Наталья Александровна Пиякова
«Мы разные, но мы вместе» Организация нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пиякова Н. А. ,
заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад №462» г. о. Самара.
ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Мы разные, но мы вместе»
Организация нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ.
Публикация «„Мы разные, но мы вместе“ Организация нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», стоит всерьез задуматься о том, какими вырастут наши дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?
Может быть, оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них своего рода «мягкую среду», как предполагает вальдорфская педагогика? Или, наоборот, пусть слышат и видят все, что происходит вокруг, авось, да и закаляться?
Мы думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, любви и уважению к своей семье, малой Родине, к своей стране, помогать другим, то есть воспитать в них те нравственные качества и патриотические чувства, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – к отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно реализована сегодня без глубокого познания духовного богатства своего народа. Поэтому сейчас, как никогда важно знакомить детей историей и функцией государственных символов России – гимна, флага, герба. Знакомить детей с важнейшими событиями России, понятиями большой и малой Родины, с героями и полководцами, прославивших Отечество. Знакомить детей с нашими традициями – с традициями народов России, воспитывать их на материале истории России.
Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотического воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе. Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ - это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи. Воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное поколение.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу.
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть сразу. Это результат длительного, системного и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно в ООД, мероприятиях, праздниках, в игре и быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Ознакомление детей с такими государственными символами как гимн, флаг и герб происходит постепенно, но более осознанно формируется представление об этом у детей старшего дошкольного возраста. Им уже становится доступно понимание их значения для нашей страны. Для изучения данных символов проводятся беседы, разучивания стихотворений и просмотра видео материалов по данным темам.
В нашем ДОУ работа по патриотическому воспитанию дошкольников и наглядный материал представлены следующим образом:
В каждой группе среднего и старшего дошкольного возраста имеется патриотический уголок, где обязательно представлены символы нашего государства; куклы в национальных костюмах разных народов России; картотека с историей возникновения национальных костюмов; подборка бесед о малой и большой Родине, о символах государства; подборка национальных игр народов России.
В каждой группе имеется богатая библиотека, в которой представлены сказки и рассказы разных народов России (абхазские, башкирские, татарские, русские, удмурдские и т. д).
В рекреации ДОУ, которая так и называется «Мы разные, но мы вместе» разместились: силуэт России, выкрашенный в триколор нашего флага, вокруг него - изображения народов России, государственные символы и история их возникновения, а так же рисунки наших воспитанников, посвященные России.
Систематически в нашем ДОУ проходят различные мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию : «Мы разные, но мы вместе» - посвященный Дню Единства;
«Мой папа – защитник» - посвященный Дню Защитника Отечества; «Мы помним, мы гордимся» - посвященный Дню Победы; «День России» и многие другие мероприятия, акции, беседы.
Так же мы организуем музей «Память», который будет посвящен героям и событиям ВОВ и современным героям, защитникам ДНР И ЛНР.
Совместно с родителями проводилась выставка-конкурс изготовления национальных костюмов из бросового материала (целлофана). Данный конкурс имел большой успех как среди воспитанников, так и среди родителей.
Демонстрация костюмов проходила под музыку конкретной национальности с элементами национального танца.
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.