АННА ИСАЕВА
Развитие чувства ритма у младших школьников при игре на клавесах на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Без чувства ритма невозможна никакая музыкальная деятельность на уроке музыки : пение, игра на инструменте, занятия танцами, восприятие или сочинение музыки. Это значит, что необходимым условием развития чувства ритма у детей является их активное участие в любых музыкальных занятиях. Чувство ритма наиболее трудно поддается развитию. Но если работа над ритмом ведется постоянно, то обычно удается скорректировать природные недостатки.
Публикация «Развитие чувства ритма у младших школьников при игре на клавесах на уроках музыки» размещена в разделах
- Игры для детей
- Клавесы. Игры и занятия
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Научные исследования в области школьного музыкально-ритмического воспитания и над развитием музыкально-ритмического чувства работали П. Вейс, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, К. Орф и др.
Ритм — неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения, требует кропотливой работы, развивающей музыкально-ритмическое чувство у школьников.
Как известно, развитие чувства ритма способствует развитию речи, интеллектуальных способностей ребенка, более легкому запоминанию изучаемого материала.
Чтобы добиться нужного результата, на уроках музыки можно использовать различные формы работы. Главное, чтобы все этапы проходили в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм является игра с клавесами.
«Клавесы»- это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении музыкальный инструмент. Проще говоря «палочки-стучалочки».
Игры с клавесами - это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык конструирования.
Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты: две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Обычно клавесы делают из бука, сосны и берёзы.
Немецкий композитор Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. Знакомство с клавесами можно начинать с дошкольного возраста и продолжать в младшем школьном возрасте
Играть на клавесах можно как со всем классом, так и небольшими группами.
Играя на клавесах, обучающиеся младших классов продолжают учиться
манипулировать палочками, развивают координацию рук;
находить различные приёмы звукоизвлечения;
ритмично передавать метр и ритм стиха;
развивается речедвигательная координация;
развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;
развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.
Игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным для гармоничного и целостного развития младших школьников.
Незатейливый на первый взгляд инструмент - клавесы – уникальный в своем роде для педагогов в музыкальном, сенсорном и речевом развитии дошкольников.
С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Можно использовать любую программную песню и мелодию и играть ее на палочках – клавесах.
Используя клавесы на уроках музыки во время работы над ритмом происходит
- развитие мелкой моторики.
- развивается мозг ребенка, задействуя одновременно правое и левое полушарие.
- развивается точность и координация движений
- развивается творческая фантазия детей, в тот момент, когда дети импровизируют с ритмическим рисунком
- игры с клавесами развивают чувство ритма.
- дети учатся быть сосредоточенными и внимательными.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.