Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях ДОО

Светлана Андронова
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях ДОО»

(обобщение опыта работы)

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации», № 273-ФЗ, ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» ориентирует педагогов на создание специальных условий для получения образования детей.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях ДОО» размещена в разделах

Проблему обучения и воспитания детей с ОВЗ, имеющих диагноз ЗПР и испытывающих затруднения в освоении основной образовательной программы, мы решаем через создание специальных условий.

Условия включают в себя : использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий по Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования.

При создании условий для психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР основополагающим ресурсом является кадровый потенциал. В штате МАДОУ Детский сад №55 «Академия Детства» имеется пять специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель. Слаженные действия специалистов позволяют своевременно выявить и направить таких воспитанников данной категории на прохождение ТПМПК, а затем с учетом рекомендаций организовать индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей.

Так, в прошедшем учебном году в нашем дошкольном образовательном учреждении комиссией (ПМПк) были выявлены дети, имеющие задержку психического развития, в количестве пяти человек. После прохождения воспитанниками ТПМПК был подтвержден статус ребенка с ОВЗ. У некоторых детей имеются тяжёлые нарушения речи и является сопутствующим нарушением.

Одним из аспектов является нормативно-правовое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР. Родители (законные представители) заполняют заявление на обследование ребенка на ПМПк, затем подписывают согласие об использовании персональных данных ребенка, после чего с семьями воспитанников заключается договор об образовании по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования.

На основе Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития (от 7 декабря 2017 года, протокол №6/17)) мы разработали адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с ЗПР, обеспечив информационно-методическую базу, необходимую для образования воспитанников с ЗПР. Разработаны дидактические пособия и развивающие игры, направленные на коррекцию недостаточно сформированных интеллектуальных навыков детей данной категории воспитанников.

На сегодняшний день все члены ПМПк (специалисты и педагоги) имеют действующий документ о повышении квалификации по теме сопровождения детей с ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение образованной деятельности воспитанников с ЗПР, также отвечает особым образовательным потребностям детей данной категории. Дошкольное учреждение располагает наличием кабинета учителя-логопеда и педагога-психолога, а также специального оборудования для работы с детьми с ЗПР: световые песочные столы, релаксационное кресло-капля, ТСО, релаксационные лампы; игровое развивающее оборудование.

Кабинет педагога-психолога разделен на несколько зон, имеющие различную функциональную нагрузку: зона консультативной работы, зона диагностической работы, зона коррекционно-развивающей работы, зона игровой терапии, зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Целью функционирования кабинета педагога- психолога в ДОУ является обеспечение психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса. Правильно подобранная предметно-развивающая среда кабинета позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР осуществляется в тесной взаимосвязи специалистов и воспитателей. Для воспитанников с ОВЗ созданы специальные условия образовательного процесса: организуются индивидуальные занятия педагога-психолога для коррекции нарушенных психических функций, занятия с учителем логопедом для коррекции звукопроизношения и развития речи, занятия с инструктором ЛФК для нормализации тонуса мышц и развития кинестетической координации движений. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся 2 раза в неделю, в первой половине дня, длительностью 25-30 минут, в зависимости от возрастных и индивидуальных психических особенностей воспитанников. С некоторыми детьми занятия проводятся ежедневно.

Для каждого ребенка с ЗПР разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, позволяющий наметить персональную траекторию развития. Построение ИОМ начинается с комплексной диагностики, которую проводят все специалисты и воспитатели групп комбинированной / компенсирующей направленности.

Таким образом, на основе индивидуального маршрута выстраивается коррекционно-развивающая работа с каждым ребенком с ЗПР, определяются общие формы и методы работы, которые позволят добиться совместного оптимального коррекционного воздействия. С целью эффективности оказания психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ЗПР, мы соизмеряем свои действия и полученные результаты.

Занятия имеют определё нную структуру и состоят из трех частей: Ритуал приветствия. Основная часть. Заключительная часть.

1. Ритуал приветствия в сочетании с психогимнастическими упражнениями, которые проводятся с целью создания хорошего настроения, установления эмоционального контакта и позитивного настроя на совместную деятельность, повышения активности ребенка.

Для активизации работы головного мозга, синхронизации межполушарного взаимодействия используются комплексы упражнений биоэнергопластики. обязательно включаются упражнения с чередованием техник напряжения и расслабления для снятия мышечных зажимов. Такое начало занятия подготавливает ребенка к дальнейшей работе и способствует снятию эмоциональной напряженности, улучшению зрительно-моторной координации, формированию произвольности и активизации мыслительной деятельности,.

2. Основная часть. Здесь проводятся два-три игровых упражнения, направленные, в зависимости от цели, на развитие какой-либо одной психической функции (внимания, памяти, восприятия, и одна-две комплексные развивающие дидактические игры на развитие других психических процессов.

При выполнении упражнений необходимо учитывать тот факт, что дети, имеющие нарушения в развитии, зачастую нуждаются в многократном повторении, и чтобы освоить определённый способ деятельности им нужно совершить достаточное количество «проб и ошибок». Поэтому большинство заданий даются несколько раз, чтобы у ребенка была возможность совершать действия неоднократно в одних и тех же условиях.

Детям с задержкой психического развития, сложные инструкции недоступны, а потому некоторые задания необходимо дробить, делить на части, предъявлять постепенно, поэтапно. Например, вместо инструкции «Раздели предметы на группы» проговаривать инструкцию, адаптируя под восприятие ребё нка: «Посмотри. Здесь нарисованы картинки. Какие картинки ты знаешь? Что это за картинка? А это? (перечислить все картинки). Какие картинки из одной семьи? Как эту семью мы назовём?.».

Так как одной из важных задач коррекционной работы является развитие общей и мелкой моторики, в основную часть каждого занятия специалисты обязательно включают упражнения с использованием массажёров («Су-джок» «Колечко», «Ёжик»). Также не утратили свою эффективность игры с мелкими предметами, прищепками, шнуровками, застёгивание расстегивание пуговиц, кнопок, завинчивание и развинчивание крышек, нанизывание бус, переборка круп.

3. Заключительная часть. На этом этапе занятий используются задания с применением элементов продуктивной деятельности ребенка: игры с песком, игры на базе конструктора «Лего», выкладывание мозаики, рисование, лепка.

В коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ЗПР хорошо зарекомендовал себя прозрачный мольберт. Игры, организованные с его помощью вызывают у детей огромный интерес и обладают колоссальным развивающим эффектом.

«Прозрачный мольберт» - это достаточно инновационная технология, основное назначение которой - развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

Прозрачный мольберт представляет собой устойчивую деревянную раму с небьющимся прозрачным стеклом, которое находится на уровне глаз ребенка. Работать на прозрачном мольберте можно вместе с педагогом, в парах с другими детьми, что очень важно, т. к. дети, имеющие ЗПР, зачастую не могут и не умеют конструктивно взаимодействовать со сверстниками.

В случае положительной динамики при работе с детьми с ЗПР, игры и упражнения на прозрачном мольберте можно изменять и усложнять,

Кроме развития творческих способностей и самовыражения ребенка, игры на прозрачном мольберте способствуют развитию межполушарных связей, развитию психических функций, тактильных ощущений, пространственно-логического мышления, формированию пространственных представлений, активизации зрительно-моторной координации, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных навыков. Таким образом, у детей стимулируется познавательная активность, они получают положительные эмоции, радость, удовольствие при совместном игровом взаимодействии с педагогом или сверстником.

Данные психодиагностического обследования воспитанников с ЗПР на конец учебного года показывают положительные результаты коррекционно-развивающей работы: улучшение процессов запоминания, увеличение объёма памяти, повышение устойчивости и концентрации внимания, появление элементов анализа и синтеза мыслительных операций. Воспитатели на группах также отмечают, появление потребности в общении со сверстниками и взрослыми посредством речи, преобладание положительного эмоционального фона.

Но в любой работе есть трудности и мы тоже с ними столкнулись. Необходимо отметить, коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ЗПР, требует длительного времени. Нельзя ждать быстрых результатов работы только педагогов…. Немаловажным компонентом нашей деятельности является взаимодействие с семьей. Часто мы видим картину неадекватного восприятия родителями реальной ситуации развития ребенка с ЗПР. Не всегда родители, воспитывающие таких детей, правильно понимают суть проблемы. Многие считают своих детей нормально развивающимися, часто скрывают от окружающих реальное положение вещей, думая, что с возрастом всё пройдёт само собой. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью… Работа педагога-психолога в общении с семьями играет здесь немаловажную роль.

Возникает вопрос, как корректно донести до родителей реальную ситуацию развития ребенка с ЗПР и вместе наметить пути решения проблемы.

Мы консультируем родителей по взаимодействию с ребенком с ОВЗ, так как таким детям необходимо постоянное общение и выполнение рекомендации педагогов в домашних условиях. Мы советуем родителям больше времени уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Наша задача донести до родителей то, как важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

Главное - родители должны увидеть и оценить возможности своего ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

Своевременное прохождение ТПМПК, качественная индивидуализация обучения и воспитания, тесное взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей позволяет нам выстроить личную траекторию развития каждого воспитанника с ЗПР и обеспечить доступность получения дошкольного образования данной категории детей в соответствии с их образовательными потребностями!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Педагогическое мероприятие по речевому развитию детей средней группы «Волшебные гонзики»Педагогическое мероприятие по речевому развитию детей средней группы «Волшебные гонзики» В рамках исполнения годового плана работы по теме: «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, посредством.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях ДОО
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 05:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Андронова (УИ 562269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД