МААМ-картинки

Особенности использования игры в младшей группе

Чаенкова Галина
Особенности использования игры в младшей группе

Особенности использования игры в младшей группе.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, охарактеризуем понятие игры и особенности её использования с детьми.

Важность игры состоит в том, что она, будучи самым близким и доступным для ребёнка видом деятельности, способствует естественному ходу его познавательного развития с помощью создания взрослым соответствующих для этого условий в дошкольных учреждениях.

Публикация «Особенности использования игры в младшей группе» размещена в разделах

Игра – это средство обмена информацией, проигрывая жизненные проблемы, ребёнок постепенно учится справляться с ними. «Игра возникает в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений».

Как и игра для развития ребёнка важна и игровая деятельность. Она выступает своего рода «полигоном», на котором ребёнок осваивает всё многообразие форм человеческой деятельности. Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребёнок, не без влияния взрослых, берёт на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета. Игровая деятельность – своеобразный театр, в котором ребёнок выступает нередко одновременно и как «актёр», играющий какую-то роль, и как «режиссёр», организующий действия своих сверстников, и как «драматург», импровизирующий сюжетное действие.

Ещё в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войны, охоту, земледельческие работы. Игра была связанна с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Таким образом, игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребёнка и его познавательных способностей, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребёнка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определённом этапе этого взаимодействия и возникает подлинно детская игра. В игре заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.

Значение игры в развитии познавательных способностей ребёнка уникально, так как игра позволяет каждому малышу ощутить себя субъектом, проявиться и развиваться. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она представляет личности ребёнка сиюминутную радость, служит удовлетворением актуальных потребностей, а с другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней, либо прогнозируются, либо моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые ребёнку для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребёнка, то он не может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет, лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств.

Через творчество и игрушки ребёнок может успешно освоить многие элементы и виды познавательной деятельности. Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре «ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

Можно сказать – что игра это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет младшему дошкольнику в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основаниями человеческой культуры, Возможно игра прельщает малыша своими непостижимыми ситуациями, которые требуют от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

Игра как специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в познавательном развитии ребёнка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.

Познавательное и воспитательное значение игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил, развивают все психические процессы, протекающие у ребёнка, способствуют интеллектуальному развитию малыша.

Как правило, в младшую группу дети приходят с элементарными умениями самостоятельно действовать с игрушками. Если ребёнок не овладел игровыми действиями, воспитатель показывает их. События, включённые в них персонажи, их действия – это элементы сюжета, выражающие смысловое содержание игры. Но последовательность событий в игре вовсе не обязательно производить хронологию или логику реальных событий. Это происходит или вследствие неполноты представлений ребёнка о жизни, или из-за избирательного эмоционального отношения, когда отдельные события выделяются как особо значимые. На построение сюжета влияет и игровая культура той играющей группы детей, в которую включён ребёнок, а также игровые традиции, т. е. передающиеся образцы игровых сюжетов. Но приходит время, когда все внешнее и случайное отступает, и игровой сюжет развёртывается в соответствии с замыслом ребёнка, который стойко сохраняется на протяжении игры.

В младшем дошкольном возрасте дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают навыки ролевого поведения.

Одним из эффективных приёмов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Такие игры следует проводить не менее трёх раз в неделю во второй половине дня. Педагог должен знать, какие сюжеты целесообразно подбирать для игр воспитанников. Необходимо, чтобы сюжеты были простыми, доступными пониманию ребёнка, чтобы они отражали близкие и знакомые детям явления окружающей жизни: приготовление пищи, уборку помещения, стирку, лечение в поликлинике, поездку в транспорте и т. п. Возможности сюжетной игры расширяют мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Кроме того, в сюжетной игре развивается детская активность, реализуются собственные намерения. Но индивидуальная сюжетная, как и режиссёрская игра, способствуя познавательному развитию ребёнка, развитию символического и наглядно-образного мышления, не обеспечивает в полной мере его социально-личностного развития. Становление сюжетной игры можно представить как последовательность этапов развития игровых действий. Однако не следует при этом превращать показ игровых действий в специальное занятие. Важно, чтобы воспитатель проявлял интерес в игре, эмоционально выражал своё отношение к партнёрам и к совершаемым действиям. Закончив игру, педагог может сказать: «Хорошо я поиграла! А теперь пусть тот, кто хочет, так же поиграет. У нас много кукол, мишек, котят». Не надо настаивать, чтобы дети сразу же проявляли активность и самостоятельность. Постепенно у малыша формируется соответствующее отношение к тому, что он делает.

Игра становится разнообразной и интересной. Ребёнок переходит от деятельности по готовому сюжету к деятельности по собственному замыслу. В играх, возникающих по инициативе самих детей, отражаются умения, приобретённые младшими дошкольниками в совместных со взрослыми играх, в процессе наблюдений за игрой воспитателя.

Детская игра не складывается вне специально организованного, педагогически целесообразного, содержательного общения взрослого, в частности, воспитателя с детьми, которого как раз и не хватает ребёнку по разным причинам.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Иногда дидактическую игру отождествляют с сюжетно-ролевой, это не правомерно, поскольку в первую тогда вносится излишняя развлекательность, а во вторую - излишний дидактизм. Если особенность сюжетно-ролевой игры - самодеятельный характер, то содержание дидактической игры определено заранее. Различается и руководство этими видами игр: в сюжетно-ролевой оно носит скрытый характер, в дидактической носит более открытый.

Дидактическая игра – познавательная, она является звеном между учебной и самостоятельной деятельностью, выступая как метод, форма обучения или самостоятельная игровая деятельность.

В театрализованные игры нередко присутствуют сюжеты знакомых сказок, рассказов, песен, прибауток, потешек, литературные персонажи. При этом ребёнок либо действует от лица персонажа, либо использует игрушку, предмет. В этом плане игровые действия детей близки к художественно-образному отражению впечатлений, т. е. к театрализации. С помощью таких конкретных действий, дети постепенно приучаются к общению между собой от лица героев сказок, развивают речь.

Воспитатель должен подробно раскрывать перед детьми игровую обстановку, настраивать их на правильный тон, направлять ход игры. Так, участвуя в игре по сказке «Волк и семеро козлят», педагог подсказывает последовательность событий, помогает воспитанникам войти в роль – почувствовать себя беззащитными козлятами, настраивает детей на эмоциональное восприятие образов.

В сюжетно-ролевой игре с элементами театрализации особенно важно использовать игровые атрибуты. Они помогают ребёнку лучше почувствовать игровую обстановку, возбуждают интерес к происходящему. Образными игрушками можно стимулировать игровые действия детей в соответствии с известными им сюжетами. Воспитатель должен жить игровыми интересами детей, демонстрируя уважительное отношение к игре и этим увлекать ребят, Вялость, безразличие очень быстро улавливаются детьми, и интерес к игре моментально угасает. В некоторых играх можно создать ситуацию ожидания, загадочности, что также позволит удержать интерес к игре и более целенаправленно решать поставленные задачи. Если дети не запомнили правила игры, не поняли её содержания, лучше прервать игру и дать дополнительное разъяснение.

В музыкально-дидактических играх дети овладевают умением различать и воспроизводить разные свойства музыкального звука. Это способствует развитию музыкально-сенсорных способностей. Задания даются в образно-игровой форме. Музыкально-дидактические игры разучиваются на музыкальных занятиях. Педагог сразу обращает внимание воспитанников на контрастность звучания, выделяет его, даёт возможность внимательно прислушаться, различить, сопоставить и воспроизвести заданное.

Дети младшего дошкольного возраста ещё не могут самостоятельно организовывать игру. Поэтому необходимо систематическое руководство со стороны педагога

рекомендуются игры с предметами : каталками, вожжами, мячами, обручами, воротцами. Эти игры используются для развития навыков как индивидуальной, так и элементарной совместной игры. В подвижных играх желательно также использовать атрибутику, как и в других вида игр, эти игры в младших группах организует и проводит педагог во время физкультурных занятий, а также ежедневно на прогулках. Не обязательно на прогулке проводить игру со всеми детьми одновременно. Лучше привлекать к участию в подвижных играх разные подгруппы попеременно.

Игровые действия – основа игры, чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В играх игровых действиях различны по их направленности по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение решения педагогических задач.

С развитием игровых умений и игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребёнка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведёт, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более чёткого согласования действий.

Библиографический список:

1. Минскин Е. М. От игры к знаниям : Развивающие и познавательные игры : Пособие для педагога. – М. : Просвещение, 1982. 263с.

2. Симонова Л. П. Дидактические игры как элемент воспитания. / Сост. М. И. Мухин – Киев: Рад. Школа, 183. – 233с.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе»Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе» У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации, у многих он проходит остро, поскольку маленькие дети за.

Конспект проведения дидактической игры по развитию речи «Парные картинки» во второй младшей группе Конспект проведения дидактической игры по развитию речи Название игры: «Парные картинки» во II младшей группе.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Присут: 28 родит Отсутствует: 7 родит. Повестка дня 1 консультация для родителей. Тема : " Возрастные особенности детей 3-4 лет" Воспитатель.

Протокол родительского собрания в начале учебного года во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Протокол № 1 родительского собрания группы Тема: «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Задачи и цели. Работа по ФГОС». от «20» сентября.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности использования игры в младшей группе
Опубликовано: 4 сентября 2020 в 15:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД