Лучший педагог года

Роль семьи в формировании игровой деятельности детей раннего возраста

Наталья Шамшурина
Роль семьи в формировании игровой деятельности детей раннего возраста

«Изучение физики – детская игра по сравнению с изучением игры»

А. Эйнштейн

Что такое детская игра, объяснять никому не нужно. А вот чем она важна? Наиболее начитанные в области педагогики и психологии родители скажут: «Это ведущая деятельность, в ней ребенок развивается». Слова правильные и хорошие. Но если тем же родителям предложить на выбор: отвести ребенка на развивающее занятие или в игровую комнату поиграть, как вы думаете, какой выбор будет сделан? А почему? Д а потому что эффект от развивающих игр очевидный, а что там развивает игра?.

Публикация «Роль семьи в формировании игровой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах

Зачем нужна игра и чем она важна? Ребенку хочется быть таким же, как взрослый, участвовать вместе с ним в разных делах, но часто это невозможно, поскольку разрыв между тем, что ребенок хочет, и тем, что он реально может, крайне велик. Решение этой проблемы происходит в игре, где ребенок может стать кем угодно, попробовать себя в любой роли, в любой ситуации.

В игре ребенок не просто отображает и копирует то, что видит вокруг. Он по-своему проживает «взрослую жизнь», ориентируясь в смыслах человеческих взаимоотношений. Для взрослых характерны фразы «Ты войди в мое положение!», «Ты поставь себя на мое место!». Вот именно это и делает ребенок в своей игре: он входит в положение доктора, воспитателя, путешественника ….

Но не только взрослую жизнь осваивает ребенок при помощи игры. В процессе игры ребенок учится устанавливать контакт и строить взаимоотношения со сверстником. И вот эта «школа» во много раз важнее всех будущих школ, потому что человек всегда живет в мире людей, и для него крайне важно умение сотрудничать, договариваться, «услышать другого», где-то поступаться своими амбициями ради общего дела, где-то настоять на своем. Все эти умения начинают формироваться и оттачиваться в тот момент, когда дети затевают общее дело – игру. И здесь главное - суметь сделать так, чтобы игра могла продолжаться и была интересной и увлекательной для всех!

Игра формирует коммуникативные навыки, умение договариваться. Игра считается самой свободной и необязательной деятельностью. Интересный парадокс игры в том, что именно в игре ребенок учится подчиняться правилам. По словам психолога Л. И. Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка: «я действую так, как я должен, потому что хочу этого». А это означает, что без полноценной игры у ребенка не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым умным, и начинают проводить над ребенком эксперименты: танцы, «художка», английский и т. д., Но не многие родители знают, что игра – это тот кирпич в фундамент ума (а может и гениальности, без которого не построить здание полностью. И начинается эта стройка в раннем возрасте. А. В. Запорожец подчеркивал, что особое значение игры заключается в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности умственного плана. Т. е. ребенок смотрит и делает. Без такой основы невозможно дальнейшее постороение общего здания человеческого мышления.

Вот пример, с чем придется столкнуться ребенку, родителям и учителям, если игровой опыт будет сокращен, если ребенок «не доиграет».

Известный исследователь детской игры Е. В. Зворыгина рассказывала, что когда она начала учить детей блокадного Ленинграда алгебре, чье дошкольное детство прошло в блокаде, и было не игр, эти дети не понимали смысл буквенных обозначений. От конкретных цифр перейти к заменяющим их знакам они не могли. Не могли представить что-то, вообразить, заменить одно другим. Этому мешали те самые «провалы в фундаменте интеллекта», которые образовались потому, что сюжетная игра была изъята из жизни этих детей.

Но в то время было не до игры – главное выжить. Сейчас же, многие родители, считают игру пустой тратой времени, относятся к детской игре пренебрежительно, выдвигая на первое место подготовку к школе. Но, как правило, такой ребенок оказывается к школе не готов, причем не только в плане сформированности учебного мотива, но и в отношении умственного, познавательного развития.

Отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что «игра есть основной путь культурного развития ребенка, и в частности развития его знаковой деятельности». Отрыв значения от предмета происходит именно в игре, когда появляется волшебное «как будто» : «Это у нас как будто еда, а это как будто ложка». То есть ребенок учится действовать не с самим предметом, а со значением. Получается, что во время игры формируются математические навыки. Не дав доиграть ребенку, он может иметь серьезные проблемы с математикой, и в целом с учебой. Но учеба будет не просто затруднена, а бессмысленна для самого ребенка, если у него не сформирован учебный мотив. Не доигравший ребенок будет продолжать играть в начальной школе, а может и до средней. Каждый возрастной период развития ребенка должен получить свою «порцию» игры.

Что дает игра для умственного развития ребенка: «игра не является «способом» получения новых знаний, она, скорее, служит механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребенка». В игре ребенок применяет знания, т. е. происходит апробация знания и утверждение его для себя.

Также в игре формируются такие важные свойства как – активность и инициативность. Для поддержания интересной игры ребенку нужно прилагать всю свою фантазию, учится находить выход из любой ситуации.

Игра во многом определяет социальное развитие ребенка, имеет огромное значение для его всестороннего развития.

Какие игры особенно нужны ребенку? Для развития ребенка важны те игры, которые идут от его собственной инициативы: игры, сюжет которых он придумывает сам – сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них в наибольшей степени происходит общее развитие ребенка. К старшему дошкольному возрасту добавляются разнообразные игры с правилами. В любом возрасте не следует игнорировать и такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-эксперименты, разнообразные народные игры.

Какая игра является хорошей: если сюжет игры соответствует культурным, социальным, нравственным и прочим нормам, т. е. «правильный», - значит, такая игра может быть признана «хорошей; если сюжет агрессивный, асоциальный, сексуально окрашенный и т. п. – то такая игра требует коррекционного вмешательства. Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, в которое ребенок погружен полностью. Игра – это зеркало, которое отражает внутренний мир вашего ребенка. И если вы заметили, что в игре что-то идет не так, то исправлять нужно жизнь ребенка, тогда изменится его игра.

Должен ли взрослый помогать ребенку? Сначала (на втором-третьем годах жизни) именно это он и должен делать. Постепенно ребенок сам начнет придумывать сюжеты для своих игр. Задачей взрослого будет только снабжение информацией для игр : чтение хороших книг, показ соответствующих детских фильмов и мультфильмов. Но очень часто родители поступают иначе: накупят игрушек и говорят – играй. А как? Некоторые родители покажут 1-2 игровых действия. И все. А потом жалуются: совсем ребенок не играет… Обогащение знаний детей – это один из наиболее важных компонентов, при отсутствии которого ребенок все равно не будет играть, какая бы богатая предметная среда ни была предложена ему для деятельности. Игру определяет не то, какая игрушка попала ребенку в руки, а его знания и представления об этом мире. Поэтому, если мы хотим, чтобы дети играли, мы должны подумать, а с ЧЕМ они будут играть.

Какие же игрушки нужны детям? Для малышей нужны образные игрушки, множество атрибутики, для старшего дошкольного возраста развивающей будет обобщенная среда. Что это значит? Например, кусты могут стать домиком, кораблем, пещерой разбойников, палочки, камушки, веточки – могут стать чем угодно. В норме игра старшего дошкольника должна отталкиваться от идеи, а не от игрушки. А необходимые предметы заменят мягкие модули и предметы- заместители. Особенно хорошо, когда ребенок сам мастерит себе игрушки для игр. Это формирует у ребенка творческий подход созидательной деятельности.

Обогащение игрового опыта детей больше относится к детям раннего возраста – научить играть, показать, как можно принимать, решать и самостоятельно ставить игровые задачи, какими способами это делать т. д. Взрослый должен уметь включится в игру, и здесь важна собственная игровая позиция и умение неформально, на правах партнера, общаться с детьми.

Вмешательство взрослого в игру детей любого возраста, необходимо каждый раз, как только самостоятельная детская игра начинает «стопориться». Помочь продолжить сюжетную линию, новый сюжетный поворот.

Как долго ребенку нужно играть? Как только ребенок идет в школу, многие родители резко меняют отношение к игре – никаких игр, пока все не сделаешь, ты уже не маленький и т. п. Но запрещать играть младшему школьнику, значит губить и учебную мотивацию тоже. Игра еще долгое время игра остается очень важной формой постижения мира для ребенка, многие вещи он усваивает не столько уча, зазубривания, сколько проигрывая их.

Пожелания и советы родителям

Прежде всего, родителям необходимо предоставить ребенку максимально благоприятные условия для игры: постоянно снабжать ребенка достаточным количеством интересной информации, предусмотреть обязательное время для игр, обеспечить соответствующими возрасту игрушками, поделочным и бросовым материалом, а главное – самому быть готовым включиться в игру по просьбе ребенка, поддержать и помочь.

Не следует сразу направлять игру в «нужное» русло, исправлять деятельность ребенка – постарайтесь сначала понять, что же у него происходит. Возможно, здесь как раз и развивается захватывающий сюжет.

Также не стоит увлекаться и игровыми занятиями : и учится, и играет. Относиться к этому надо критически. Во-первых, посмотрите содержание таких «игр». Вам самим хочется поиграть в это? Интересно? Если да, то замечательно. А если вы видите, что эта игра сильно смахивает на обычное задание, если во время игры ребенок теряет интерес, его все время надо подталкивать и понукать – то ничего игрового в этих заданиях нет. На фоне постоянных игровых занятий настоящей игре не останется места. Детская сюжетная самостоятельная игра ценна сама по себе, вне зависимости от тех «развивающих» задач, которые пытается туда засунуть взрослый. Более того – эти вкрапления могут иногда убить настоящую игру, сделать ее неинтересной для ребенка. Поэтому призыв «Дайте детям наиграться» - это призыв не к освобождению, отдыху детей, а призыв к нормальному, соответствующему их возрасту развитию.

Публикации по теме:

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста Тема: «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» Подготовила воспитатель группы раннего возраста: Анатурдыева Светлана Николаевна.

Влияние семьи на формирование изобразительной деятельности детей раннего возраста Д. И. Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семье как можно раньше. Приобщение ребенка к миру.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста доклад: «Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста. Игра – это уникальное средство воспитания в развитии ребенка, которое.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании речи у детей» Уважаемые родители! Всем известно, насколько важна роль речи в жизни каждого человека. Речь служит главным средством общения с другими людьми,.

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста Из года в год повышается роль дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Личностные.

Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей дошкольного возраста На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы.

Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее.

Опыт работы «Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную.

Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста Роль семьи в формировании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста. Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного.

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Ведь все, что их окружает, так интересно,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании игровой деятельности детей раннего возраста
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 23:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД