МААМ-картинки

Нейрографика как метод развития пространственного мышления в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

наталья золотарева
Нейрографика как метод развития пространственного мышления в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

Нейрографика как метод развития пространственного мышления в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

Аннотация

В практике специалистов сегодняшнего дня становится актуальным использование нейропсихологических методов в коррекционной работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья. С каждым годом возрастает число практически неговорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны.

Публикация «Нейрографика как метод развития пространственного мышления в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР» размещена в разделах

Все чаще логопеду приходится сталкиваться и видеть первичные нарушения, которые связаны с центральной нервной системой, высшей нервной деятельностью, при которых однообразные игровые приемы, артикуляционные упражнения и дыхательная гимнастика на первоначальных этапах невозможна.

Становится системным обращение родителей и необходимость коррекционной помощи детям раннего развития, которые нуждаются в участии специалистов- нейропсихологов. В связи с этим, учителям-логопедам необходимо использовать в работе с детьми с ОВЗ нейропсихологические методы и приемы, внедрять в практику здоровьесберегающие технологии, которые ведут к положительной динамике коррекции развития ребенка с ОВЗ. Одним из таких методов можно использовать нейрографику- это техника рисования без границ.

Нейрографика- метод арт-терапии, рекомендован для учителей-логопедов, педагогов-психологов, педагогов дошкольного образовательного учреждения. В результате использования этого метода происходит координация работы правого и левого полушария мозга ребёнка, развитие мелкой моторики рук, логического и образного мышления. А это является важнейшим компонентом в успешном преодолении нарушений речи.

Спецификой нейрографики является межполушарный синтез, который возникает в ходе рисования, основанный на эмоциональном выражении беспокойства через кисть. Наблюдая за детьми с тяжелыми нарушениями речи, отмечается повышенная тревожность, возбудимость, неуравновешенность нервных процессов: возбуждения и торможения.

Использования нейрографики в коррекционной деятельности логопеда с детьми с ОВЗ решает ряд основных задач:

- Развитие мелкой моторики рук, зрительного гнозиса

-Развитие пространственного мышления ;

- Развитие чувств в детях свободно выражать свой замысел, правильно формулировать в речи умозаключения;

- Развитие умений детей действовать с разнообразным материалом: красками, мелками, карандашами, фломастерами;

- Развитие чувства композиции, ритма, цветоощущения, объёмности;

-Способствует снятию детских страхов;

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.

Пространственные представления связаны с работой височно-теменно-затылочной области коры головного мозга (зоны ТПО). Эти зоны обеспечивают пространственный синтез, объединяя работу нескольких анализаторов. Развивать пространственное мышление у детей с ОВЗ, при котором обеспечивается участие правого и левого полушария также можно использовать в разнообразных видах и приемах:

- «межполушарные дорожки», тренажеры, симметричное рисование для детей

-«рисование» шнурочком; проведение прямых линий крупного масштаба на асфальте мелком или палочкой по песку;

-«рисование» линий, предмета в воздухе, на столе, на собственной ладошке, на спине товарища;

- игры на развитие у ребёнка базовой проприоцепции - понимания положения своего тела и его частей в пространстве : тактильная панель, тактильные подушки, игры с игольчатыми мячами, кольцами и валиками, следочками с шипами, массажными ковриками, «чудо-ковриком».

-использование кинезиологических рядов (нейрокарточек) для формирования моторного планирования, автоматизации звуков в словах, развития фонематического слуха и линейной памяти

Рисование элементами нейрографики

Содержательный компонент.

Чтобы наладить с ребенком контакт, либо переключить внимание, вызвать мотивацию и одновременно начать подготовительный этап коррекционной работы, учитель-логопед может использовать такую технику, как нейрографику. Для этого метода нет возрастных ограничений: ребенок рисует и в процессе учится слушать, понимать речь,затем выполнять доступные речевые инструкции, испытывает новые чувства и познает мир через эмоции. При создания мотивации для рисования учитель-логопед привлекает ребенка красками, фломастерами, восковыми мелками, карандашами, используя в речи качественные прилагательные и понятную, короткую речевую инструкцию. Изначально, логопед может взять инициативу на себя, при работе с малышами или неговорящими детьми и начать рисовать совместно, описывая свои действия в «Нейросказке». Содержание «нейросказок» описывают последовательность действий:

линии, закругления, круги, но, в тоже время, сохраняют в рисовании детьми элементов неповторимости и неожидаемости. «Нейросказки» могут носить тематический характер, которые используются с определенной целью:

- психологические (на возникшую проблему с точки зрения внутреннего мира ребенка, его эмоций, чувств «Семья», «Я и мои друзья», «Мой любимый Детский сад»)

- логопедические («Повтори, не ошибись», «Пой звук и рисуй», «Назови столько (слогов) слов, сколько ручейков», «Придумай свою сказку»)

-ознакомление с окружающим миром («Карта мира», «Мой глобус»)

-познавательные («Круг, линия, угол, пересечения»)

-экспериментирование («Рисуем мыльными пузырями», «Вода и масло»)

Количество таких занятий регулирует специалист. Возможно использование этой техники, как элемента образовательной деятельности, которое позволяет переключить внимание ребенка, снять эмоциональное напряжение, установить контакт. Однако, ведущим направлением коррекционной работы учителя-логопеда должны стоять основные задачи.

Использование этой техники может быть рекомендовано для организации детей с ОВЗ :

- в образовательной деятельности

- досугах,

- «Минутах отдыха»

- консультаций с родителями.

Заключение

Таким образом, метод «нейрографика» способствует:

- созданию заинтересованной, непринужденной обстановки;

-установлению психологически адекватной ситуации общения с ребенком;

- развитию пространственного мышления, мелкой моторики рук, зрительного гнозиса

-помогает решить задачи развития речи детей;

- внедрению в практику здоровьесберегающих технологий

-обеспечивает взаимосвязь и преемственность специалистов в коррекционной работе с детьми, имеющих ОВЗ.

Список литературы:

1. Нейрографика - Рисуем цели и результаты (2016) Вебинар. Константинов Андрей.

2. Нейрографика : линия и всё что нужно знать о методе. Павел Пискарев. Вебинар.

3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.

4. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М. : МПСИ, 2017.

5. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М. : Эксмо, 2015.

6. Колганова В. С, Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. //М. ,2015.

Интернет-ресурсы:

2. https://wiselife.ru/nejrografika-dlya-detej/

3. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

Приложение

Нейросказка «Ручейки».

Однажды наступила весна. Светило яркое, весеннее солнышко и на свет появился ручеёк, не простой, а волшебный. Стало совсем тепло, снег таял чаще и появлялось все больше ручейков. Ручейки бежали в разные стороны, каждый по своему пути, которые не повторялись и не находили друг друга. Каждый бежал по своей извилистой дорожке и нёс свой чистый и длинный путь. Дорогой друг! Куда бежит твой ручеёк? В какую сторону? Где будет твой светлый путь? Много ручейков разливались по земле, и у каждого был свой путь: неповторимый и неожидаемый. Ручейки находили себе друзей и знакомились с ними ближе. Как ты думаешь, какими были друзья? Нарисуем друзей кружочками. Посмотри, сколько друзей нашли ручейки! Они стали дружны и появились вот такие дорожки, которые стали встречаться друг с другом, общаться и дружить. А чтобы друзья не ссорились, давай закруглим и соединим плавно получившиеся островки. Соединяя и сглаживая наши островки, еще раз прорисуем по нашим ручейкам. Рисуя, подумай, как ручейки любят своих друзей, как весело с ними играют. А теперь выбери цвет и закрась фигуры, соединяя цветом, как тебе хочется. Получилась вот такая целая картина! Если тебе хочется, ты можешь выбрать цвет и ещё раз пройтись по дорожкам ручейков!

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости «Волшебные карандаши»Дидактическая игра для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости «Волшебные карандаши» Уважаемые гости моей странички, предлагаю Вам еще один способ для развития у детей пространственного мышления, внимания, усидчивости - дидактическую.

Дидактическая игра для развития пространственного представления «Кто где сидит»Дидактическая игра для развития пространственного представления «Кто где сидит» Дидактическая игра "Кто где сидит". Цель: развитие пространственного представления. Задачи: закреплять названия предметов бемели, формировать.

Дидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьмиДидактическое пособие по закрепления навыков пространственного мышления для индивидуальной работы с детьми Во второй половине дня, когда НОД уже закончилось, дети много времени проводят за игрой. Но в тоже время это прекрасная возможность позаниматься.

Использование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗИспользование игр для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ К этой группе игр относятся следующие игры-задания: 1. Игры-лабиринты 2. Игры - задания на бланках для выполнения двумя руками одновременно.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаМетод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейрографика как метод развития пространственного мышления в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
Опубликовано: 13 сентября 2023 в 06:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД