Лучший педагог года

Развитие активной речи малышей в процессе разных видов деятельности

Наталья Москаленко
Развитие активной речи малышей в процессе разных видов деятельности

Проблема повышения речевой активности остаётся одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей раннего возраста.

Развитие речи – один из важных разделов педагогики раннего детства, осуществляется на основе и в процессе ознакомления детей с окружающим. Это мир людей, их отношения друг к другу, вещам, созданным ими, мир природы. Дети получают разнообразные впечатления. Бытовые ситуации, режимные процессы ценны тем, что изо дня в день они осуществляются в тождественных условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки.

Публикация «Развитие активной речи малышей в процессе разных видов деятельности» размещена в разделах

Какие же формы совместной деятельности с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с малышами?

Во-первых, игровую деятельность, есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка.

Решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть : во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта.) Во-вторых ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться.) В-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах.) Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую формы совместной деятельности : игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации.

Естественность обстановки создаёт условия для общения малышей по разнообразным поводам, что формирует у них потребность в общении. Общение в бытовых ситуациях дополняет непосредственно организованная деятельность. Это разнообразные игры, рассматривание предметов и картинок, дидактические игры, познавательно-речевые.

Поддержание речевой активности обеспечивает использование и чередование разных приёмов и видов деятельности :

- тексты для рассказывания, стихотворения, потешки, сказки;

- игры инсценировки;

- игровые досуги;

- песенки и музыкальные игры.

Третий год жизни – начало речевого общения детей друг с другом. В этот период речь используется для обозначения действий, в конце года для планирования предстоящей деятельности : «Я буду тётя докиль» (доктор, «Налисую додик» (дождик).

При развитии речи ставим следующие воспитательные задачи:

- усложнить понимание речи, выполнять словесные поручения взрослого;

- воспринимать несложные рассказы без показа;

- расширять словарь, пополняя разнообразными частями речи;

- добиваться, чтобы дети использовали речь не только при общении со взрослыми, но и друг с другом.

К трём годам ребёнок не довольствуется тем, что снимает, нанизывает, открывает, закрывает, ему уже интереснее подбирать игрушки по цвету и размеру. Здесь важную роль выполняют лото, такие картинки, по поводу которых можно «рассуждать» (например, две девочки: плачущая и смеющаяся) почему она плачет? Что случилось Помогаю с ответом: девочка плачет потому, что щенок утащил её куклу; радуется девочка красивому мячику, который ей купила мама. Постепенно дети придумывают сюжет сами. На картинке дерево с плодами: груша и яблоня. У мальчика корзина в руках с грушами. С какого дерева он их сорвал?

Хороши наборы картинок на определё нные темы: о временах года, животных, о транспорте.

Совершенствуется речь малыша, когда углубляются его знания о животных, их повадках, о том, что они едят, где живут, образе жизни.

Интересный и полезный вид занятия-игры «Кто? Что делает» (подбираются картинки, на которых дети играют в мяч, ходят с флажком.) Сначала рассмотреть их: кто изображён? Что делает? Затем предложить взять нужный предмет и воспроизвести с ним действия персонажа, изображённое на картинке.

В непосредственной деятельности (НОД) по развитию речи рассказывание занимает большое место. Дети усваивают слова, фразы: подражание у детей третьего года жизни совершенствуется: дети воспроизводят за воспитателем даже сложные слова и предложения, копируя интонацию. Очень важно, чтобы дети хорошо слышали новое слово и чтобы мы сами правильно его произносили.

Облегчают овладение правильным произношением игры на звукоподражание жучку, паровозу, дуют на лодочку, рыбку, плавающие в тазике (центр «Вода-песок») (для овладения звуками ф, в.)

К концу года у детей большая потребность в речевом общении со взрослыми. Они спрашивают, показывают, привлекают внимание к своим действиям, делятся впечатлениями, ищут сочувствия. Они уже любят разговаривать, слушать, наблюдать за действиями взрослых. В этот период большое место занимают игры вдвоём.

Методические приёмы, повышающие речевую активность :

- интригующий тон: сейчас к нам в гости кто-то должен прийти; использование персонажей;

- сочетать задания, разные по сложности;

- каждый раз менять имена персонажей, клички животных;

- перед чтением текста рассматривать иллюстрации и рассказывать их содержание;

- использование привлекательной наглядности;

- использовать дидактическую игру «Отгадай и назови» (познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи названия предметов и их качеств). Учить образовывать существительные по аналогии.

Наблюдение в природе не только обогащает впечатления малышей, но и обогащают словарный запас. Впечатления будут яркими и образными, если мы будем подкреплять их художественным словом. Подвижные и хороводные игры со словесным текстом также активизируют речь детей. Если детям интересно, то они проявляют большую активность, желание спросить, высказаться.

Для успешной работы по развитию активной речи детей необходимы :

1. Эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

2. Достаточная свобода для деятельности;

3. Большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.

Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Подвижные игры:«Математические задания»Цель: учить выполнять задания по установке воспитателя, решать арифметические.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности  (2 часть) СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:«Камешек»Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении. Цель — актуализация словаря по.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.

Картотека игр по интеграции разных видов детской деятельности и физкультурно-оздоровительной работы. Старший возрастКартотека игр по интеграции разных видов детской деятельности и физкультурно-оздоровительной работы. Старший возраст Представляю Вашему вниманию картотеку игр по данным видам деятельности. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Цель: Сплотить детей,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие активной речи малышей в процессе разных видов деятельности
Опубликовано: 21 июня 2022 в 15:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД