенность и упражняемость (тренировку) следует считать основным физиологическим правилом.

В настоящее время логоритмические занятия рассматриваются как интегрированные с обязательным участием учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и с привлечением других специалистов (инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, педагога-психолога и т. д.).

Разрабатывая логоритмические занятия, педагоги учитывают возрастные и личностные особенности каждого ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

При организации логоритмических занятий внимание специалистов должно быть направлено на всестороннее развитие ребенка, на устранение

неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие речи в целом[4].

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двига-тельных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных при-емов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее реше-нию. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его от-дельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, нагляд-ных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т. п.);

б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании пациента с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;

в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.

Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения[5].

Литература:

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе дет-ского сада: Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 112 с.

2. Куликовская Т. А. Формирование, развитие и активизация словаря до-школьников : Кабинет логопеда. – СПб. : Детство-Пресс, 2016. – 176 с.

3. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учебн. пособие. / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаи-чева. – 2-е изд. дораб. – М. : Просвещение, 1984. – 240 с.

4. Нищева Н. В. Н71 Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения,

песенки. Учебно-методическое пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬ-СТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. — 96 с.

5. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. для студ. высш. учеб, заве-дений-- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Логоритмические упражнения для малышейЛогоритмические упражнения для малышей Хочу поделиться с вами опытом работы в системе логоритмика. В этом году предложили заниматься с детьми, которые посещают логопункт. Каждое.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмические упражнения как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 19 мая 2021 в 16:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД