МААМ-картинки

Преимущества и недостатки использования компьютерных технологий в обучении младших школьников

Светлана Морозова
Преимущества и недостатки использования компьютерных технологий в обучении младших школьников

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире — в мире высоких технологий. Уже невозможно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов.

Это непростое время отмечено неоднозначными процессами. Перед человечеством встают глобальные проблемы, которые требуют срочного разрешения. Свою лепту в это дело вносят искусство, мораль, политика, право. Но самые большие надежды общество возлагает на науку, в том числе на современные информационные и цифровые технологии, ведь разработка новейших технологий облегчает труд и повышает его производительность. Но в то же время мощные ЭВМ грозят в будущем вытеснить и заменить человека во многих сферах деятельности.

Публикация «Преимущества и недостатки использования компьютерных технологий в обучении младших школьников» размещена в разделах

Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей — коммуникации, дистанционного обучения, просвещения. Но Интернет порой можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества. В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных.

Информационные технологии (или просто IT) — словосочетание, пришедшее в Россию из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники. К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки. На сегодняшний день универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует различные коммуникационные средства, служащие для связи и передачи информации, что является необходимой составляющей процесса информатизации общества. С процессом информатизации общества тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. В таких условиях формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к постоянному самообразованию. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения — дистанционное обучение, «. основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC. В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т. п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т. д.).

В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий — электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.

Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний — книги Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.

Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.

Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов. Учитель и ученик сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.

При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:

- в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;

- значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;

- активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;

- воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;

- обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т. д.

- для повторения и закрепления пройденного материала;

- для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;

- для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;

- для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;

- для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т. п.

В тоже время использование ИКТ во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:

- ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);

- ряд психолого-педагогических проблем (неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);

- снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения, в результате чего учащийся не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей. Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т. ч. самостоятельного;

- недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.

А также, «минусами» применения ИКТ являются:

- возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);

- исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами: множество рефератов уже есть в Интернете, это дает возможность получить готовый продукт;

- технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;

- технология самообразования для учащихся не разработана;

- невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов;

- нет единой информационно—методической службы для учащихся, их родителей и учителей.

Не стоит преувеличивать значение сети Интернет как информационного источника. Во всемирной паутине миллиарды документов, обеспечивающих мгновенный доступ к различным ресурсам информации. Приходится сомневаться в достоверности и качестве некоторых из них. Но главное, использование данных ресурсов часто приводит к негативным последствиям, прежде всего, в процессе обучения учащегося, его самостоятельной, научно-исследовательской деятельности. При использовании таких средств ИКТ срабатывает «принцип экономии сил» : зачем тратить собственную энергию и время на подготовку к практическому занятию или лабораторной работе, если Интернет предоставляет такой богатый выбор; если можно, не затрачивая почти никаких усилий, одним кликом компьютерной мыши получить готовое решение проблемы? Сообщения и рефераты, сочинения, — за деньги или бесплатно. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и вполне приемлемым. Хочется особенно подчеркнуть, что метод этот отнюдь не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Наоборот. В результате таких бесхитростных действий обучающийся не способен самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение; у него не формируются навыки работы с информацией (процесс её накопления, отбора и систематизации).

Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные и отрицательные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности.

Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. А также, средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения. Применение различных средств ИКТ в образовательном процессе может привести как к позитивным, так и негативным последствиям. В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; — в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников.

Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Литература

1. Словарь терминов и понятий/автор-составитель А. М. Лопухов. – Москва: ООО «Айрис-пресс», 2011. - 448 с.

2. Назарова Ю. В., Каширин А. Ю. Моральные риски и оппозиционные ценности: актуальные проблемы этики образования/ Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых, итоги 10-летия международной деятельности ШГПУ - Шуйского филиала ИвГУ: материалы ХII Международной научной конференции. 2019.

3. Назарова Ю. В., Каширин А. Ю. Нравственное воспитание в ситуации моральных рисков современного образования (там же)

4. Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332299/f21995c88606da18c6eb8d631e2ff10c32ca7372/

5. Назарова Ю. В., Каширин А. Ю. Аксиологические риски в контексте современного образования / Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019. № 3 (31)

6. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в ОО /

https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=12456

7. Доклад Правительства РФ Федеральному собранию о реализации государственной политики в сфере образования (2019) / https://static.government.ru/media/files/VGZkuVnp1h5rLAAIBZ1AsP5zv4zhI79t.pdf

8. Философия. Основные идеи и принципы/Под ред. А. И. Ракитова. – Москва: Политиздат, 1990. – 368 с.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преимущества и недостатки использования компьютерных технологий в обучении младших школьников
Опубликовано: 7 марта 2025 в 18:24
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преимущества и недостатки использования компьютерных технологий в обучении младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова (УИ 266338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных