Головлева Лариса Васильевна
Опыт работы «Организация психотерапевтических прогулок с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Польза прогулки для здоровья ребенка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Но прогулка для малыша является еще и хорошей психической разрядкой. Психотерапевтическая прогулка поднимает, а также способствует личностному развитию ребенка.
Публикация «Опыт работы „Организация психотерапевтических прогулок с детьми дошкольного возраста с ОВЗ“» размещена в разделах
Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка, основную часть которой составляет спортивная ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Особенность такой прогулки заключается в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования. Выполнение которых, дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых. В месяц таких прогулок у нас проводится не менее четырех, мы их называем целевые прогулки, на которые заранее разрабатывается маршрут. Протяженность маршрута может быть разной. В зависимости от возраста детей и сезона. Самый короткий маршрут –400 м. (200м. туда. 200м. обратно). Самый протяженный маршрут- 3км. (1,5 км. Туда. 1,5км. обратно). На прогулку могут пойти не более 6-8 детей, психологический характер прогулки требует контроля за состоянием каждого ребенка, что при большом количестве детей сделать затруднительно.
Во время прогулки дети идут, стараясь сохранить спортивный шаг, делают остановки, на остановках мы проводим с детьми мини-тренинги. Это могут быть упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативные игры, развлекательные, оздоровительные игры и т. д. Психотерапевтические прогулки очень любят дети. Мы заметили, что им нравится выходить за пределы образовательной организации. Они познают природу в разное время года, мы знакомим их с временами года, сменой времен года, с такими явлениями природы, как дождь, ветер, листопад, снег, иней, флорой и фауной родного края, наблюдаем за сезонными изменениями в природе, которые сопровождаются чтением стихов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, загадыванием загадок и т. д.
Для развития когнетивных процессов осуществляем прогулки в парикмахерскую, где дети знакомятся с работой мастеров, сами являются посетителями салона, посещаем аптеку- наблюдаем за работой провизора, очень интересны экскурсии в магазин, на стройку, много впечатлений дети получают от посещения театра, цирка, Прогулка используется для создания реальной жизненной ситуации, общения с незнакомыми людьми. Преодолевая застенчивость, осваивая речевые формулы общения, дети становятся уверение в себе. Придя в образовательную организацию, дети охотно играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя работу взрослых : овощной магазин, парикмахерская, больница и т. д., для этого в каждой группе созданы все условия.
На занятиях дети охотно изображают природу в разное время года, с удовольствием вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из листьев, лепестков. Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности способствует их интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию.
Для наших детей характерен низкий уровень памяти, поэтому мы стараемся закрепить виденное на прогулке в нерегламентированной деятельности, на занятиях, для этого используем инновационные технологии, включаем в педагогический процесс развивающее видео, оно занимает 1,5-2 минуты, но для детей это очень важно, включаем в занятие имитацию прогулки в лес, в зависимости от сезона, дети с удовольствием подигрывают взрослым, от этого педагогический процесс становится более интересным и познавательным.
Педагоги дошкольного отделения Центра стараются личным примером формировать у воспитанников нравственное поведение нравственное представление о добре и зле, гуманное отношение к близким, бережное отношение к живой природе- растениям, животным, птицам. Выходя на прогулку, дети напоминают педагогу взять корочки хлеба, зернышки для птичек. Основное время для прогулки мы проводим на территории дошкольного подразделения Центра. Здесь для детей созданы все условия для здоровой психологической обстановки, здорового микроклимата, созданы и создаются (т. к. они усовершенствуются) все условия для коррекционного развития детей. Построено прекрасное оборудование, в большом количестве имеются велосипеды, мотоциклы, самокаты, лыжи, санки и т. д. До поздней осени на территории цветут цветы, вся красота создана педагогами Центра.
Чтобы прогулка не была однообразной, мы приглашаем аниматоров, которые развлекают детей на прогулке, часто бывают сюрпризные моменты, аниматоры приводят животных- пони, лошадку. Наши дети в восторге!
В последнее время большое внимание уделяется духовно- нравственному воспитанию детей. Большое впечатление на детей произвели поездки, организованные Тамбовской Епархией, в Мамонтову пустынь, на родину Амвросия Оптинского в село Большая Липовица, мы посетили село Трегуляй, храм Архангела Михаила в селе Мордово. Эти поездки направлены не только на развитие познавательной сферы и духовного воспитания ребенка, но и на формирование эмоциональных контактов между детьми..
В дошкольном подразделении Центра созданы все условия для здоровой психологической обстановки, здорового микроклимата, эмоционально- благоприятной атмосферы не только для детей, но и для сотрудников Центра.