Папки-передвижки

Обучение рассказыванию по картине для развития связной речи детей

Татьяна Завалишина
Обучение рассказыванию по картине для развития связной речи детей

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства.

Детям предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Можно использовать небольшие поэтические произведения, загадки.

Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине

нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа, который несет основную нагрузку. Если же смысловая нагрузка персонажей

одинакова, то начинают с того, кто находится на переднем плане.

Публикация «Обучение рассказыванию по картине для развития связной речи детей» размещена в разделах

Приемы при рассматривании картины : - вопросы по смыслу картин; -работа над названием картины, кличками персонажей.

Типы вопросов для выяснения общего смысла картины (в младшем возрасте –от лица внесенного персонажа)

1. Что вы видите на картине? Что делают дети? (Играют с матрешками)

2 .Вопросы о главном персонаже картины. «А как играет мальчик? – Мальчик играет с матрешками, расставил чашки. Он хочет их покормить».

3. Вопросы, требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – вопросы поискового характера: откуда, зачем, почему? Эти вопросы

заставляют детей думать, размышлять, внимательно всматриваться в картину. Вопросы требуют полных, распространенных ответов.

4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому: «Итак, мы рассмотрели, как мальчик играет. А как девочка играет?».

5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – в младшей и средней группе: «Как вы думаете, что говорит мальчик? Что говорит девочка?»;

- в старшем возрасте: «Что было до этого, что будет потом?»

Работа над названием картины

В младшей и средней название говорит сам воспитатель.

В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких

вариантов один более точный.

Работа с именами и кличками

В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям - воспитатель сам предлагает слова.

В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило, дети придумывают имена и клички животных.

Рассказ воспитателя.

В конце рассматривания воспитатель подводит итог, где отражает основные связи и отношения объектов. Это должен быть художественный

рассказ, а не простое перечисление объектов :

1) рассказ воспитателя должен быть длинным: Младший/средний возраст – 7 - 13 предложений. Старший/подготовительный - 13-18 предложений.

2) рассказ должен быть эмоциональным, в него включают фразы, содержащие вопрос, удивление, восхищение, прямую речь.

3) предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.

4) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.

5) вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение, которое подходит к содержанию картины. В этом случае

требование к рассказу не учитывается.

Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале занятия. Если при повторении образца дети включают свои мысли, воспитатель за это их

хвалит, поощряя творчество. В старшей группе образец дается в конце занятия, чтобы дети смогли сравнить свои рассказы с рассказом воспитателя.

Рассказ детей.

Детей нужно учить рассказывать о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали. Для полноты рассказа используются схемы. А воспитатель

обязательно должен дать указания – с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить.

Воспитатель отмечает в детских рассказах : 1. Любое творчество, даже если рассказчик придумал только свою кличку животного. 2. Внимательность.

3. Полноту рассказа (начало, середина, конец). 4. Последовательность. 5. Выразительность изложения.

Итак, для того, чтобы работа с картиной была эффективной, нужно соблюдать следующие правила:

• Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря,

формирование грамматически правильной речи;

• После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;

• Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;

• Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного

содержания без лишних деталей;

• Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты,

рекомендованные методикой;

• По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 летФотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 лет Занятие подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. ЦЕЛЬ: обучение детей рассказыванию.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение рассказыванию по картине для развития связной речи детей
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 15:27
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД