Инна Багдасарян
Музыка как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Багдасарян И. Э.
МБДОУ «Детский сад «Росиночка», г. Тамбов
Музыкальное искусство - один из самых мощных инструментов, данных человечеству. Известно, что музыка управляет эмоциями, разумом, настроением, здоровьем. А также музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её в том, что она способна облагораживать и воспитывать нравственно-эстетический и духовный потенциал личности, стимулировать его развитие. Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Публикация «Музыка как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По данным современных исследований, не только в нашей стране, но и в странах всего мира неуклонно растёт количество детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. В наше время маленькие дети с ограниченными возможностями здоровья получили возможность посещать не только специальные образовательные учреждения, но и массовые группы детских садов. Главная цель пребывания такого ребёнка в среде сверстников – его социализация. И здесь на помощь может прийти музыка, которая является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия. Главная задача педагога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это формирование предпосылок к общению со сверстниками средствами музыки, ведь она обладает удивительным воздействием на организм ребёнка.
Большую роль в развитии нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья играет музыка. Она помогает приобщить ребенка к разным видам деятельности, формирует внимание, развивает музыкальные способности. С помощью коррекционных упражнений под музыку развивается моторная функция, координация движений, формируется правильная осанка, походка. Подключаются к различным видам деятельности абсолютно все дети, независимо от тяжести заболевания. Движения у детей становятся ритмичными, упражнения приобретают яркость и выразительность.
Структура, методы и приемы организации музыкальных занятий, для обычно развивающихся детей не всегда подходят для «особого ребенка». Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях – заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание. Дети с ОВЗ часто и легко отвлекаются на занятиях, но, проявляя терпение и умелый подход к ним, надо учить активно играть с яркими атрибутами, с различными предметами, выполнять несложные задания под музыку. А еще ребята любят свободные танцы под музыку. Свободное, естественное движение под музыку снимает эмоциональное напряжение. Поэтому на музыкальных занятиях можно включать упражнения с использованием «звучащих жестов». Очень хорошо дети включаются в творческую деятельность с помощью «игр со словом», так как они произносят только отдельные звуки и звукосочетания, короткие слова.
На музыкальных занятиях «особым» детям лучше всего удается инсценирование песен, небольшие игры-драматизации, где малыши недостаток в речевом развитии могут компенсировать применением движений. Также придается большое значение игре на музыкальных инструментах. Это вызывает яркие впечатления. Особенно игра с шумовыми инструментами, колокольчиками, погремушками, ложками. Праздники и развлечения доставляют воспитанникам с ОВЗ огромную радость. Они показывают желание участвовать в каждом номере программы праздника.
Практикуется еще и слушание классической музыки. И дети, не умеющие говорить, эмоционально откликаются на характер музыки. Классическая музыка – очень сильный способ воздействия на ребёнка, и поэтому для таких детей предлагаются для слушания небольшие, яркие произведения, не очень быстрые по темпу, зная, что объем детского внимания невелик. Создаётся особая атмосфера общения детей с музыкой. Для лучшего восприятия классической музыки используются стихотворения и иллюстрации к музыкальным произведениям.
Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка.
Занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и
взаимодействовать в нем. Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Таким образом, социализация средствами музыкального воспитания является действенным инструментом в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.