Лучший педагог года

Консультация «Особенности работы с младшими дошкольниками. Игры-драматизации»

Бахарева Ирина
Консультация «Особенности работы с младшими дошкольниками. Игры-драматизации»

Игра-драматизация в младшем дошкольном возрасте.

Превращается рука

И в котенка, и в щенка

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки

Ум, талант и все в порядке.

В. Берестов.

Драматизация - одна из групп театрализованной игры.

Все театрализованные игры делятся на 2 группы: режиссёрские игры

и игры – драматизации.

Публикация «Консультация „Особенности работы с младшими дошкольниками, Игры-драматизации“» размещена в разделах

Игры-драматизации

- это особые игры, не требующие специальной подготовки, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Мотив такой игры лежит в самом процессе, а не в результате. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко.

Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения

Виды игр – драматизаций:

1. Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.

2. Игры – драматизации с куклами бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Раскроем особенности

содержания работы по развитию театрально – игровой деятельности c детьми младшего дошкольного возраста

Основные направления развития игры-драматизации в младшем дошкольном возрасте состоят

:

-в постепенном переходе ребенка от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

-от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры. В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей.

- настольного театра игрушек

- плоскостного театра

- театра на фланелеграфе

- пальчикового театра

- теневого театра

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Игры - даматизации детей этого возраста также связаны с сюжетно-ролевой игрой, которая развивается поэтапно: от экспериментирования с предметами, к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов. Творчество проявляется в том, что дети творчески воспроизводят всё, что видят вокруг себя: ребёнок передаёт свои чувства, творчески претворяют замысел, варьируют своё поведение в роли, по-своему используют предметы и заместители в игре.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений

.

Первая группа умений

связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

Вторая группа умений

обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений

- это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Раскроем особенности содержания работы по развитию игры-драматизации в младшей группе детского сада.

Значительное место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам и играм.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель, который должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Склонность детей к подражанию, используется в выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств.

С этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, музыкальные игры-песенки Е. Железновой, где дети перевоплощаются в различных животных, насекомых, птиц и учатся под музыку выражать различные эмоциональные состояния. Делают это с большим удовольствием.

Также можно использовать сказкотерапии (авт. О. А. Шороховой, где небольшие по объёму авторские сказки, не только интересны и поучительны, но и легко проигрываются детьми. Они учатся языку жестов, мимике, поз, движений. По характеру музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлениях. Очень походит, и мы используем классическую музыку Чайковского: «Вальс цветов», «Марш Черномора», где дети изображают и маленьких гномов, сердитого великана, солнышко, тучку, дождик.

Для работы над продолжительным действием берём русские народные сказки. Их очень любят дети, им нравятся повторы, песенки героев. Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности (слайд28)

До показа готового спектакля занимает несколько недель. (3-5).В этот период сказка легко запоминается и не требует специального заучивания текста. Сказка обыгрывается фрагментами, делится на эпизоды, учимся вместе с детьми изображать «храброго» петушка, «хитрющую» лису, «испуганных» собак, медведя, волка. Подбираются движения, ищем выразительные интонации. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми всех героев по очереди, поэтому проблемы замены не существует. Постепенное знакомство с сюжетом даёт возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: чтение, рассказывание с показом на фланелеграфе, проведение этюдов и упражнений на тему из сказки

Театрализованные игры и игры-драматизации могут быть организованы в утренние и вечерние часы, включены в занятия. Желательно, чтобы все виды театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку

.Требованиях к содержанию и методам работы и обязанности педагога по разделу «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Организация предметно-развивающей среды

Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры необходимо создать предметно-развивающую среду. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития.

В уголке располагаются (В. А. Деркунская):

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Вывод:

Всестороннее развитие младших дошкольников средствами игр - драматизаций будет эффективно при условии:

- систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста;

- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Заключение:

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д.

Публикации по теме:

Консультация «Игры-драматизации в воспитании дошкольника» Театрализованные игры являются одним из важных элементов работы с детьми. Они способствуют творческому развитию личности ребенка, навыков.

Беседа с младшими дошкольниками о дружбе дравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй крепенький дубок! Мы живем в родном краю,.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с младшими дошкольникамиИспользование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с младшими дошкольниками Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство воспитания.

Консультация для педагогов «Особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи» В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению.

Образовательные возможности режиссерской игры с младшими дошкольниками Режиссёрская игра в младшем дошкольном возрасте. Это разновидность сюжетной игры. Её особенность - в основе лежит литературное произведение.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием Тема нашей работы — Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием. В процессе употребления имен.

Презентация для работы с младшими дошкольниками «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» "Растим будущих инженеров". В нашем детском саду мы используем парциальную образовательную программу дошкольного образования "От Фребеля.

Презентация «Отчёт по теме самообразования «Использование развивающих игр во время НОД по ФЭМП с младшими дошкольниками» Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных развивающих игр. Игра - естественный способ.

Танцтерапия, как средство коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и младшими школьниками Школьному педагогу-психологу метод танцевальной терапии для работы с детьми необходим и важен. Так как люди (дети, подростки) при нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности работы с младшими дошкольниками. Игры-драматизации»
Опубликовано: 15 сентября 2019 в 00:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД