МААМ-картинки

Развитие речевой активности у дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Ольга Иовлева
Развитие речевой активности у дошкольников в процессе театрализованной деятельности

"Развитие речевой активности у дошкольников в

процессе театрализованной деятельности"

из опыта работы

подготовила воспитатель Иовлева О. А.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Публикация «Развитие речевой активности у дошкольников в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно с каждым годом увеличивается количество детей с несформированной связной речью, с разными речевыми нарушениями. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Я, работая на логопедической группе много лет, заметила, что недоразвитие речевых средств снижает уровень общения детей, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. У дошкольников отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от воспитателя специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Я работаю уже достаточно длительное время на логопедической группе, с детьми, которые имеют те или иные нарушения и проблемы с речью. И из опыта работы понимаю, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач. Нарушение речи –это сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи ребенка:

-звукопроизношение,

- лексика,

- грамматический строй,

- связная речь.

Чтобы разнообразить трудную, зачастую монотонную работу по коррекции речи, сделать её интересной, увлекательной для детей я в своей работе очень широко использую театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность воспринимается детьми также как и игра, поэтому детей очень легко в неё вовлечь.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым. Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, а само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

В нашу группу дети приходят на 1 год, редко на два, поэтому помочь детям в коррекции речи приходиться в такие короткие сроки.

Я поставила перед собой цель:

Создание условий, способствующих речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

И стала решать через такие задачи:

1. Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй; обогащать словарь детей, активизировать его.

3. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию.

4. Развивать общую и мелкую моторику: координацию движений, мелкую моторику рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Начинаю я работу в этом направлении с пальчиковых игр, которые снимают эмоциональное напряжение и развивают мелкую моторику. Одним из средств развития движений пальцев рук и речи детей является «Пальчиковый театр». В нашей группе созданы разные «пальчиковые театры», в том числе и пальчиковый театр «оригами». Это замечательная «палочка-выручалочка» помогает соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному».

Начиная с простейших потешек, (наши пальчики играют)

Этот пальчик маленький, (загнуть мизинец)

Этот пальчик слабенький, (загнуть безымянный палец)

Этот пальчик длинный, (загнуть средний палец)

Этот пальчик сильный, (загнуть указательный палец)

Ну а это толстячок, (загнуть большой палец)

А все вместе - кулачок! (покрутить кулачком)

которые я показывала, а дети повторяли за мной, переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания( «Апельсин», «Пальчик толстый и большой…» и др.) Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали слова в такт с движениями пальцев.

Заучивали и проигрывали детские шутливые стихи в диалоге с развитием у детей интонационной выразительности речи.

Например, стих Маршака С. Я.

«Жадина»

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернешь.

- Дай-ка, Гриша, карандаш.

- Ты обратно не отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку.

- Ты откусишь половинку.

- Гриша, Гриша, дай чернил.

- Ты бы сбегал и купил.

Для выразительности речи использовала такие упражнения (фрагменты из сказок, например, предлагала детям попроситься в теремок, как мышка или лягушка, потом совместно с детьми решали, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз старалась усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учились словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Имитационным движениям (сказочных животных) обучала детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Особое место отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала образы героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Дети повторяли.

После этого предлагала детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных.

Большое внимание (как часть занятия) отвожу упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха и целенаправленной воздушной струи. Здесь тоже не обходится без театрализованной игры : «Ты очень спокойный и добрый ветерок», или наоборот, а сейчас «Ты очень сильный ураган, который сметает всё на своем пути».

Так же использую упражнения на развитие у детей мимики, жестов с элементами психогимнастики, по различным лексическим темам.

Зайка, ушки на макушке - указательные и средние пальцы на

голове

Скачет, скачет по опушке - руки у груди «скачет»

Шёл за ним колючий ёжик

Шёл по травке без дорожек – переплести пальцы и пошевелить

А за ёжиком краса, рыжехвостая лиса – плавные движения, руки

перед собой

Очень важно научить детей передавать мимикой испуг, удивление, радость. Этот вид работы вызывает у детей трудности.

Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и другие, показывала в разных вариантах театра : настольный, фланелеграф, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, бесед, предлагала детям совместный показ сказок, на что они откликались с большим интересом и желанием. Учила передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, для этого использовала разнообразные приемы:

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

— проигрывание ролей в парах.

В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т. д. ; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.

Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно – развивающей среды :

— обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

— организация «зон приватности»;

— предоставление права и свободы выбора;

— создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

— полифункциональность использования помещении и оборудования;

— возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

• В группе создано много разных театров : кукольный, пальчиковый, театр мягкой игрушки, театр на палочках, на фланелеграфе, ширма для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

В конце года мы всегда показываем постановку какой либо сказки для медико – педагогической комиссии, для родителей.

Начинаю работать в этом направлении со знакомства со сказкой - традиционное повествование или видео вариант. Выразительное чтение, обсуждение сюжета и действий персонажей. Интонационное проговаривание реплик. Распределение ролей.

Затем разучиваем роли (текст). Каждый образ предполагает произнесение реплики с разной интонацией, присущей только ему. Меняется поведение персонажей в зависимости от той ситуации, в которой они оказываются. При неоднократном повторении текста происходит быстрое произвольное запоминание. Сказки, построенные на повторяющемся диалоге главного героя с другими персонажами, обыгрывание этого сюжета способствуют развитию умения задавать вопросы, отвечать на них, то есть формируется диалогическая речь. Заученный диалог или монолог отрабатывается индивидуально или в паре. Параллельно готовятся декорации и атрибуты для спектакля.

Привлекаю родителей для создания ярких и красочных костюмов. Затем выступаем перед зрителями: приглашаем детей других групп и родителей. Мы показали много сказок:

«Муха–цокотуха», «Репка», «Сказка про краски», «Кот в сапогах», «Теремок на новый лад», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка», «Зайка ищет новый дом».

Таким образом, делаю вывод, что применение театрализованной деятельности в своей работе повышает эффективность коррекционной работы по преодолению речевых нарушений и развитию речевой активности у дошкольников : дети стали более раскрепощенными, открытыми, значительно улучшилась их речь.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности у дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Опубликовано: 22 сентября 2022 в 19:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД