Получи документы

Основные направления развития дошкольного образования

Вероника Лебеденко
Основные направления развития дошкольного образования

Лебеденко Вероника Дмитриевна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16»

г. Майкоп

" ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Проблемой дошкольного образования как отдельного звена в системе дошкольного образования занимались многие ученые. Отдавая должное научной и практической значимости работ многих авторов, важно отметить: тема модернизации образования дошкольного воспитания является недостаточно изученной в педагогике.

Публикация «Основные направления развития дошкольного образования» размещена в разделах

На сегодняшний день основной целью образовательной системы в сфере именно дошкольного образования есть предоставление доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность отвечает за возможностью выбора детского учреждения, а качество – возможностями и способностями каждого ребенка индивидуально по освоению предложенных программ.

Задачи улучшения дошкольного образования и воспитания требуют, по мнению Д. И. Фельдштейна, глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте принципиально важных изменений. В нынешнее время трансформировались не только условия, социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок. Одной из главных задач является формирование культуры познания. Необходимо приобщать ребенка к доступным средствам жизнедеятельности. Формировать у дошколят практические отношения к окружающему, воспитывать культуру общения.

Первой ступенью в образовании, конечно же, является дошкольное образование. Радикальные экономические, политические и социальные преобразования, происходящие в стране в восьмидесятых (конец) и девяностых (начало) годов 20 века, коснулись практически все стороны общественности, в частности и дошкольное образование. Сформировавшиеся недостатки в советской системе дошкольного воспитания и ее прямое противоречие новым концептуальным социально-экономическим действительностям обусловили разработку новой теории дошкольного воспитания. В этой теории первоначально был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные направления его развития.

Хочется отметить, что в своей позитивной части теория ориентировалась на прохождение недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка обозначалась авторитарность дисциплинарной и учебной модели педагогического процесса в дошкольных учреждениях, где педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, дети же в свою очередь обязаны были подчиняться требованиям программы и педагога. Альтернативой авторитарной педагогике стала, новая теория, которая включала в себя личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При данном подходе ребенок является не объектом обучения, а равным участником педагогического процесса.

Новая теория в качестве главных целей и задач дошкольного воспитания выделила следующие:

1. Укрепление и охрана здоровья детей. Важность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, ранимостью ребенка и физиологической незрелостью, подверженностью его к заболеваниям.

2. Гуманизация принципов и целей образовательной работы с детьми. Эта задача предполагает перенацеливание с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Признание индивидуальности дошкольного детства как важнейшего периода в жизни человека. Таким образом, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного “проживания” детьми этого периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности, конечно же, прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого воображения ребенка.

4. Переход от зуновского примера образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Предыдущая система образования была направлена в целом на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей дошкольного образования является, в первую очередь, развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и т. д. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать «необученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ личностной культуры, включающие в себя ориентацию на общечеловеческие ценности, способ жизнедеятельности. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть реализована только при учете возраста детей.

Дошкольные образовательные учреждения на сегодняшний день в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно которому, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач:

· осуществление охраны жизни и здоровья детей;

·обеспеченье их интеллектуальному, личностному и физическому развитию;

· приобщение к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьей в интересах комплексного развития ребенка.

Совокупность данных задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения.

К современному росту в развитии дошкольного образования, прежде всего, нужно отнести:

изменение и обновление его содержания;

вариативность;

гуманизацию;

укрепление правовых основ;

интенсивный процесс технического оснащения

системный подход к работе педагога.

Согласно с данной динамикой необходимо сформировать цели и задачи методической работы на современном этапе. Сделать это — означает определить желаемую эффективность и продуктивность.

Изучая данную тему, можно сделать вывод, что дошкольное воспитание – это одна из важных предпосылок успешного развития личности в последующие годы, а это в свою очередь и есть тема моих дальнейших исследований.

Литература:

1. Антонов А. А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2010. №11. С. 22-27.

2. Мигунова Е. В. Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов // Вестник НовГУ. 2013. №74. С. 40-43.

3. https://government.ru/info/35559/

4.https://edu.gov.ru/national-project

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления развития дошкольного образования
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 18:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД