Наталья Москаленко
Развитие активной речи малышей в процессе разных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема повышения речевой активности остаётся одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей раннего возраста.
Развитие речи – один из важных разделов педагогики раннего детства, осуществляется на основе и в процессе ознакомления детей с окружающим. Это мир людей, их отношения друг к другу, вещам, созданным ими, мир природы. Дети получают разнообразные впечатления. Бытовые ситуации, режимные процессы ценны тем, что изо дня в день они осуществляются в тождественных условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки.
Публикация «Развитие активной речи малышей в процессе разных видов деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Какие же формы совместной деятельности с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с малышами?
Во-первых, игровую деятельность, есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка.
Решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть : во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта.) Во-вторых ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться.) В-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах.) Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.
В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую формы совместной деятельности : игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации.
Естественность обстановки создаёт условия для общения малышей по разнообразным поводам, что формирует у них потребность в общении. Общение в бытовых ситуациях дополняет непосредственно организованная деятельность. Это разнообразные игры, рассматривание предметов и картинок, дидактические игры, познавательно-речевые.
Поддержание речевой активности обеспечивает использование и чередование разных приёмов и видов деятельности :
- тексты для рассказывания, стихотворения, потешки, сказки;
- игры инсценировки;
- игровые досуги;
- песенки и музыкальные игры.
Третий год жизни – начало речевого общения детей друг с другом. В этот период речь используется для обозначения действий, в конце года для планирования предстоящей деятельности : «Я буду тётя докиль» (доктор, «Налисую додик» (дождик).
При развитии речи ставим следующие воспитательные задачи:
- усложнить понимание речи, выполнять словесные поручения взрослого;
- воспринимать несложные рассказы без показа;
- расширять словарь, пополняя разнообразными частями речи;
- добиваться, чтобы дети использовали речь не только при общении со взрослыми, но и друг с другом.
К трём годам ребёнок не довольствуется тем, что снимает, нанизывает, открывает, закрывает, ему уже интереснее подбирать игрушки по цвету и размеру. Здесь важную роль выполняют лото, такие картинки, по поводу которых можно «рассуждать» (например, две девочки: плачущая и смеющаяся) почему она плачет? Что случилось Помогаю с ответом: девочка плачет потому, что щенок утащил её куклу; радуется девочка красивому мячику, который ей купила мама. Постепенно дети придумывают сюжет сами. На картинке дерево с плодами: груша и яблоня. У мальчика корзина в руках с грушами. С какого дерева он их сорвал?
Хороши наборы картинок на определё нные темы: о временах года, животных, о транспорте.
Совершенствуется речь малыша, когда углубляются его знания о животных, их повадках, о том, что они едят, где живут, образе жизни.
Интересный и полезный вид занятия-игры «Кто? Что делает» (подбираются картинки, на которых дети играют в мяч, ходят с флажком.) Сначала рассмотреть их: кто изображён? Что делает? Затем предложить взять нужный предмет и воспроизвести с ним действия персонажа, изображённое на картинке.
В непосредственной деятельности (НОД) по развитию речи рассказывание занимает большое место. Дети усваивают слова, фразы: подражание у детей третьего года жизни совершенствуется: дети воспроизводят за воспитателем даже сложные слова и предложения, копируя интонацию. Очень важно, чтобы дети хорошо слышали новое слово и чтобы мы сами правильно его произносили.
Облегчают овладение правильным произношением игры на звукоподражание жучку, паровозу, дуют на лодочку, рыбку, плавающие в тазике (центр «Вода-песок») (для овладения звуками ф, в.)
К концу года у детей большая потребность в речевом общении со взрослыми. Они спрашивают, показывают, привлекают внимание к своим действиям, делятся впечатлениями, ищут сочувствия. Они уже любят разговаривать, слушать, наблюдать за действиями взрослых. В этот период большое место занимают игры вдвоём.
Методические приёмы, повышающие речевую активность :
- интригующий тон: сейчас к нам в гости кто-то должен прийти; использование персонажей;
- сочетать задания, разные по сложности;
- каждый раз менять имена персонажей, клички животных;
- перед чтением текста рассматривать иллюстрации и рассказывать их содержание;
- использование привлекательной наглядности;
- использовать дидактическую игру «Отгадай и назови» (познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи названия предметов и их качеств). Учить образовывать существительные по аналогии.
Наблюдение в природе не только обогащает впечатления малышей, но и обогащают словарный запас. Впечатления будут яркими и образными, если мы будем подкреплять их художественным словом. Подвижные и хороводные игры со словесным текстом также активизируют речь детей. Если детям интересно, то они проявляют большую активность, желание спросить, высказаться.
Для успешной работы по развитию активной речи детей необходимы :
1. Эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
2. Достаточная свобода для деятельности;
3. Большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.