Папки-передвижки

Сказкотерапия как средство реализации трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической

Елена Шаройко
Сказкотерапия как средство реализации трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической

Практика работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ в ДОУ.

Название практики: «Сказкотерапия как средство реализации трех функций : диагностической, терапевтической и прогностической»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Публикация «Сказкотерапия как средство реализации трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической» размещена в разделах

Проблема современного мира заключается в том, что на смену деревянным игрушкам приходят PSP, смартфоны, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка наполнена информацией об истории народа, духовных и моральных ценностях, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того, как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой.

Итак, что такое сказкотерапия?

• Это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

• Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

• Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

• Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

• Это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

• Это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;

• Это процесс развития дивергентного мышления.

Многие задумаются, разве сказка и сказкотерапия не одно и то же! Не совсем. Сказки, которые мы слушаем перед сном отличаются от сказки в терапевтических целях тем, что сказкотерапия - это способ решения конкретной проблемы, определённого ребёнка. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.

Основной принцип этой педагогической технологии – это целостное, духовное развитие человека (ребенка, подростка, взрослого, это возможность создания благоприятной почвы для становления целостной, творческой личности.

Сказкотерапия – это метод, позволяющий пользоваться приобретенным в ходе исторического развития человечества опытом для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия человека с окружающим миром.

Цели: и задачи сказкотерапии.

Цель: Коррекция эмоциональной-волевой сферы детей с ОВЗ посредством сказкотерапии.

Задачи:

• Воспитание у детей особенного восприятия мира, моральных правил и норм.

• Развитие творческого потенциала, произвольного внимания и самосознания дошкольников.

• Развитие речи детей, коммуникативных навыков, эмоциональной и моторной адекватности.

Предполагаемые результаты:

1. Ребенок должен стать самостоятельным и воспринимать окружающий мир с любовью, без агрессии. Научить детей справляться с чувством неполноценности, со своими страхами и тревогами.

2. Научить детей справляться с трудностями, связанными с общением с родителями и со сверстниками.

3. Расширение кругозора ребенка, увеличение объема собственной памяти.

Я работаю с подготовительной к школе группой компенсирующей направленности (логопедической) которую посещают 15 детей с различными логопедическими нарушениями в том числе и с общим недоразвитием речи III степени (далее ОНР III, дизартрия, так же в нашем ДОУ есть дети, которые посещают общеобразовательные группы, но имеют статус ОВЗ. Среди них 7 детей с задержкой психического развития (далее- ЗПР) и 3 ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее-ФФН)

Так как основной деятельностью у дошкольников является игра, то диагностика проводится в основном в игровой форме. Метод сказкотерапии здесь –отличная помощь для меня!

Прямой результат влияния сказкотерапии на детское сознание – усвоение внушаемых ему нравственных установок и знаний об окружающем мире. Сказка дает ребенку представление о мире на интеллектуальном и подсознательном уровнях, открывая ему новые горизонты, как в окружающей действительности, так и во внутреннем космосе. Словом, сказка дает человеку то же, что и литература других жанров. С той разницей, что чаще всего она не требует от ребенка больших знаний и богатого нравственного опыта. Именно поэтому сказкотерапия является одной из самых эффективных психолого-педагогических технологий в работе с дошкольниками.

Следует также остановить внимание на тех функциях, которые, по словам современных психологов сказкотерапевтов (Г. Ожиганов, Е. Цопа, Е. Заика, Д. Арановский-Дубовис, Д. Соколов, присущие сказке на современном этапе ее использования:

диагностическая функция (используя сказку как проективную методику, опытный педагог может с высокой степенью точности определить причину проблемы, с которой столкнулся ребенок. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности;

терапевтическая функция, которая позволяет, во-первых, психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям, во-вторых, символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы, в-третьих, принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, в-четвертых, отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний и т. д. ;

прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.

Для реализации этих функций могут использоваться как уже существующие народные и авторские сказки, так и современные, созданные с определенной целью. Специалисты Института сказкотерапии говорят об использовании таких видов сказок для психотерапевтической, диагностической и воспитательной работе:

• художественные сказки (несут в себе и дидактический, и психокоррекционный, и даже медитативный аспекты). Художественные сказки создавались вовсе не для процесса терапии, но не менее успешно ему служат. Как разновидность художественных, народные сказки создавались и создаются веками и не имеют конкретных авторов. Народные сказки несут чрезвычайно важные для психологической работы идеи. Авторские художественные сказки более образны, эмоциональны, чем народные. Они больше подходят для тех случаев, когда в процессе сказочной терапии ребенку необходимо понять внутренние переживания;

• дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, арифметические знаки) одухотворяются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность соответствующих знаний;

• психокоррекционные сказки создаются для деликатного влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замена неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Стоит заметить, что применение психокоррекционной сказки ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематикой (неадекватное, неэффективное поведение);

психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом, что в свою очередь стимулирует процесс личностного роста. Большинство психотерапевтических сказок посвященные проблемам жизни и смерти, отношению к приобретениям и потерям, любви, собственному пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого дошкольника, сказки, сложенные вместе с ребенком, притчи, истории Ветхого завета, некоторые сказки Г. -Х. Андерсена;

• медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Основная задача медитативных сказок - создание в нашем бессознательном позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. Этот вид сказок адресован идеальному «Я» ребенка с целью его поддержки и укрепления. Кроме этого, эти сказки отражают светлую сторону событий, способствуя принятию ситуации.

Рабочей программой я выбрала Программу психологических занятий для дошкольников «Цветик –семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой, именно потому что каждое групповое занятие в ней начинается с тематической сказки (не реклама).

В данной программе вся входная диагностика строится на известных сказках и дети, прослушав сказку, придумав продолжение для нее, либо назвав героев сказки другими именами, перестают стесняться, полностью доверяются психологу и выдают результаты, которые в наибольшей степени соответствуют зоне актуального развития. Так же вместе с педагогом ища пути разрешения той или иной сказочной проблемы определяется и зона ближайшего развития (далее- ЗБР)

Организационными формами практики являются: - индивидуальная (только с детьми ЗПР, групповая и подгрупповая работа педагога с воспитанниками. Занятия сказкотерапией включены в цикл коррекционно-развивающих занятий по гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка, формирование волевых качеств и творческих способностей и охватывает детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 1 раза в неделю в период с октября по апрель. Использование сказкотерапии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – переложить их выдуманных персонажей, наделить их такими чертами характера, которые присущи самому ребенку. Либо в сказке придумать сюжет или ситуацию, которая в данный момент беспокоит малыша.

Идея, которую преследую я, используя сказкотерапию, как практику психолога- Дети мыслят образно, поэтому с помощью сказкотерапии мы можем достигнуть больших результатов, чем просто беседуя на какие-то темы. Детям до 10 лет проще донести серьёзную информацию, используя при этом фантастические и невероятные примеры, которые в сказках преувеличены, что даёт детям лучше осознать то, что ему хотят рассказать.

Итак, с чего начать? Это самый главный вопрос, который не давал мне покоя.

Можно сказать, что в начале я училась вместе со своими подопечными, но к концу первого года своей практики я накопила достаточно большой опыт. Начинали мы с известных народных сказок- «Колобок», «Курочка-ряба» и т. д. Придумывали имена персонажам сказки, после того, как дети чувствовали себя увереннее стали придумывать другое окончание и продолжение сказки.

Затем, наши фантазии переросли народные сказки и в ход пошли сказки о предметах, которые окружают нас. Например, «Сказка о шариковой ручке» Естественно, эти сказки не несут никакой терапевтической идеи, но они преследуют другую тоже значимую цель- развитие творческого потенциала, развитие речи.

Третьим этапом моего становления, как «сказочника») Стало сочинение сказки «Про чайку, которая очень любила поесть.» Эта сказка родилась в моей голове спонтанно и просто: в младшей группе есть девочка –«малоежка» и никак нельзя было заставить ее кушать. И я просто сказала : А вы знаете ребята сказку про чайку, которая очень любила кушать? И родилась сказка : «Однажды…жила-была чайка, она очень любила покушать. Она жила на берегу прекрасной реки, в которой водилось много рыбы и чайка с утра до ночи только и делала что ловила и ела и ела вкусную рыбку… А потом чайка попробовала вкусную молочную кашу, которую дают в детском саду на завтрак и все-она поняла, что вкуснее этой каши нет ничего на свете и стала чайка летать по детским садам и кушать детскую кашу…И сильно заболела. (ведь чайкам нельзя есть кашу.) а чтоб ее вылечить нужно съесть кашу, чтоб чайке ничего не досталось и тогда она опять будет ловить рыбку. Давайте поможем больной птичке.

И наша «малоежка» впервые за 2 месяца съела ЦЕЛУЮ ложку каши! Меня переполняла гордость! Тогда я вновь поверила в силу сказкотерапии.

Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например, «Однажды.», «когда-то/где-то далеко-далеко», «давным-давно, в одном королевстве.». Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа, к примеру: выключить свет, включить светильник или любую другую подсветку (я использую диско шар и волшебную палочку, которая светится).

План работы по сказке :

1. Ритуал вхождения в сказку.

В моем случае, ритуал происходит так: подгруппа детей разуваются, садятся на пол, выключается свет, включается светильник и звуки природы. Обязательно, каждый из моих фантазеров укрывается мягким пледом, либо мы просто ложимся на пол, но плед присутствует всегда. Если у меня индивидуальное занятие, то мы с ребенком садимся в палатку, на мягкие подушки, укрываемся пледами и волшебство начинается.

2. Прочтение сказки.

Я свои сказки всегда начинаю с самого «главного» слова. Это слово: Однажды…

Если запланировано фантазировать, то начало и конец всегда за психологом (в начале практики, так как если пустить это действо на самотек в этой сказке обязательно кто-нибудь придет с ружьем, или базукой и всех убьёт… Либо будет много крови и отрубленные головы. (Наследие компьютерных игр).

3. Обсуждение сказки.

На этом этапе я предпочитаю просто слушать. То есть, я задаю главный вопрос, который помогает детям идти в нужном мне направлении и слушаю.

4. Проигрывание, драматизация сказки.

Если это индивидуальное занятие, то роль главного героя всегда у ребенка, а главный злодей- это я.

5. Коррекционные упражнения и игры по теме сказки.

В моем случае (в случае психолога, это упражнения на развитие слухоречевой, зрительной памяти, мелкой моторики, упражнения на развитие произвольного внимания, упражнения на удержание внимания. В общем, в этом блоке реализуются рекомендации, которые прописаны в коллегиальном заключении ПМПК)

6. Завершение работы со сказкой, закрепление полученных результатов и знаний, подведение итогов.

7. Ритуал «выхода» из сказки.

Мои занятия заканчиваются так: Я снимаю шляпу сказочника (сказочник прощается с детьми, тухнет волшебная палочка, включается свет и т. д.

На каждом этапе ведущую роль играет психолог.

Эффективность коррекционных воздействий измеряю следующим инструментом: диагностические комплексы «Цветик-семицветик» (использую как входную диагностику;)

Этим измерительным инструментом пользуюсь, проводя контрольно-диагностические срезы : тест тревожности «Теммл, Дорки, Амен»; методика Р. Сирса «Выявление уровня тревожности у дошкольников и младших школьников»; проективные методики: «Кактус», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», наблюдения и обратная связь с педагогами и родителями.

Итоговая диагностика : Пользуюсь итоговой диагностикой, представленной так же программе «Цветик-семицветик»

Результативность практики прослеживается в положительной динамике. Из 12 детей с логопедическим диагнозом ОНР III cт., ОНР IV ст. и ФФН было сформировано 2 группы. Из детей с ЗПР была сформирована 1 группа (7 человек) У 60 % (11) детей из 19 значительно обогатился словарь, снизился уровень напряжения и тревожности, повысилась самооценка. В поведении и деятельности 77%(15) детей проявляется саморегуляция, исчезли барьеры в общении с родителями и сверстниками. Сравнивая истории детей (героев, детали, само действие сказки) в начале и в процессе работы, отмечается разнообразие образов, большее количество мелких деталей, описание природы, деталей костюмов выдуманных героев. Уменьшилось количество историй с сюжетом о смерти и убийствах.

Для достижения положительного результата в работе с практикой, рекомендую:

1. Придерживаться трех правил : умеренность, искренность, дозированность.

2. Если планируете психокоррекционную сказку, то:

• Во-первых, нужно выбирать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

• Во-вторых, описать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. После этого надо ввести героя в проблемную ситуацию, соответствующую реальной, которую переживает ребенок.

• Поиск героем путей решения проблемы необходимо сопровождать комментариями, демонстрацией ситуации с разных точек зрения. Можно ввести помощника - мудрого наставника. В конце делаем вывод, привлекая к этому ребенка. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытые причины определенного поведения, страхов и комплексов ребенка

3. В начале практики желательно пользоваться сказками, которые прошли апробацию. Мне помогли:

- Лабиринт души. Терапевтические сказки (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева)- М. : Академический проект, 2010.

- Сказки Тимура Гагина.

-интернет-ресурсы:

https://psichologvsadu.ru/skazkoterapiya/zanyatiya-po-skazkoterapii

https://infourok.ru/scenariy-otkritogo-zanyatiya-po-skazkoterapii-rodnichek-3558925.html и др.

4. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»

5. Диагностические комплексы «Цветик-Семицветик».

6. Могу помочь с подбором психокоррекционных упражнений, игр и т. д.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство реализации трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 10:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД