МААМ-картинки

Конспект занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Мы исследуем мир насекомых» (3 фото)

Мария Александрова
Конспект занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Мы исследуем мир насекомых»

Автор-разработчик: Александрова Мария Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: обучающиеся подготовительной группы компенсирующей направленности.

Длительность проведения: 30 минут.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная.

Публикация «Конспект занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности „Мы исследуем мир насекомых“» размещена в разделах

Цель: Продолжать формировать представление о насекомых.

Педагогический замысел:

• Расширять представления детей о многообразии насекомых.

• Закреплять знания о строении насекомых.

• Учить детей выделять характерные особенности насекомых.

• Обогащать словарный запас по теме.

• Развивать желание наблюдать за насекомыми.

• Развивать любознательность, мышление, зрительное и слуховое внимание.

• Уточнить представление о пользе и вреде насекомых.

• Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к насекомым.

• Формировать представление о жизни насекомых в весенне-летний период.

Словарная работа по теме на основе систематизации и обобщения: насекомое, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса, пчела, гусеница, стрекоза, шмель, божья коровка, кузнечик, личинка, куколка, прыгать, ползать, летать, бегать, исследователь, лаборатория.

Оборудование: предметные картинки по теме «Насекомые», муляжи насекомых, фланелеграф, предметные картинки на тему «Полезные и вредные насекомые», мольберт, плакат «Цикл развития бабочки», плакат для проведения дидактической игры «Где, чей дом?».

Технологии: здоровьесберегающие, исследовательской деятельности.

Виды образовательной деятельности: рассматривание и обсуждение предметных картинок, отгадывание загадок, беседа, игровая деятельность, дидактические игры на установление причинно-следственных отношений.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми во время прогулки, чтение художественной литературы В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», раскраски и штриховки на тему «Насекомые», рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые : друзья и враги» из книги «Современная энциклопедия дошкольника» Гальцева С. Н., Клюшник Л. В., Сергеева И. Н., 2019 г.

Раздаточный материал: листы с силуэтами насекомых, предметные картинки насекомых.

I. Вводная часть

Воспитатель: «Ребята, давайте приготовимся к нашему занятию. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Отлично. Давайте приступим к работе с хорошим настроением:

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая».

II. Основная часть

Воспитатель: «Я вам раздала листы. Давайте вместе угадаем по силуэтам, кто же спрятался на картинке (Дети называют по одному насекомому на картинке). Скажите, как они называются одним словом (Насекомые). Верно. Это насекомые

Конспект занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Мы исследуем мир насекомых»

Воспитатель: «Ребята, а теперь отгадайте загадки и объясните, что вам помогло их отгадать:

1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

2. Вьется, как веревка,

По листочку ловко,

Куколкой замрет вся,

Бабочкой проснется (Гусеница).

3. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

4. В городочке у пня –

Суета, беготня,

То народец рабочий

Снует и хлопочет. (Муравейник, муравьи)

5. Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас … (комар).

6. Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам (божья коровка).

7. Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая … (муха).

На доске нарисованы цветы. Воспитатель по мере разгадывания загадок прикрепляет на магниты названных насекомых на цветок. Получается цветочная поляна с насекомыми.

Воспитатель: «Ребята, мы и сами не заметили, как очутились на цветочной поляне. А вы знаете, кто такие исследователи? Правильно. Исследователи – это люди, которые наблюдают и изучают окружающий мир. И мы сегодня станем исследователями насекомых. Называйте, пожалуйста, насекомых. Кто это? Какие части есть у этого насекомого? Как оно передвигается?»

После каждого ответа детей воспитатель обращает внимание на отличительные особенности каждого насекомого и дополняет, если это не было сказано:

У бабочки большие яркие крылья, крылья покрыты тонкими мягкими чешуйками, которые и создают узор на крыльях, маленькое тело.

У жука одна пара жестких блестящих крыльев и вторая пара прозрачных крыльев; жуки бывают разного цвета.

У стрекозы длинное тело, прозрачные крылья, похожие на кружево, на голове большие глаза.

У кузнечика зеленая окраска, длинные задние лапки, с помощью которых он хорошо прыгает.

У божьей коровки передние крылья жесткие (очень твердые, под жесткими крыльями расположены мягкие крылья, которые божьи коровки используют для полета.

Гусеница – это личинка (ребенок) насекомого, у гусеницы есть голова, на голове по бокам находятся глаза, грудь и брюшко, на груди и на брюшке располагаются лапки, тело гусеницы покрывают волоски.

У пчелы полосатая окраска (Желтые и черные полосы, жало; тело пчелы покрыто волосками.

У муравья серая окраска, маленькое тело, маленькие тонкие лапки.

У мухи прозрачные крылышки, на голове два больших глаза.

У комара серая окраска, на голове есть хоботок, которым он прокалывает место укуса и пускает под кожу ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса чешется.

Воспитатель: «Как много мы сейчас узнали про насекомых, давайте отдохнем.»

Физкультминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).

Воспитатель обобщает, что бабочка, стрекоза, жук, кузнечик, пчела, божья коровка, комар, муха, муравей – это животные, которые относятся к группе насекомых. У всех этих насекомых есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы, усики, три пары ног (6 ног, насекомые отличаются друг от друга тем, как они передвигаются: летают, прыгают, ползают.

Воспитатель: «Хорошо. Вот мы, как исследователи, научились определять строение насекомых. Теперь давайте поиграем, а заодно и узнает, где же живут наши насекомые

Дидактическая игра «Где, чей дом?». Воспитатель ставит перед детьми мольберт, на котором закреплен лист с изображением насекомых и места их обитания. Дети выходят к мольберту и проводят линии от насекомого к «дому».

Фото «Мы исследуем мир насекомых»

Воспитатель: «Ребята, а какие бывают насекомые? (Ответы детей). Насекомые бывают хищными, полезными и вредными. А сейчас, наши юные исследователи, давайте вспомним и узнаем, какие насекомые питаются другими насекомыми и их личинками, какие приносят пользу человеку, а какие вред.»

Дидактическая игра «Разложи по группам». Воспитатель раздает предметные картинки с изображением насекомых (бабочки, жука, комара, мухи, стрекозы, кузнечика, пчелы, божьей коровки, муравья). На полотно выставляются два кружка. Зеленый кружок – полезное насекомое, красный кружок – вредное насекомое. Каждый ребенок называет свою картинку и помещает под соответствующим кружком. При затруднительном ответе, другие дети помогают. Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: «Давайте пройдем в лабораторию. (Дети подходят к фланелеграфу). Называйте насекомое». (Ответы детей).

Пчела – полезное насекомое. Она собирает нектар – сладкий цветочный сок, который она относит в свой домик – улей. Из нектара пчела делает мед и хранит его в сотах. Поэтому пчелу называют медоносной. Дети и взрослые любят сладкий душистый мед, в нем много полезных веществ. Когда люди болеют, они пьют лечебный чай с медом, мед добавляют в продукты, например, в торты и печенье. Но пчелы могут и покусать человека, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с ними.

Муравей – полезное насекомое, хищник. В свой домик муравьи несут вредных гусениц, которыми питаются. Гусеницы уничтожают леса, поедая листья и кору деревьев и кустарников. Уничтожая гусениц, муравьи приносят большую пользу. А еще муравьи разносят по лесу семена многих растений.

Божья коровка приносит пользу в лесах, садах и огородах, уничтожая вредных мелких насекомых – тлей, которые поедают листву, хищник.

Стрекозы приносят пользу, уничтожая комаров, которых она поедает на лету, хищник.

Бабочка, как и многие другие насекомые, опыляет цветы, чтобы они продолжали расти. Но есть и вредные бабочки, например, бабочка-капустница, которая поедает листья растений и откладывает в них яйца.

Комар кусает человека и переносит многие болезни (вред).

Муха на своих лапках переносит разные болезни.

Кузнечик - хищник, питается мелкими насекомыми (например, бабочками и их гусеницами, зеленые кузнечики едят также растения.

Шмели по праву считаются лучшими опылителями клевера. Клевер используют на корм домашним животным.

Оса – приносит одновременно и вред и пользу: взрослая оса питается цветочным нектаром, но для своих деток она приносят гусениц, жуков и других вредителей сада и огорода.

Воспитатель: «А самое главное – многие насекомые служат пищей рыбам, птицам и многим другим полезным и необходимым животным.

Вот мы и узнали, какую пользу и вред приносят насекомые. Ребята, а знаете ли вы, что прежде чем жук или бабочка появится на свет, с ними происходит несколько удивительных превращений? Предлагаю посмотреть, как гусеница превращается в бабочку по картинкам».

На мольберт выставляется плакат «Цикл развития бабочки», с помощью которого проводится дидактическая игра. «Что сначала, что потом» (цикл развития насекомых) с опорой на картинку. Как гусеница превращается в бабочку.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности - фото

Сначала бабочка откладывает яйца.

Из яйца появляется гусеница. Она питается листьями и растет.

Гусеница превращается в куколку.

Из куколки появляется бабочка. Крылья у нее мокрые. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнуть, бабочка начинает летать.

Воспитатель: «Мои юные исследователи, глазки наши устали. Давайте поможем им отдохнуть».

Зрительная гимнастика «Стрекоза»

Вот какая стрекоза (соединить большой и указательный пальцы)

Как горошины глаза (поднести их к глазам).

Влево - вправо (соответственно смотреть глазами, не поворачивая головы)

Вниз - вперед

Ну совсем как вертолет (вращать по кругу по 2 раза по часовой, а затем против часовой стрелки. В конце упражнения прикрыть глаза ладошками).

III. Заключительная часть

Воспитатель: «Ребята, вы такие молодцы! Много нового и интересного мы для себя узнали, как настоящие исследователи. Давайте в конце нашего занятия поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю вам насекомых, а вы говорите, какое насекомое лишнее и объясняете, почему вы так считаете.»

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (игра-обобщение).

• Муха, кузнечик, шмель, стрекоза (Муха – вредное насекомое, на лапках переносит болезни).

• Бабочка, комар, муравей, стрекоза (Муравей ползает, а остальные насекомые летают).

• Пчела, кузнечик, оса, шмель. (Кузнечик – хищное насекомое, остальные питаются нектаром).

• Муравейник, скворечник, улей, цветок. (скоречник – это дом птицы.)

Воспитатель: «Наше занятие окончено. Спасибо.»

Список использованной литературы

1. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия: Науч. -поп. Издание для детей. – М. : РОСМЭН, 2021. – 256 с.

2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2019. – 208 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 640 с.

4. Соломатина Г. Н., Рукавишникова Е. Е. Занятия по развитию речи детей 5 – 6 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2020. – 192 с.

5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.

Публикации по теме:

«Наши ловкие пальчики». Совместное мероприятие с родителями и детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР, 4–5 лет)«Наши ловкие пальчики». Совместное мероприятие с родителями и детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР, 4–5 лет) Конспект совместного мероприятия с родителями и детьми средней группы компенсирующей направленности (ЗПР, 4 – 5 лет) учителя-дефектолога.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР «Путешествие в осенний лес» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Путешествие.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «День Победы» ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Проект «Обыкновенный гений — С. Я. Маршак» подготовительной группы компенсирующей направленностиПроект «Обыкновенный гений — С. Я. Маршак» подготовительной группы компенсирующей направленности Проект «Обыкновенный гений - С. Я. Маршак» подготовительной группы компенсирующей направленности. 1. Проект на тему: «Обыкновенный.

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Семейные праздники. Продукты питания»Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Семейные праздники. Продукты питания» 2. Проблемное поле проекта: проект направлен на формирование представлений о ценности семейных праздников. 3. Цель: расширить знания детей.

Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Зимние забавы»Проект подготовительной группы компенсирующей направленности «Зимние забавы» 1. Проект подготовительной группы компенсирующей направленности "Зимние забавы" 2. Проблемное поле проекта: проект направлен на формирование.

Проект «Путешествие в мир насекомых» для группы компенсирующей направленности Вид проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский, творческий. Участники проекта: Дети, родители, воспитатели. Актуальность проекта: .

Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых»Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых» Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4- 5 лет «Удивительный мир насекомых» Раздел1. Информационная карта проекта 1.1.

Проект «Зимующие птицы» подготовительной группы компенсирующей направленностиПроект «Зимующие птицы» подготовительной группы компенсирующей направленности 1. Проект "Зима. Зимующие птицы" подготовительной группы компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: проект направлен на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Мы исследуем мир насекомых»
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 20:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД