Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности

татьяна шигидина
Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности

«Усваивается все крепко и надолго, когда

ребенок слышит, видит и делает сам»

(Р. Эмерсон).

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала. Ведь знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

В соответствии с требованиями ФГОС современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.В требованиях ФГОС к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей; идет обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы.

Опытно-экспериментальная деятельность объединяет все виды деятельности (наблюдение, трудовые действия, развитие речи, изобразительная деятельность, элементарные математические представления, развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, позволяет использовать нестандартные решения, создавать творческую личность.

Основная задача ДОУ: поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Педагог должен организовать работу таким образом, чтобы дети могли наблюдать, повторить опыт, отвечать на вопросы, делать выводы.

Опытно-экспериментальная деятельностьреализуется в следующих моментах:

• в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, ООД, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение);

• в ходе режимных моментов;

• во взаимодействии с родителями.

Реализуя общеобразовательную программу дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, наблюдая за детьми, был сделан вывод о необходимости применения детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. Для осуществления опытно-экспериментальной деятельностис детьми старшей разновозрастной группы мною были разработаны:

• план кружковой работы «Юные экологи». План разработан на основе книги «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», библиотека программы «ДЕТСТВО», под редакцией Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой.

• Картотека опытов

Уголок экспериментальной деятельности: находится рядом с уголком природы; оснащен специальным оборудованием, разнообразными материалами.

В условиях ДОУ использую только элементарные опыты и эксперименты. При проведенииопытов придерживаюсь следующей структуры:

• постановка проблемы;

• поиск путей решения проблемы (что нужно сделать);

• выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получится);

проверка гипотез, предположений (отбор нужных материалов для проведения опыта, реализация в действии);

• обсуждение полученных результатов;

• формулировка выводов

Главное в экспериментировании то, что дети могут повторить эксперимент сами и испытывают от своих «открытий» чувство радости, рассказывают о них родителям, повторяют дома.

Детское экспериментированиеимеет свои особенности:

• свободно от обязательности;

• не следует жестко регламентировать продолжительность опыта;

• не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана;

• дети не могут работать, не разговаривая;

• необходимо учитывать индивидуальные различия детей;

• не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результата эксперимента;

• ребенок имеет право на ошибку;

• применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

В результате своей деятельности, я пришла к выводу, что работа в данном направлении эффективна для развития познавательной активности детей; повышения уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков; совершенствования речевого развития дошкольников; развития личностных характеристик (инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими); углубления и расширения знаний детей о живой и неживой природе.

Содержание уголка экспериментальной деятельности:

Для работы в уголке экспериментальной деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование, которое является совершенно безопасным для детей и находится в доступном расположении.

Здесь проводятся элементарные опыты по изучению явлений природы, свойств материалов, экспериментальные игры с водой, песком, камнями, магнитами.Для этого имеется все необходимое оборудование:

приборы: лупы, песочные часы, магниты;

• сосуды разной величины и из различных материалов;

природный материал: камни, глина, земля, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, семена разных растений;

• различная бумага;

красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

медицинские: шприцы, пипетки, мерные ложечки, пинцеты, деревянные палочки, резиновые груши, резиновые перчатки;

• зеркала, воздушные шары, трубочки для сока, соль, сахар, мука, крахмал, контейнеры от киндер-сюрпризов, веревки, шнурки, тесьма, прищепки, пуговицы;

• крупы; фасоль, горох

• ткани;

• резиновые и пластмассовые игрушки для игр в воде;

• сито, воронки, форма для льда.

Публикации по теме:

Фотоотчет. Организация и проведение зимних прогулок «Выпал беленький снежок»Фотоотчет. Организация и проведение зимних прогулок «Выпал беленький снежок» Посмотрите-ка, ребята, Все вокруг покрыла вата! А в ответ раздался смех: Это выпал белый снег. Я мороза не боюсь! Не боюсь, что простужусь,.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 23:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Дидактическая игра по ФЭМП «Составить число из двух меньших чисел с помощью ломаных...
Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы умение составлять числа из двух меньших чисел, используя ломаные линии. Задачи: - учить детей...
Фотоотчет творческих работ по ИЗО с элементами аппликации «Снежинок хоровод» (1 и 2...
С неба звёзды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Чёрная земля. Много-много звёздочек Тонких, как стекло; Звёздочки холодные, А земле...
Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в младшей группе...
Программное содержание: Формировать представление о внешнем виде коровы ( большая, есть туловище, голова, на голове глаза, уши, рот, рога; четыре ноги с...