Лучший педагог года

Особенности развития эмоций у детей со значительным снижением интеллекта

Татьяна Решетова
Особенности развития эмоций у детей со значительным снижением интеллекта

Наша жизнь богата разнообразными эмоциями, чувствами. Эмоции регулируют поведение человека, определяют его жизнь и поступки. Изучению эмоциональной сферы посвящены многие исследования, но единства мнений о происхождении эмоций и их классификации пока не существует. Исследователями отмечается, что эмоции изменяются не только в процессе развития животного мира от низших форм к высшим, но и в ходе индивидуального развития человека. Эмоции ребенка примитивны, связаны с удовлетворением простейших жизненных потребностей. Позднее они обогащаются и развиваются под влиянием восприятия предметов и явлений внешнего мира. В течение жизни человека изменяется сила эмоций : они достигают кульминации в юности, в зрелом же возрасте рациональное начинает превалировать над эмоциональным.

Публикация «Особенности развития эмоций у детей со значительным снижением интеллекта» размещена в разделах

Степень эмоциональности каждого человека индивидуальна. В психологической литературе различаются эмоции, чувства, аффекты. Эмоции — это психические состояния, возникающие в связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей в форме непосредственного переживания. Чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности в связи с его потребностями и мотивами. Аффекты — кратковременные проявления бурного чувства. В состав эмоциональной сферы ребенка включаются эмоции, чувства, аффекты, настроения, стрессовые состояния (А. В. Петровский, К. Изард, С. Л. Рубинштейн).

Эмоции характеризуются полярностью: они бывают положительные или отрицательные. В эмоциях выделяют две составные части: субъективное эмоциональное переживание и эмоциональное выражение, т. е. сопутствующие этому переживанию изменения мимики, жестов, позы, а также вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, сердцебиение и т. д.). Положительное эмоциональное развитие связывают с гармоничным воспитанием различных чувств и эмоций, формированием необходимых навыков в управлении своими чувствами и эмоциями, пониманием различных эмоциональных состояний, оценкой самого себя.

Эмоции детей со значительным снижением интеллекта характеризуются относительной сохранностью. Многие из детей достаточно восприимчивы к оценке их деятельности и поведения окружающими. Дети способны бурно проявлять свою радость при похвалах, а при порицании — обижаться, становиться агрессивными, проявлять негативизм. Вместе с тем, интеллектуальная недостаточность оказывает влияние на формирование эмоционально-волевой сферы. Детским эмоциям свойственны слабая дифференцированность, маловыразительность, однообразие, «тугоподвижность эмоциональных процессов» (А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, 2003). Возможны немотивированные колебания настроения — капризность, плаксивость, смех без причины. Могут наблюдаться возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. Дети не понимают смысла поведенческих реакций окружающих и не умеют реагировать в соответствии с этим смыслом.

Следует отметить, что поражение центральной нервной системы, вызывающее значительное снижением интеллекта, возникает в результате патологического влияния различных этиологических факторов. Соответственно, дети с множественными нарушениями также имеют различные психологические особенности. Так, эмоции детей с синдромом Дауна более сохранны, чем интеллект. Дети могут проявлять гнев, страх, радость, грусть. Но эмоциональные реакции, как правило, слабы и по глубине не соответствуют вызвавшим их причинам (например, сильные переживания по незначительному поводу). У некоторых детей отмечаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Однако можно отметить и положительные качества, такие как дружелюбие, уравновешенность, ласковость, присущие этим детям (А. Р. Маллер, Г. В. Цикото, 2003).

По данным исследователей, у детей, страдающих фенилкетонурией, уровень развития эмоциональных реакций несколько выше, чем у детей с другими тяжелыми множественными нарушениями: отмечаются элементы критичности по отношению к своей деятельности, возможна застенчивость, адекватная обстановке повышенная чувствительность.

У некоторых из детей с тяжелыми множественными нарушениями наблюдаются аутистические проявления, что еще больше затрудняет формирование эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, а также социальную адаптацию в целом. Дети с проявлениями аутизма требуют особого коррекционного подхода и нуждаются в дополнительной активной работе по коррекции эмоциональной сферы.

Знание педагогами специфических особенностей развития детей данной категории, использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения позволят более качественно оказывать им коррекционно-педагогическую помощь.

Исследование показывает, что на развитие детей отрицательно влияет недостаток или отсутствие общения со взрослыми, особенно на ранних возрастных этапах. Это вызывает тяжелые нарушения психического, эмоционального и физического развития — депривацию.

Опора на потенциальные возможности и скрытые резервы в коррекционно-воспитательной работе осуществляется с учетом относительной сохранности эмоциональной сферы детей, что позволяет строить работу путем воздействия, активизации эмоциональной сферы, использования ее как обходного пути детского поступательного развития.

В процессе коррекционной работы психолог стремится развивать эмоциональный мир ребенка, вырабатывать «адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность» (А. Р. Маллер,Г. В. Цикото, 2003)

Ребенка учат понимать эмоции, различать их, пытаются развивать способность регулировать свои эмоции и их внешние проявления. Воспитывают адекватный и социально приемлемый стиль переживания эмоций.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций»Дидактическое пособие для развития эмоций «Сундучок эмоций» Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Чем заняты в свободное от детского сада времени современные дети? Играют в классики? Прыгают.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития эмоций у детей со значительным снижением интеллекта
Опубликовано: 3 октября 2020 в 11:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД